Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Спор о возмещении убытков, причиненных уплатой НДС из муниципальной казны при продаже муниципального имущества физическим лицам
Документ от 24.09.2013, опубликован на сайте 11.10.2013 под номером 41569, 2-я гражданская, о взыскании убытков, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Зобова Л.В.                                                                              Дело № 33-3410/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             24 сентября 2013  года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей  Васильевой Е.В. и Полуэктовой С.К.,

при секретаре Мерчиной А.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 23 июля 2013 года, по которому постановлено: 

 

В удовлетворении исковых требований Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска к Майоровой Н*** Е*** о взыскании  убытков в размере 170 730 руб. отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска Фомичёвой Н.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска обратился в суд с иском к Майоровой Н.Е. о взыскании убытков в сумме 170 730 рублей, указав, что по договору купли-продажи от 13 апреля 2010 года Майорова Н.Е. приобрела на аукционе нежилые помещения общей площадью 32,08 кв.м, расположенные по адресу: г. Ульяновске, ул. М***,  по цене 948 500 рублей без учета налога на добавленную стоимость (НДС).

В ходе проведенной в июне 2012 года ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска налоговой проверки установлено, что операции по реализации муниципального имущества, в том числе физическим лицам, признаются объектом налогообложения НДС.

Данное обстоятельство послужило основанием для принятия ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска  решения от 29 июня 2012 года, измененного решением УФНС России по Ульяновской области от 30 августа 2012 года, о перечислении КУГИЗ администрации города Ульяновска в бюджет НДС в размере 21 688 317 рублей. Названная сумма рассчитана по договорам купли-продажи муниципального имущества, заключенным с физическими лицами в период с 2009 года по 2011 год.

Полагает, что КУГИЗ администрации города Ульяновска не является плательщиком НДС, и на него не может быть возложена обязанность по перечислению из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в федеральный бюджет суммы НДС по договорам купли-продажи недвижимого имущества, заключенным с физическими лицами, поскольку такая обязанность должна быть возложена на приобретателя имущества.

По заключенному 13 апреля 2010 года с Майоровой Н.Е. договору купли-продажи недвижимого имущества сумма НДС составляет 18 % от стоимости приобретенных помещений, то есть 170 730 рублей.

Судом привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация города Ульяновска.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении иска.

В обоснование жалобы ссылается на приобретение Майоровой Н.Е. нежилых помещений, что предполагает использование их для получения прибыли, а не для личных нужд.

Указывает, что в силу действующего законодательства ответчица, как покупатель муниципального имущества для осуществления предпринимательской деятельности, после заключения договора купли-продажи обязана была уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость. Неисполнение данной обязанности повлекло причинение убытков бюджету муниципального образования «город Ульяновск», поскольку обязанность по уплате налога возложена на КУГИЗ администрации города Ульяновска.

Комитет не является плательщиком НДС и налоговым агентом. Муниципальное имущество продано Майоровой Н.Е. по цене без учета НДС, то есть Комитет не получал по договору сумму налога на добавленную стоимость.

Поскольку обязанность по уплате НДС возложена на КУГИЗ администрации города Ульяновска, сумма налога должна быть возмещена Комитету ответчиком.

В суд апелляционной инстанции не явилась Майорова Н.Е. и представитель администрации города Ульяновска, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия с учетом мнения представителя истца определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, 13 апреля 2010 года между КУГИЗ администрации города Ульяновска и Майоровой Н.Е. был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества № ***, согласно которому ответчица приобрела на аукционе муниципальное имущество в виде помещений общей площадью 32,08 кв.м, кадастровый номер: *** по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район, ул. М*** по цене 948 500 руб.

В ходе выездной налоговой проверки деятельности КУГИЗ администрации города Ульяновска за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска установлена неуплата НДС за 2009-2011 годы в общей сумме 32 022 531 рублей и вынесено решение от 29 июня 2012 года № *** о привлечении КУГИЗ администрации города Ульяновска к налоговой ответственности с начислением недоимки, пеней, налоговых санкций.

Решением УФНС России по Ульяновской области от 30 августа 2012 года по итогам рассмотрения апелляционной жалобы КУГИЗ администрации города Ульяновска сумма начисленного к уплате НДС уменьшена до 21 688 317 рублей с исключением штрафных санкций и пеней за неуплату данного налога.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04 февраля 2013 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09 апреля 2013 года, отказано в удовлетворении заявления КУГИЗ администрации города Ульяновска о признании недействительным вышеназванного решения ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска в части начисления НДС.

Договор купли-продажи муниципального имущества заключен сторонами в 2010 году, сумма НДС, начисленная КУГИЗ администрации города Ульяновска по данному договору, составляет 170 730 руб.

Предъявляя настоящие  исковые требования, КУГИЗ администрации города Ульяновска отнес начисленный по договору с Майоровой Н.Е. налог к убыткам, которые подлежат взысканию с ответчицы.

В силу п. 2 ст. 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Таким образом, законодатель, установив регулирование, предусмотренное подп. 3 п. 2 ст. 146 (передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации), п. 3 ст. 161 НК РФ, признал реализацию незакрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, операцией, облагаемой НДС.

В силу специфики субъектов правоотношений, участвующих в сделках по реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну муниципального образования, обязанность по уплате НДС возлагается на покупателей (получателей) этого имущества, которые и признаются налоговыми агентами, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальным предпринимателями.

Поскольку Юнусова С.Д. выступала покупателем муниципального имущества, как физическое лицо, она не может быть отнесена к лицам, на которых законом возложена обязанность по уплате НДС.

При реализации органами местного самоуправления нежилых помещений физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, обязанность по уплате НДС возлагается не на покупателей, как на налоговых агентов, а на соответствующий орган местного самоуправления – в данном случае КУГИЗ администрации города Ульяновска в соответствии с правилами п. 5 ст. 173 НК РФ, хотя указанный орган и не признается ни налогоплательщиком НДС, ни налоговым агентом.

Изложенное послужило основанием для освобождения КУГИЗ администрации города Ульяновска от уплаты штрафных санкций и пеней, но не для освобождения от уплаты  налога.

Пунктом 1 ст. 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

По смыслу данной правовой нормы возникновение у лица права требовать возмещения убытков обусловлено нарушением его прав.

Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать в совокупности факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. Отсутствие хотя бы одного из названных обстоятельств исключает наступление ответственности в виде возмещения убытков.

Начисленная КУГИЗ администрации города Ульяновска сумма недоимки по НДС не может быть отнесена к убыткам по смыслу вышеприведенных норм материального права.

В соответствии с действующими положениями налогового законодательства нарушений прав истца действиями ответчика, обязанность которого по уплате НДС при покупке муниципального имущества отсутствовала в связи с совершением сделки купли-продажи, как физическим лицом, не имеется.

В силу указанного, суд первой инстанции, верно оценив представленные по делу доказательства, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Комитетом исковых требований.

Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции с достаточной полнотой, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, не допущено.

Основания для отмены решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, отсутствуют.

Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 23 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                           

 

Судьи