Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании денежных средств
Документ от 24.09.2013, опубликован на сайте 13.10.2013 под номером 41527, 2-я гражданская, о взыскании убытков, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Ибрагимова Е.А.                                         Дело № 33 – 3452 / 2013 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                   24 сентября  2013 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Федоровой Л.Г., Костюниной Н.В.

при секретаре Шаряевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заместителя Главы администрации города Ульяновска – председателя Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска Горюновой Т*** В*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 11 июля 2013 года, которым постановлено:

 

Исковые требования Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска к Либертович Т*** В*** о взыскании денежных средств в размере 163 176 руб. 91 коп. - оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска обратился в суд с иском к Либертович Т.В. о взыскании денежных средств.

Исковые требования мотивированы тем, что 19.04.2010 между КУГИЗ администрации г. Ульяновска и Либертович Т.В. заключен договор купли-продажи  недвижимого имущества ***.  Предметом договора являются нежилые помещения общей площадью 29,8 кв.м., расположенные по адресу:  г. Ульяновск, М***, ***. Цена приобретенного имущества составила 906 538,35 руб. без учета налога на добавленную стоимость.

По результатам проверки, проведенной ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска, принято решение от 29.06.2012 № ***, измененное решением УФНС по Ульяновской области от 30.08.2012 № *** - КУГИЗ администрации г. Ульяновска предложено перечислить в бюджет налог на добавленную стоимость в сумме 21 688 317 руб., рассчитанный по договорам купли-продажи муниципального имущества, заключенным с физическими лицами за 2009 – 2011 годы.

Не являясь плательщиком НДС, КУГИЗ администрации г. Ульяновска должен перечислить из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в федеральный бюджет сумму налога на добавленную стоимость по договорам купли-продажи недвижимого имущества, заключенным с физическими лицами.

Считает, что сумма НДС должна быть возмещена КУГИЗ администрации г. Ульяновска покупателями муниципального имущества – физическими лицами, поскольку муниципальное имущество приобреталось ими не для личных нужд, а для ведения предпринимательской  деятельности и получения прибыли.

Либертович Т.В., приобретая муниципальное имущество для осуществления предпринимательской деятельности, после заключения договора купли-продажи, обязана была уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость.  В связи с неисполнением Либертович Т.В. обязанности по исчислению и уплате НДС, данная обязанность была возложена Инспекцией на КУГИЗ администрации г. Ульяновска, в результате чего бюджет муниципального образования «город Ульяновск» понес убытки в размере неоплаченной ответчиком суммы НДС.  Просит взыскать с Либертович Т.В. убытки в сумме 163 176 руб. 91 коп.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает, что судом необоснованно не принят довод Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска о том, что недвижимое имущество, приобретенное Либертович Т.В., представляет собой коммерческую недвижимость и приобреталась не для личных нужд физического лица, а для получения прибыли. Материалами дела подтверждается, что приобретенное Либертович Т.В. имущество представляет собой нежилые помещения, которые не могли использоваться для личных целей. Полагает, что Либертович Т.В., являющаяся покупателем муниципального имущества, и приобретающая  данное имущество для осуществления предпринимательской деятельности, после заключения договора купли-продажи, обязана была уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость.

Имущество, расположенное по ул. М***, д. ***, было продано Либертович Т.В. по цене, не включающей в себя налог на добавленную стоимость.  Сумму налога на добавленную стоимость КУГИЗ администрации г. Ульяновска не получал. Перечисление данной суммы из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в федеральный бюджет приведет к уменьшению выкупной цены проданного имущества, что противоречит ст. 51 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

В связи с неявкой представителя Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, Либертович Т.В., извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом в заседание апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно статьям 12, 55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Из материалов дела следует, что 19 августа 2010 г. между Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска и Либертович Т.В. заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, а именно, нежилого помещения общей площадью 29,8 кв.м. по адресу: г. Ульяновск, ул. М***, ***, находящихся в муниципальной собственности, по цене 906 538,35 руб.

Выездной налоговой проверкой ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска деятельности КУГИЗ администрации города Ульяновска за период с 01 января 2009 г. по 31 декабря 2011 г. установлена неуплата НДС за 2009-2011 годы в общей сумме 32 022 531 руб.

По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 06 июня 2012г. № *** и вынесено решение от 29 июня 2012 г. № *** о привлечении КУГИЗ администрации города Ульяновска к налоговой ответственности с начислением недоимки, пеней, налоговых санкций.

Решением от 30 августа 2012 г. Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области по итогам рассмотрения апелляционной жалобы КУГИЗ администрации города Ульяновска сумма начисленного к уплате НДС уменьшена до 21 688 317 руб., исключены санкции и пени по этому налогу.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04 февраля 2013 г. отказано в удовлетворении заявления КУГИЗ администрации города Ульяновска о признании недействительным вышеназванного решения ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска в части начисления НДС.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 апреля 2013 г. изменена мотивировочная часть названного решения, исключены выводы суда о возможности уплаты НДС физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.

Договор купли-продажи между сторонами заключен в 2010 году, сумма НДС начислена КУГИЗ администрации города Ульяновска, в том числе исходя из этого договора, что от цены договора составило 163 176 руб. 91 коп.

Предъявляя рассматриваемые требования, КУГИЗ администрации города Ульяновска отнес начисленный налог к убыткам, которые подлежат взысканию с Либертович Т.В.

В силу пункта 2 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Таким образом, законодатель, установив регулирование, предусмотренное подпунктом 3 пункта 2 статьи 146 (передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации), указанным выше пунктом 3 статьи 161 НК РФ, признал реализацию незакрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, операцией, облагаемой НДС.

В силу специфики субъектов правоотношений, участвующих в сделках по реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну муниципального образования, обязанность по уплате НДС возлагается на покупателей (получателей) этого имущества, которые и признаются налоговыми агентами, но за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальным предпринимателями.

Поскольку Либертович Т.В. выступала покупателем муниципального имущества, как физическое лицо, она не может быть отнесена к лицам, на которых возложена обязанность по уплате НДС.

При реализации органами местного самоуправления нежилых помещений физическим лицам, обязанность по уплате НДС возлагается не на покупателей, как на налоговых агентов, а на соответствующий орган местного самоуправления – в данном случае КУГИЗ администрации города Ульяновска в соответствии с правилами пункта 5 статьи 173 НК РФ, хотя указанный орган и не признается ни налогоплательщиком НДС, ни налоговым агентом.

Изложенное послужило основанием для освобождения КУГИЗ администрации города Ульяновска от уплаты штрафных санкций и пени, но не для освобождения от уплаты налога.

Пунктом 1 статьи 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками в соответствии с пунктом 2 указанной статьи понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

По смыслу данной правовой нормы возникновение у лица права требовать возмещения убытков обусловлено нарушением его прав.

Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать в совокупности факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. Отсутствие хотя бы одного из названных обстоятельств исключает наступление ответственности в виде возмещения убытков.

Начисленная КУГИЗ администрации города Ульяновска сумма недоимки по НДС не может быть отнесена к убыткам по смыслу вышеприведенных норм материального права.

В ходе судебного разбирательства не установлено наличие всех условий для возложения на Либертович Т.В. обязанности по возмещению исчисленных сумм НДС в качестве убытков.

В связи с действующими положениями налогового законодательства, приведенными выше, отсутствует нарушение прав истца действиями ответчика, обязанность которого по уплате НДС при покупке муниципального имущества отсутствовала, в связи с совершением этой сделки, как физическим лицом.

Кроме того, начисленный НДС КУГИЗ администрации города Ульяновска до настоящего времени не оплачен.

Изложенное подтверждает отсутствие оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем доводам сторон судом дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 11 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу  Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи