Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Постановление (05.09.2013 - 12:56)
Документ от 05.09.2013, опубликован на сайте 09.09.2013 под номером 41093, Президиум уголовный, УК РФ: ст. 30 ч.3 - ст. 228.1 ч.3 п. б, ИЗМЕНЕН ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор

***                                                                     Дело № 44-У-258/2013

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск                                                                                     05 сентября 2013 года

 

Президиум Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Максимова А.И.

и членов президиума Маркиной Л.А., Болбиной Л.В., Жаднова Ю.М., Ермохиной Т.Н.,

при секретаре Вахтуровой М.В.

рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Шестопёрова В.Ю. на приговор Заволжского районного суда г.Ульяновска от 13 апреля 2011 года в отношении

ШЕСТОПЁРОВА  В*** Ю***,

родившегося *** года в г.У***, гражданина РФ, со средним специальным образованием, холостого, неработавшего, проживавшего по адресу: г.У***, бул.К***, ***; ранее судимого 09 марта 2011 года по ч.3 ст.30, ч.1 ст.161 УК РФ к 220 часам обязательных работ, наказание не исполнено,

осуждённого к лишению свободы сроком: по ч.3 ст.30, п.«г» ч.3 ст.2281 УК РФ с применением ст.64 УК РФ на 6 лет 6 месяцев, по ч.2 ст.228 УК РФ на 3 года, на основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путём частичного сложения назначенных наказаний  – на 7 лет, а в соответствии с ч.5 ст.69 УК РФ и ст.71 УК РФ по совокупности преступлений путём частичного сложения вновь назначенного наказания с наказанием по приговору от 09 марта 2011 года – окончательно на 7 лет 20 дней с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Мера пресечения Шестопёрову В.Ю. изменена с подписки о невыезде и надлежащем поведении на заключение под стражу, и срок отбывания наказания исчислен с 13 апреля 2011 года.

 

В кассационном порядке данный приговор не обжаловался.

 

Постановлением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 25 апреля 2013 года указанный приговор пересмотрен в порядке ст.10 УК РФ: исключено осуждение Шестопёрова В.Ю. по ч.2 ст.228 УК РФ; постановлено считать его осуждённым по ч.3 ст.30, п.«г» ч.3 ст.2281 УК РФ с применением ст.64 УК РФ к наказанию в виде 6 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

В апелляционном порядке данное постановление не рассматривалось.

 

Заслушав доклад судьи Ульяновского областного суда Крамаренко В.В., изложившего обстоятельства дела, содержание приговора и кассационного определения, доводы надзорной жалобы и мотивы вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, выступления адвоката Кузнецовой А.Г., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Хрулёва С.А., согласившегося с изложенными в постановлении о возбуждении надзорного производства доводами, президиум

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Из материалов уголовного дела следует, что Шестопёров В.Ю. признан виновным в покушении 25 и 27 ноября 2010 года, 12 декабря 2010 года на незаконный сбыт наркотического средства дезоморфина в особо крупном размере (соответственно массой 1,51 грамма, 4,53 грамма и 4,65 грамма), а также незаконном изготовлении и хранении 02 декабря 2010 года без цели сбыта наркотического средства в особо крупном размере дезоморфина массой 100,733 грамма, совершённых на территории г.У*** при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В надзорной жалобе осуждённый Шестопёров В.Ю. просит приговор суда пересмотреть по тем основаниям, что сотрудниками правоохранительных органов была допущена провокация.

 

Проверив представленные материалы, обсудив доводы надзорного представления, президиум приходит к убеждению о необходимости изменения приговора по следующим основаниям.

 

Согласно положениям ч.2 ст.297 УПК РФ приговор суда признаётся законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями УПК РФ и основан на правильном применении уголовного закона.

Однако по настоящему уголовному делу указанные требования закона судом в полном объёме не соблюдены.

Как усматривается из установленных в судебном заседании обстоятельств дела, после проведения 25 ноября 2010 года сотрудниками УФСКН оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка», полученная ими ранее оперативная информация о занятии Шестопёрова В.Ю. незаконным сбытом наркотического средства дезоморфина получила своё подтверждение. После чего сотрудники УФСКН действия Шестопёрова В.Ю. не пресекли, а вновь организовали и провели в отношении него повторные проверочные закупки, в ходе которых 27 ноября и 12 декабря 2010 года у него приобретался дезоморфин. Приведенные оперативно-розыскные мероприятия нельзя признать обоснованными, поскольку они не вызывались необходимостью, так как не были обусловлены новыми целями и задачами оперативно-розыскной деятельности, при этом дальнейшее продолжение оперативно-розыскных мероприятий каких-либо новых результатов по их завершении не имело, а полученные в ходе них результаты свидетельствуют лишь о причастности Шестопёрова В.Ю. к незаконному обороту наркотического средства. Однако эти обстоятельства судом первой инстанции не были учтены и не получили надлежащей оценки.

С учетом изложенного из обвинения Шестопёрова В.Ю., квалифицированного по ч.3 ст.30, п.«г» ч.3 ст.2281 УК РФ, следует исключить его осуждение за покушение на незаконный сбыт наркотических средств 27 ноября и 12 декабря 2010 года.

 

Кроме того, на момент рассмотрения дела в надзорной инстанции в соответствии с примечанием к Списку 1 наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещён, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 01 октября 2012 года № 1002, вступившему в законную силу с 01 января 2013 года, для всех жидкостей и растворов, содержащих хотя бы одно наркотическое или психотропное вещество, перечисленное в списке 1, их количество определяется массой сухого остатка после высушивания до постоянной массы при температуре +70 …+110 градусов Цельсия.

Согласно выводам эксперта изъятое у Шестопёрова В.Ю. в ходе личного досмотра 02 декабря 2010 года вещество в виде подвижного раствора массой 100,622 грамма содержит в своём составе дезоморфин в смеси с нейтральным компонентом (водой).

В материалах дела отсутствуют данные о массе сухого остатка данного наркотического средства, то есть о его количестве. В соответствии с актом уничтожения от 28 июня 2011 года это наркотическое средство уничтожено.

Диспозициями ч.1 и ч.2 ст.228 УК РФ в обязательном порядке установлен размер наркотического средства, соответственно, крупный и особо крупный, который по делу в настоящий момент установить невозможно. Поэтому, при таких обстоятельствах в силу ст.14 УПК РФ все сомнения толкуются в пользу осуждённого, в связи с чем президиум находит необходимым освободить Шестопёрова В.Ю. от уголовного преследования по ч.2 ст.228 УК РФ.

 

Что касается совершённого Шестопёровым В.Ю. покушения на незаконный сбыт наркотического средства 25 ноября 2010 года, то, вопреки доводам жалобы, судом правильно в соответствии с требованиями ст.73 УПК РФ установлены фактические обстоятельства дела. При этом результаты оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка», проведённого 25 ноября 2010 года, судом первой инстанции обоснованно признаны допустимыми доказательствами по делу, поскольку получены они с соблюдением всех требований закона, в том числе положений, предусмотренных Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности». Причём выводы суда о виновности Шестопёрова В.Ю. по данному эпизоду основаны на достаточной совокупности достоверных доказательств, подробно изложенных в приговоре, которым судом дана надлежащая оценка  как каждому в отдельности, так и в их совокупности в соответствии с требованиями, предусмотренными ст.ст.17, 88 УПК РФ.

Вместе с тем действия осуждённого по данному эпизоду подлежат переквалификации с ч.3 ст.30, п.«г» ч.3 ст.2281 УК РФ на ч.3 ст.30, ч.1 ст.2281 УК РФ (в редакции Федерального закона РФ № 87-ФЗ от 19 мая 2010 года) по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, по заключению судебно-химической экспертизы вещество (жидкость) массой 1,51 грамма, сбытое Шестопёровым В.Ю. 25 ноября 2010 года лицу, проводившему проверочную закупку, является дезоморфином, сухой остаток которого установлен после высушивания до постоянной массы при температуре +70 …+110 градусов Цельсия только в отборочной части 0,5 мл и составил 0,01 грамма. Согласно акту уничтожения от 28 июня 2011 года это наркотическое средство в полном объёме уничтожено. При таких обстоятельствах в силу ст.14 УПК РФ все сомнения толкуются в пользу осуждённого, в связи с этим и с учётом списков наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, на момент постановления приговора (согласно Постановлению Правительства РФ № 76 от 07.02.2006, в редакции от 11.03.2011 № 158) и на данный момент (согласно Постановлению Правительства РФ № 1002 от 01.10.2012), размер наркотического средства, которое пытался сбыть Шестопёров В.Ю., не является крупным или особо крупным.

 

С учётом фактических обстоятельств дела и степени общественной опасности совершённого Шестопёровым В.Ю. преступления президиум не находит оснований для изменения категории его тяжести в соответствии с положениями ч.6 ст.15 УК РФ.

Однако в связи со значительным уменьшением объёма обвинения, с учетом сведений о личности Шестопёрова В.Ю. и всех юридически значимых обстоятельств по делу, подробно изложенных в приговоре, президиум считает необходимым снизить осуждённому наказание.

Кроме того, президиум находит основания при назначении окончательного наказания по ч.5 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений применить принцип поглощения менее строгого наказания более строгим.

 

В связи с изменением данного приговора подлежит отмене последующее судебное решение – постановление Ульяновского районного суда Ульяновской области от 25 апреля 2013 года.

 

На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст.407, 408 УПК РФ, президиум Ульяновского областного суда

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

Приговор Заволжского районного суда г.Ульяновска от 13 апреля 2011 года в отношении Шестопёрова   В*** Ю*** изменить:

 

- исключить из его осуждения по ч.3 ст.30, п.«г» ч.3 ст.2281 УК РФ эпизоды покушения на незаконный сбыт наркотического средства в особо крупном размере от 27 ноября и 12 декабря 2010 года;

 

- переквалифицировать действия Шестопёрова В.Ю. по эпизоду от 25 ноября 2010 года с ч.3 ст.30, п.«г» ч.3 ст.2281 УК РФ на ч.3 ст.30, ч.1 ст.2281 УК РФ (в редакции Федерального закона РФ № 87-ФЗ от 19 мая 2010 года), по которой назначить ему наказание с применением положений ст.64 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев;

 

- на основании ч.5 ст.69 УК РФ (в редакции Федерального закона РФ № 420-ФЗ от 07 декабря 2011 года), ст.71 УК РФ по совокупности преступлений путём поглощения менее строгого наказания более строгим, назначенных соответственно приговорами от 09 марта 2011 года и от 13 апреля 2011 года, окончательно назначить Шестопёрову В.Ю. наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев;

 

- по ч.2 ст.228 УК РФ Шестопёрова В.Ю. от наказания в порядке п.13 ст.397 УПК РФ освободить.

 

В остальной части приговор в отношении осуждённого Шестопёрова В.Ю. оставить без изменения, а его надзорную жалобу – без удовлетворения.

Постановление Ульяновского районного суда Ульяновской области от 25 апреля 2013 года, вынесенное в отношении Шестопёрова В.Ю., отменить и производство по делу прекратить.

 

Председательствующий                                                                            А.И. Максимов