Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении жилого помещения вне очереди
Документ от 27.08.2013, опубликован на сайте 13.10.2013 под номером 41088, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения вне очереди, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Маслюкова А.В.                                                                      Дело № 33-2814/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     27 августа 2013 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Кинчаровой О.Е., Логинова Д.А.,

при секретаре Пузакиной К.К.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 20 мая 2013 года, по которому постановлено:

 

Иск Фоменко А*** Н*** удовлетворить.

Признать решение комиссии по учету и распределению жилой площади при администрации г. Ульяновска от 15 марта 2012 года о непризнании нуждающимся в улучшении жилищных условий в отношении Фоменко А*** Н*** незаконным.

Возложить на Правительство Ульяновской области обязанность предоставить Фоменко А*** Н*** на состав семьи один человек жилое помещение по договору социального найма из жилищного фонда Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., объяснения представителя Правительства Ульяновской области Гордеевой О.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,   представителя Фоменко А.Н. – Большаковой С.Е., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Фоменко А.Н. обратился в суд с иском к администрации г. Ульяновска о  признании незаконным решения заседания комиссии по учету и распределению жилой площади при администрации г. Ульяновска от 15 марта 2012 г., обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее нормы предоставления.

В обоснование требований указал, что он с 25 ноября 2011 года зарегистрирован и проживает со своей родной сестрой А*** Л.Н. в принадлежащей ей комнате, площадью 18,03 кв.м семикомнатной коммунальной квартиры, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Г***, д.***, кв.***. До указанной даты он был зарегистрирован в квартире родителей, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Е***, д. ***, кв.***, принадлежащей отцу. С 27 августа 2008 года по 1 июня 2011 г. он отбывал наказание в местах лишения свободы  по приговору Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 4  марта 2009 года.

В период  отбытия наказания он приобрел заболевание в виде ***, в связи с чем был поставлен на диспансерный учет с 23 июня 2011 года в ГУЗ «***», с 15 июня 2011 г. по 15 февраля 2012 г. находился в данном учреждении на стационарном лечении. Ему установлена инвалидность *** группы в связи с имеющимся заболеванием.

После  выписки из лечебного учреждения стал постоянно проживать со своей сестрой в  принадлежащей ей комнате вышеуказанной коммунальной квартиры.

Он болеет заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. №378.    В связи с этим он имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

По результатам его обращения от марта 2012 года о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке комиссией по учету и распределению жилой площади при администрации г. Ульяновска было принято 15 марта 2012 г. решение об отказе в удовлетворении его заявления, мотивированное тем, что он был обеспечен учетной нормой жилья по прежнему месту жительства, намеренно ухудшил свои жилищные условия, и может быть поставлен на учет не ранее чем через 5 лет.

Считает указанное решение незаконным и необоснованным. Жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения права на получение жилого помещения вне очереди.

Он намеренно не ухудшал свои жилищные условия. Он снялся с регистрационного учета из квартиры, принадлежащей отцу, поскольку последний, узнав о наличии у него серьезного заболевания, не пожелал проживать с ним в одной квартире.

 

Судом  к участию в деле в качестве ответчика привлечено Правительство Ульяновской области.

 

Фоменко А.Н. уточнил свои исковые требования, просил суд  обязать Правительство Ульяновской области предоставить жилое помещение по договору социального найма из жилищного фонда Ульяновской области.

 

Рассмотрев данный спор по существу, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе  Правительство Ульяновской области, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым отказать  Фоменко А.Н. в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает на то, что судом неправильно применены нормы материального права. Возложение обязанности на Правительство Ульяновской области по предоставлению жилого помещения по договору социального найма противоречит законодательству Российской Федерации.

Фоменко А.Н. до 25 ноября 2011 г. был зарегистрирован в квартире своих родителей как член семьи собственника и был обеспечен учётной нормой жилья. Истец добровольно снялся с регистрационного учета по адресу квартиры своих родителей и с 25 ноября 2011 г. зарегистрировался в комнате сестры в коммунальной квартире. Он намеренно ухудшил свои жилищные условия, и в соответствии  с требованиями статьи 53 ЖК РФ он может быть принят на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.  Отказ комиссии по учету и распределению жилой площади при администрации г. Ульяновска от 15 марта 2012 г. Фоменко А.Н.  в праве на внеочередное предоставление жилой площади по договору социального найма является законным и обоснованным.

В настоящее время законодательством не предусмотрен специальный порядок правового регулирования вопросов, касающихся предоставления жилых помещений по договорам социального найма, из жилищного фонда субъекта РФ. На требования истца о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, распространяется общий, установленный Жилищным кодексом РФ порядок предоставления жилого помещения, обязанность по предоставлению жилого помещения относится к компетенции органов местного самоуправления.

Судом необоснованно возложена на Правительство Ульяновской области обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда Ульяновской области.

Правительство Ульяновской области – это бюджетное учреждение, которое финансируется за счет средств, предусмотренных в смете. Такая статья расходов, как предоставление жилых помещений по договору социального найма, в смете Правительства области не предусмотрена.

 

В возражениях на жалобу Фоменко А.Н. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Фоменко А.Н., представители администрации г. Ульяновска, КУГИЗ администрации г. Ульяновска в суд  не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции были извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Правительства Ульяновской области, возражения на жалобу Фоменко А.Н., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Материалами дела установлено, что Фоменко А.Н., *** года рождения, проживает и зарегистрирован в комнате коммунальной семикомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Г***, д.***, кв. ***. В данной комнате он проживает со своей сестрой А*** Л.Н., являющейся собственницей указанной комнаты.

Фоменко А.Н. страдает с октября 2009 года по настоящее время заболеванием с диагнозом «***»,  состоит на диспансерном учете в ГКУЗ «***», периодически проходит стационарное лечение,  является инвалидом *** группы.

Фоменко А.Н. обратился  в администрацию города Ульяновска с заявлением о внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма в связи с наличием у него тяжелой формы хронического заболевания.

В удовлетворении указанного заявления ему было отказано, в связи с чем он обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 ***.

На основании надлежащей оценки исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе показаний свидетеля С*** Е.Н., участкового врача ГКУЗ «***» о наличии у истца острой заразной формы ***, устойчивой к лечению, и о его особой опасности для окружающих, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, Фоменко А.Н. страдает тяжелой формой хронического заболевания,  входящего в вышеуказанный Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире,  и с учетом  того, что истец проживает с сестрой в комнате коммунальной квартиры, суд правильно посчитал, что он имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь нормами действующего федерального  жилищного законодательства, а также положениями Закона Ульяновской области от 29 сентября 2009 года № 130-ЗО «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Ульяновской области социального использования гражданам, больным заразными формами туберкулеза»,  законно и обоснованно признал решение комиссии по учету и распределению жилой площади при администрации г. Ульяновска от 15 марта 2012 года о непризнании Фоменко А.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий незаконным и  возложил на Правительство Ульяновской области  обязанность предоставить истцу на состав семьи один человек жилое помещение по договору социального найма из жилищного фонда Ульяновской области.

Доводы жалобы о несогласии с решением суда в части признания незаконным решения комиссии по учету и распределению жилой площади при администрации г.Ульяновска от 15 марта 2012 года со ссылкой на то, что Фоменко А.Н., добровольно снявшись 25 ноября 2011 года с регистрационного учета из квартиры своего отца, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Е***, д.***, кв.***, где он был обеспечен учётной нормой жилья, намерено ухудшил свои жилищные условия и, соответственно, согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, являются несостоятельными.

В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя  из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ответу  из Ульяновского областного государственного унитарного предприятия бюро технической инвентаризации на запрос суда апелляционной инстанции принадлежащая отцу Фоменко А.Н. квартира, расположенная по адресу: г.Ульяновск, ул. Е***, д.***, кв.***, согласно данным технической инвентаризации является двухкомнатной, при этом жилые комнаты смежные.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что и при проживании в указанной квартире, общей площадью 45, 2 кв.м., с матерью и отцом, с учетом того, что квартира состоит из двух смежных жилых комнат, в связи с чем невозможно выделить для отдельного проживания истца изолированную комнату, Фоменко А.Н. в связи с имеющимся у него заболеванием должен был быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и имел право на предоставление вне очереди жилого помещения независимо от того, что был обеспечен в данной квартире учётной нормой жилья.

Доводы в жалобе о несогласии с решением в части возложения обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма на Правительство Ульяновской области являются необоснованными.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 49  Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В Ульяновской области принят Закон от 29 сентября 2009 года  № 130-ЗО «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Ульяновской области социального использования гражданам, больным заразными формами туберкулеза», которые регулирует отношения, связанные с предоставлением жилых помещений государственного жилищного фонда Ульяновской области социального использования гражданам, больным заразными формами туберкулеза (ст. 1).

В соответствии со статьей 2 указанного Закона Ульяновской области гражданам, указанным в статье 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», вне очереди предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда Ульяновской области социального использования с учетом их права на дополнительную жилую площадь.

В соответствии с Уставом Ульяновской области, утвержденным Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 19 мая 2005 года № 31/311, Правительство Ульяновской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области и в его полномочия входит управление и распоряжение государственной собственностью Ульяновской области, в том числе и казной области (статьи 7, 24, 27).

В соответствии со статьями 1,8,9 Закона Ульяновской области от 9 июня 2005 года № 043-ЗО «О Правительстве Ульяновской области» исполнительную власть в Ульяновской области осуществляет Правительство Ульяновской области, которое полномочно управлять и распоряжаться собственностью Ульяновской области, разрабатывать проекты областного бюджета и обеспечивать его исполнение.

С учетом   изложенного судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения государственного жилищного фонда Ульяновской области социального использования  должна быть возложена на Правительстве Ульяновской области, которое полномочно распоряжаться собственностью Ульяновской области, в том числе и её казной.

Отсутствие порядка реализации Закона Ульяновской области от 29 сентября 2009 года  № 130-ЗО не может являться основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения государственного жилищного фонда Ульяновской области на орган местного самоуправления – администрацию г.Ульяновска. 

Поскольку в Ульяновской области отсутствует нормативный правовой акт, наделяющий органы местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение такой категории граждан, как лиц, больных заразными формами туберкулеза, жилыми помещениями, в силу части 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для возложения на администрацию г. Ульяновска обязанности по предоставлению истцу по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда не имеется.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции и не могут повлечь отмену решения суда.

В силу изложенного решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь  статьями 328, 329  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 20 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи