Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об отмене постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты
Документ от 28.08.2013, опубликован на сайте 03.09.2013 под номером 40892, 2-я гражданская, о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Шлейкин М.И.                                                                     Дело № 33-3313/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск                                                                                               28 августа 2013 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Кинчаровой О.Е., Нефедова О.Н.,

при секретаре Шаряевой Л.О.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Исаева  В*** М*** на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 2 августа 2013 года, по которому постановлено:

 

Заявление Зарубина В*** С*** удовлетворить.

Отменить постановление территориальной избирательной комиссии МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области от 16.07.2013 года «О регистрации Исаева В*** М*** кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «Елаурское сельское поселение» третьего созыва по Елаурскому десятимандатному избирательному округу».

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., пояснения представителя ТИК МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области Назарова А.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Зарубин В.С. обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов МО «Елаурское сельское поселение» третьего созыва по Елаурскому десятимандатному избирательному округу Исаева В.М.

Заявление мотивировал тем, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу. Основанием для отмены регистрации кандидата Исаева В.М. считает нарушение процедуры его выдвижения, предусмотренной Уставом КПРФ, выразившееся в том, что решение о выдвижении  Исаева В.В. кандидатом в депутаты было принято конференцией Сенгилеевского районного отделения КПРФ, а не Комитетом районного отделения КПРФ, как это предусмотрено абзацем 16 пункта 5.8 Устава Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Также указывает на непредставление в ТИК МО «Сенгилеевский район» документа, подтверждающего согласование его кандидатуры с Бюро Комитета регионального отделения КПРФ и документа о создании местного отделения КПРФ. В связи с этим полагает, что у ТИК МО «Сенгилеевский район» не было оснований для регистрации Исаева В.М.  кандидатом в депутаты.

 

Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

 

В апелляционной жалобе Исаев В.М. просит решение отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что нарушения процедуры  выдвижения его кандидатом в депутаты не было допущено. Конференция, являясь высшим руководящим органом местного отделения КПРФ, в соответствии с п. 5.3 Устава КПРФ имеет право самостоятельно решать любые вопросы, связанные с деятельностью местного отделения КПРФ, в том числе и решать вопросы выдвижения  членов местного отделения партии кандидатами в депутаты.  Это согласуется с положениями п. 2 ст. 25 Федерального закона «О политических партиях», согласно которым решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов в депутаты в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии. Такими органами в партии, согласно Уставу, являются конференция и комитет местного отделения. Таким образом, у  местного отделения есть выбор посредством какого органа реализовать свое право на выдвижение кандидатов в депутаты. Местное отделение партии выдвинуло его (Исаева В.М.) кандидатом на конференции путем тайного голосования, что соответствует Уставу КПРФ.

Кроме того, суд вышел за рамки заявленного требования, так как Зарубин В.С, просил не отменить постановление ТИК, а отметить.

 

Исаев В.М., Зарубин В.С., представитель Ульяновского регионального отделения КПРФ, Совета депутатов МО «Елаурское сельское поселение» в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Исаева В.М., судебная коллегия приходит к следующему.

 

Решением Совета депутатов муниципального образования «Елаурское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области от 11 июня 2013 года № *** на 8 сентября 2013 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Елаурское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области третьего созыва.

 

Материалами дела установлено, что Зарубин В.С. на основании постановления ТИК МО «Сенгилеевский район» от 5 июля 2013 года № 92/301-2 зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Елаурское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области третьего созыва по Елаурскому десятимандатному избирательному округу.

 

Исаев В.М. на основании постановления ТИК МО «Сенгилеевский район» от 16 июля 2013 года № 98/377-2 зарегистрирован  кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Елаурское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области третьего созыва по Елаурскому десятимандатному избирательному округу (выдвинут Сенгилеевским районным отделением Политической партии КПРФ).

 

Основания для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата предусмотрены статьей 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Пунктом 6 указанной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

 

В соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях";

в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

 

Аналогичные нормы содержатся в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО.

 

Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в пункте 14.5 которой приведен перечень документов, представляемых выдвинутым кандидатом в избирательную комиссию для регистрации его в качестве кандидата в депутаты.

 

Так, при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии:

нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения)  о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии.

 

Законом Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» предусмотрено, что вместе с заявлением выдвинутый избирательным объединением кандидат обязан представить в окружную избирательную комиссию:

1) официально заверенные постоянно действующим органом избирательного объединения (должностным лицом), уполномоченным на то соответственно уставом избирательного объединения либо решением съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, общего собрания либо предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, решением коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения:

а) копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;

в) решение избирательного объединения о выдвижении его кандидатом.

 

Под избирательным объединением, в соответствии с пунктом 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ понимается: политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

 

Следовательно, Сенгилеевское районное отделение Политической партии КПРФ на выборах в представительный орган муниципального образования выступает в качестве избирательного объединения.

 

Согласно пункту 3.1 Устава КПРФ (с изменениями и дополнениями, в том числе от 24 февраля 2013 года) в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии.

 

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

 

Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» определено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

 

Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства (подпункт «в» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях») позволяет сделать вывод о том, что иное структурное подразделение партии, каковым является местное отделение КПРФ,  выдвигает кандидатов в депутаты на выборные должности в  представительных органах муниципальных образований на общем собрании либо иным органом, предусмотренным Уставом КПРФ.

 

Таким иным органом в соответствии с Уставом КПРФ является Комитет местного отделения (но не конференция – абзац 16 пункта 5.8 Устава).

 

Поскольку решение о выдвижении Исаева В.М. было принято конференцией Сенгилеевского районного отделения КПРФ, а не Комитетом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии нарушения порядка выдвижения Исаева В.М. кандидатом в депутаты.

 

Таким образом, допущено несоблюдение требований закона и Устава КПРФ при выдвижении кандидата  политической партией в депутаты,  что является основанием для отказа в регистрации и отмены регистрации кандидата в депутаты.

 

Доводы апелляционной жалобы, как основанные на ошибочном и расширительном толковании законодательства, подлежат отклонению.

 

Полномочия конференции местного отделения КПРФ не являлись предметом обсуждения при проведении проверки представленных кандидатами документов членами ТИК и не  являются предметом рассмотрения суда.

 

Поскольку Федеральный закон «О политических партиях» при выдвижении местными отделениями политических партий кандидатов на выборные должности в ораны местного самоуправления отсылает к уставам этих партий, то суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Устава КПРФ, предусматривающего, что выдвижение кандидатов в депутаты производится Комитетом местного отделения тайным голосованием по согласованию с бюро комитета регионального отделения КПРФ.

 

Довод апелляционной жалобы о выходе суда за рамки заявленного требования не влияет на правильность вынесенного судом решения, поскольку содержащаяся в заявлении описка (отметить – отменить) не является значимой при проверке судом оспариваемого постановления ТИК. В процессе рассмотрения дела никто из участвующих в деле лиц не заявлял о том, что суть поданного в суд заявления непонятна. Участниками процесса давались пояснения по требованию Зарубина В.С. об оспаривании постановления ТИК о регистрации Исаева В.М. кандидатом в депутаты.

 

Судом исследованы все представленные доказательства, дана оценка всем доводам участвующих в деле лиц по тем обстоятельствам, которые являлись юридически значимыми. В решении приведены положения правовых норм, на основании которых сделаны правильные выводы по делу.

 

С учетом изложенного оснований к отмене решения суда не имеется.

 

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 2 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу  Исаева В*** М*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                  

 

Судьи