Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обжалование отказа ТИК в регистрации кандидатом в депутаты в орган местного самоуправления
Документ от 08.08.2013, опубликован на сайте 20.09.2013 под номером 40597, 2-я гражданская, об оспаривании постановления Территориальной Избирательной комиссии МО "Старомайнский район" Ульяновской области об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Уланов А.В.                                                                       Дело № 33-3038/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск                                                                                             08 августа 2013 год

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е. и Логинова Д.А.,

при секретаре Линник Е.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Базанова Н*** Б*** на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 26 июля 2013 года, по которому постановлено:

 

Заявленные требования Базанова Н*** Б*** об обжаловании отказа территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Старомайнский район» в регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» пятого созыва по Старомайнскому избирательному округу №3, об отмене постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Старомайнский район» от 20.07.2013 № ***, обязании территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Старомайнский район» в трехдневный срок зарегистрировать Базанова Н*** Б*** кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» пятого созыва по Старомайнскому избирательному округу №3 и вынесения частного постановления – оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Королёвой А.В.,  пояснения Базанова Н.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителей территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Старомайнский район» Гусева И.В. и Разореновой Е.Е., возражавших против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Сальникова А.А., считающего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

Базанов Н.Б. обратился в суд с заявлением об обжаловании отказа территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Старомайнский район» в регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» пятого созыва по Старомайнскому двухмандатному избирательному округу №3, об отмене постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Старомайнский район» от 20.07.2013 № ***, обязании в трехдневный срок зарегистрировать его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» пятого созыва по Старомайнскому избирательному округу №3. Также просил вынести частное определение в адрес ТИК и Избирательной комиссии Ульяновской области.

 

Заявление мотивировал тем, что отказ в регистрации кандидатом в депутаты не основан на законе, выводы ТИК являются надуманными. Он выдвинут кандидатом в депутаты высшим органом местного отделения КПРФ – конференцией, что не противоречит Уставу КПРФ и закону. При выдвижении он представил в ТИК документ о регистрации регионального отделения КПРФ как юридического лица, выписку из решения Бюро областного комитета КПРФ о подтверждении полномочий местных отделений КПРФ по состоянию на 22 июня 2013 года.

 

Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

 

В апелляционной жалобе Базанов Н.Б. просит решение отменить. Жалоба мотивирована тем, что судом дано неправильное и расширительное толкование Уставу КПРФ и закону, понятию избирательного объединения; произведено смешение понятий политических партий и общественных объединений. Не доказанным является вывод суда о том, что местное отделение КПРФ должно представлять документ о своем создании. Неправильным является вывод в решении о том, что выдвижение кандидатов должно производиться комитетом местного отделения, а не конференцией местного отделения КПРФ. Суд не учел, что выписка из решения Бюро областного комитета КПРФ подтверждала наличие Старомайнского местного отделения КПРФ в составе Ульяновского регионального отделения КПРФ, а также согласование выдвижения кандидатов в депутаты на местных выборах.

Кроме того, суд не заслушал приглашенных свидетелей Ш*** В.А. и Н*** С.П., которые подтвердили бы факт создания местного отделения КПРФ; на 31 июля 2013 года в деле отсутствовал протокол судебного заседания;  в совещательной комнате находился председатель ТИК.

 

В возражениях на апелляционную жалобу председатель ТИК Разоренова Е.Е. просит отказать в удовлетворении жалобы.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Решением Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» от 11 июня 2013 года № 022-рсд на 08 сентября 2013 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» пятого созыва. 13 июня 2013 года данное решение опубликовано официально.

 

11 июня 2013 года на территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Старомайнский район» возложены полномочия окружной избирательной комиссии при проведении муниципальных выборов на территории муниципального образования 08 сентября 2013 года.

 

11 июля 2013 года Базанов Н.Б. сдал в территориальную избирательную комиссию документы для выдвижения и регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» пятого созыва по Старомайнскому двухмандатному избирательному округу №3.

 

Постановлением ТИК от 20 июля 2013 года № *** Базанову Н.Б. было отказано в регистрации на основании подпунктов «б» и «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», пунктов 2 и 3 части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области». Основанием к отказу в регистрации, согласно постановлению, явилось следующее:

среди представленных кандидатом документов отсутствует решение о создании местного отделения политической партии;

среди представленных документов отсутствует согласование решения Комитета Старомайнского местного отделения КПРФ о выдвижении кандидата с Бюро Комитета областного отделения КПРФ, предусмотренное абзацем 16 пункта 5.8 Устава КПРФ;

выдвижение кандидата произведено конференцией Старомайнского местного отделения КПРФ, что противоречит положениям абзаца 16 пункта 5.8 Устава КПРФ.

 

Давая правовую оценку оспариваемому постановлению и решению суда первой инстанции, судебная коллегия считает их основанными на законах.

 

Базанов Н.Б. выдвинут кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «Старомайнский район» пятого созыва по Старомайнскому двухмандатному избирательному округу №3 решением Конференции избирательного объединения «Старомайнское местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 22 июня 2013 года (непосредственное выдвижение).

 

Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в пункте 14.5 которой приведен перечень документов, представляемых выдвинутым кандидатом в избирательную комиссию для регистрации его в качестве кандидата в депутаты.

 

Так при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии:

нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения)  о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии.

 

Законом Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО предусмотрено, что вместе с заявлением выдвинутый избирательным объединением кандидат обязан представить в окружную избирательную комиссию:

1) официально заверенные постоянно действующим органом избирательного объединения (должностным лицом), уполномоченным на то соответственно уставом избирательного объединения либо решением съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, общего собрания либо предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, решением коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения:

а) копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;

в) решение избирательного объединения о выдвижении его кандидатом;

1.1) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, его кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии  (часть 3 статьи 39).

 

Под избирательным объединением, в соответствии с пунктом 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ понимается: политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

 

Следовательно, местное отделение Политической партии КПРФ на выборах в представительный орган муниципального образования выступает в качестве избирательного объединения.

 

Согласно пункту 3.1 Устава КПРФ (с изменениями и дополнениями, в том числе от 24 февраля 2013 года) в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии.

 

В силу пункта 5.1 Устава КПРФ местное отделение КПРФ (городское, районное и так далее) создается на Учредительном собрании или Конференции членов КПРФ, как правило, на территории деятельности органа местного самоуправления (муниципального образования) по решению Комитета или Бюро Комитета соответствующего регионального отделения КПРФ с учетом особенностей административно-территориального деления субъекта РФ.

 

Таким образом, поскольку местное отделение КПРФ не является юридическим лицом, подлежащим государственной регистрации, в силу федерального и регионального законов, указанных выше, необходимо представление в территориальную избирательную комиссию решения о создании местного отделения КПРФ.

 

Такой документ представлен в ТИК не был.

 

Довод апелляционной жалобы и пояснения Базанова Н.Б. в указанной части о том, что местное отделение КПРФ было создано в 90-х годах, что в подтверждение функционирования местного отделения представлялись документы в ТИК и в суд, не могут повлечь отмену решения суда. Законодательство обязывает кандидата представить в установленный срок в ТИК именно документ о создании местного отделения КПРФ. Выписка из решения областного комитета КПРФ от 22 июня 2013 года о подтверждении по состоянию на 22 июня 2013 года полномочий местных отделений КПРФ документом о создании местного отделения КПРФ не является.

 

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

 

Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» определено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

 

Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства (подпункт «в» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях») позволяет сделать вывод о том, что иное структурное подразделение партии, каковым является местное отделение КПРФ,  выдвигает кандидатов в депутаты на выборные должности в  представительных органах муниципальных образований на общем собрании либо иным органом, предусмотренным Уставом КПРФ.

 

Таким образом, местное отделение КПРФ вправе было выдвинуть кандидатов либо на общем собрании, либо Комитетом местного отделения (но не конференцией).

 

Кроме того, обязательным документом, предусмотренным законами для представления в ТИК, являлся документ о согласовании кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, с соответствующим органом политической партии, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии.

 

Из анализа положений подпункта «ж» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и пункта 1.1 части 3 статьи 39 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО  следует, что с соответствующим органом политической партии согласовываются конкретные кандидатуры, выдвигаемые в качестве кандидатов.

 

Согласование с Бюро Комитета регионального отделения КПРФ предусмотрено абзацем 16 пункта 5.8 Устава КПРФ.

 

Однако, в ТИК не был представлен документ о том, что кандидатура Базанова Н.Б. была согласована с Бюро Комитета регионального отделения КПРФ.

 

В соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях";

отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

 

Аналогичные нормы содержатся в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО.

 

Доводы апелляционной жалобы, как основанные на ошибочном и расширительном толковании законодательства, подлежат отклонению.

 

При представлении документов в ТИК факт создания местного отделения КПРФ должен быть подтвержден документально.  Все предусмотренные законом документы должны быть представлены в ТИК в установленный срок, в силу чего непредставление документов не восполняется путем допроса судом свидетелей либо исследования в суде документов, ранее не представлявшихся в ТИК.

 

Доводы об отсутствии в деле протокола судебного заседания, о нахождении председателя ТИК в совещательной комнате являются голословными.

Ссылки Базанова Н.Б. на то, что :

на конференции местного отделения не присутствовал представитель ТИК;

за три дня до дня заседания ТИК не уведомила его о выявленных недостатках и не предложила принести необходимые документы;

на заседании комиссии не присутствовал представитель КПРФ с правом решающего голоса;

не заседании комиссии не смог присутствовать сам заявитель;

копию постановления об отказе в регистрации заявитель получил на следующий день после заседания комиссии, - не имеют правового значения, поскольку не являются основанием для признания постановления ТИК незаконным.

 

Кроме того по смыслу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ на избирательную комиссию возлагается обязанность извещения кандидата только в случае выявления неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению уже представленных в избирательную комиссию документов. В данном же случае у избирательной комиссии отсутствовала обязанность уведомлять кандидата о непредоставлении требуемых законом документов.

 

Учитывая изложенное, оспариваемое решение суда первой инстанции является законным, оснований  к его отмене не имеется.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 26 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Базанова Н*** Б*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: