Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обязании произвести капитальный ремонт
Документ от 30.07.2013, опубликован на сайте 13.08.2013 под номером 40381, 2-я гражданская, об обязании проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Петрова С.А.                                                                         Дело-33-2641/2013 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   30 июля 2013 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Хреновой Г.И.

судей Чурбановой Е.В., Грудкиной Т.М.

при секретаре Мерчиной А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 17 мая 2013 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Булатовой З*** М***, Сониной Л*** Н***, Снигирь Л*** В***, Плюхина М*** Б***, Рябоконь Л*** А***, Дитяткиной Р*** Н*** к администрации города Ульяновска об обязании проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Ульяновска произвести капитальный ремонт кровли, трубопроводов системы ЦО, ХВС, канализации, запорной арматуры, восстановить теплоизоляцию трубопровода  многоквартирного дома ***  по улице М***   г. Ульяновска.

В удовлетворении остальной части требований Булатовой З*** М***, Сониной Л*** Н***, Снигирь Л*** В***, Плюхина М*** Б***, Рябоконь Л*** А***, Дитяткиной Р*** Н*** к администрации города Ульяновска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истцов Булатовой З.М., Дитяткиной Р.Н.,  возражавших против  доводов апелляционной жалобы, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Булатова З.М., Сонина Р.Н., Снигирь Л.В., Плюхин М.Б., Рябоконь Л.А., Дитяткина Р.Н.   обратились в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства  иском к  администрации города Ульяновска об обязании провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома.

В обоснование иска указали, что являются собственниками жилых помещений в многоквартирном четырехэтажном четырех подъездном доме ***  по ул. М***  в г. Ульяновске,  сданном в эксплуатацию в 1954 году. Управление данным домом в настоящее время осуществляет ОАО «ДК Заволжского района». С момента ввода в эксплуатацию в указанном доме не проводился капитальный ремонт. Администрация  г. Ульяновска, как собственник обязана была произвести капитальный ремонт жилищного фонда перед передачей жилищного фонда управляющей организации ОАО «ДК Заволжского района», однако данную обязанность не исполнила. Необходимость капитального ремонта возникла в период действия ЖК РСФСР, утратившего действие 01.03.2005 в связи с принятием ЖК РФ. Согласно ранее действовавшему законодательству с жильцов дома взималась плата за капитальный ремонт, а на наймодателе лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений.  В силу ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» № 1541-1 от 04.07.1991 за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный  ремонт  дома  в  соответствии  с  нормами  содержания,  эксплуатации и ремонта  жилищного фонда. Расположенные в жилом доме  *** по ул.М*** г. Ульяновска квартиры в настоящий момент находятся как в собственности граждан, так и в собственности администрации г. Ульяновска. При этом на администрации г. Ульяновска лежит обязанность по капитальному ремонту дома, поскольку она возникла до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации и до приватизации гражданами жилых помещений, и до   настоящего времени данная обязанность  не исполнена.

Просили обязать администрацию г.Ульяновска произвести капитальный ремонт: кровли дома с полной заменой кровельного покрытия, заменить деревянные лаги и балки чердачные, восстановить ограждение на крыше, восстановить слив и водостоки с крыши; фасада  - восстановить весь слой покрытия фасада дома, устранить проломы в стене по периметру дома (под крышей), отремонтировать балконы, восстановить цоколь по периметру дома, по всему фасаду привести в порядок провода различного назначения, которые беспорядочно опутали дом; системы холодного водоснабжения и системы водоотведения : замены выпусков водоотведения с поднятием труб на 30-50 см, замена лежаков канализации; отопления : замена труб и радиаторов в подвале и подъездах дома; подъезды : полный ремонт всех подъездов, лестничных пролетов, лестничных площадок, замена всех оконных блоков, арок над входом в подъезды, дверных блоков (выходов на кровлю, чердак, в подвал); электропроводки и электрооборудования – заменить все электропровода в подъездах, подвалах; отремонтировать асфальтовое покрытие придомовой территории.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит  его отменить. Указывает, что осуществление работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг, в том числе по капитальному ремонту в полномочия администрации не входит. Администрация г. Ульяновска не состоит с жителями дома в договорных отношениях, плату за содержание и ремонт жилья не взимает, исполнителем работ по капитальному ремонту дома быть не может. Бремя по содержанию дома лежит на собственниках расположенных в нем жилых помещений, которые должны осуществлять капитальный ремонт за свой счет. Дом находится в управлении ОАО «ДК Заволжского района», которое обязано своевременно принимать меры к сохранности общего имущества дома. Разрушение кровли, трубопроводов систем ЦО, ХВС, канализации, запорной арматуры жилого дома *** по ул.М*** в г.Ульяновске могло бы не быть, если бы управляющая организация своевременно и надлежащим образом исполняла свои обязанности по их содержанию.

Дело рассмотрено в отсутствии истцов Сониной Л.Н., Снигирь Л.В., Плюхина М.Б., Рябоконь Л.А., представителя ответчика администрации города Ульяновска, представителя третьего лица ОАО «ДК Заволжского района г. Ульяновска», извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что на основании договоров о приватизации истцы: Сонина Л.Н. с  ***.2006, Снигирь Л.В. с ***2006, Булатова З.М.  с ***1997, Плюхин М.Б. с ***.2011, Рябоконь  Л.А. с ***.2010, Дитяткина Р.Н.  с ***.2003,  являются собственниками и   проживают в квартирах *** дома *** по ул.М*** г. Ульяновска. Право собственности истцов зарегистрировано в установленном законом порядке и подтверждается представленными свидетельствами о государственной регистрации права.

Дом № *** по ул. М***  в г.Ульяновске представляет собой многоквартирный четырехэтажный  жилой дом, состоящий из четырех подъездов,  сдан в эксплуатацию в 1958 году. В 2003 данный дом был передан в муниципальную собственность  от ФГУП «ПО» УМЗ.

Данный дом передан в соответствии со ст.162 ЖК РФ в управление ОАО «ДК Заволжского района».

В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 (в ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

При этом Федеральным законом от 1 февраля 2010 года N 4-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие указанной статьи  продлено до 1 марта 2015 года.

Из Определения от 19 октября 2010 года № 1334-О-О Конституционного Суда Российской Федерации, статья 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», устанавливающая, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, направлена на защиту имущественных и жилищных прав этих граждан

С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома может быть возложена на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем (органом государственной власти или органом местного самоуправления) обязанности по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, которая возникла до приватизации квартир в данном доме.

Администрация города Ульяновска являясь исполнительно - распорядительным органом города Ульяновска,  в силу своих полномочий обязана осуществлять функции заказчика реконструкции, капитального ремонта муниципальных объектов, обеспечения финансирования работ.

Актом  обследования технического состояния ведомственного жилого фонда ФГУП «ПО УМЗ», актом состава и состояния общего имущества многоквартирного дома по ул. М***, ***,   актами осеннего и весеннего осмотра от 05.08.2012 и от 13.03.2013, зафиксирован факт необходимости проведения капитального ремонта кровли.

В акте обследования жилого дома от 08.04.2013, составленного главным специалистом-экспертом отдела надзора за содержанием, использованием жилищного фонда Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области Ждановичем М.С. указано, что при визуальном осмотре установлено следы загнивания, воздействия влаги на стропильные конструкции, обрешетки кровли по всей площади чердачного помещения дома, неисправно остекление и деревянные конструкции слухового окна на чердаке дома; имеются следы коррозии стояков и лежаков центрального отопления в подвале дома, отсутствует утепляющий слой трубопроводов центрального отопления в подвале и на чердаке дома, провисание трубопровода холодного водоснабжения в подвале дома, следы коррозии, частичного разрушения канализационных трубопроводов в подвале дома,  отсутствуют желоба и трубопроводы наружного водостока.

Необходимость проведения  капитального ремонта трубопроводов системы ЦО, ХВС, канализации, восстановлении теплоизоляции  отражена в акте от 10.12.2003 обследования технического состояния жилого фонда ФГУП «ПО УМЗ» при передаче его в муниципальную собственность.

В соответствии с пунктом 2.4.2. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.

В соответствии с рекомендуемым приложением N 3 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, определяющим минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, продолжительность эксплуатации покрытия крыш из оцинкованной стали  составляет 15 лет

Согласно Приложению 8  к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 работы по ремонту кровли, замене  трубопроводов системы центрального отопления, холодного водоснабжения, канализации, а также запорной арматуры с восстановлением теплоизоляции трубопроводов относятся к работам, производимым при капитальном ремонте жилищного фонда.

С учетом того, что с момента сдачи дома в эксплуатацию прошло более 50 лет и до передачи квартир в данном доме в собственность истцам (приватизации), ответчиком не представлено доказательств проведения капитального ремонта (замены) крыши дома, систем центрального отопления, холодного водоснабжения, канализации за указанный период в целом суд обоснованно пришел к выводу о том, что обязанность по производству указанных работ лежит на ответчике – администрации города Ульяновска.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация города Ульяновска, не является собственником данного дома, в договорных отношениях с собственниками квартир по обслуживанию дома не состоит, соответственно отсутствует у администрации и отсутствует обязанность по проведению капитального ремонта крыши и систем ЦО, ХВС, канализации, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену судебного решения.
Как указывалось выше, до передачи квартир указанного жилого дома в собственность граждан, в том числе и истцов, дом находился в муниципальной собственности и наниматели (граждане) ежемесячно вносили плату на капитальный ремонт, периодичность которого предусмотрена как ранее действовавшими, так и действующими на настоящий момент  Правилами технического содержания жилищного фонда. Многоквартирный жилой дом *** по ул.М*** г. Ульяновска, 1958 года постройки. Сроки эксплуатации конструктивных элементов дома – крыши, а также инженерных систем – ЦО, ХВС, канализации, установленные законом истекли еще на момент приватизации истцами квартир. Поскольку ответчик не представил доказательств проведения  капитального ремонта крыши и систем ЦО, ХВС, канализации до передачи в собственность гражданам квартир в указанном доме, в силу ст.16 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 (в ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»   на нем лежит обязанность по производству указанных работ.
При этом ссылка, в апелляционной жалобе на то, что если бы управляющая компания  надлежащим образом исполняла обязанности по управлению данным домом, то ремонт крыши и указанных инженерных систем не потребовался бы, не состоятельна.
Так, ответчиком не представлено доказательств того, что управляющая компания  ОАО «ДК Заволжского района г. Ульяновска» ненадлежащим образом исполняет обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, и именно в результате этого возникла необходимость проведения капитального ремонта крыши и систем ЦО, ХВС, канализации.  Как указывалось выше, Правилами содержания жилищного фонда установлены предельные сроки эксплуатации отдельных элементов дома и инженерных систем до проведения капитального ремонта, указанные сроки с момента ввода дома в эксплуатацию истекли не один раз. Администрация города Ульяновска, являясь собственником имущества мер к проведению капитального ремонта не предпринимала.

Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (Приложение 7) к текущему ремонту отнесено: восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы; герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции; смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений оконных и дверных заполнений; восстановление или замена отдельных участков и элементов лестниц, балконов, крылец; восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах; установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления, внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, электроснабжения здания, внутридомовой системы вентиляции; вентиляционных и промывочных устройств, крышек мусороприемных клапанов и шиберных устройств; ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток и т.д.

Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (вместе с «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения») перечисленные выше работы также отнесены к текущему ремонту.

Исходя из указанных нормативно правовых актов суд обоснованно пришел к выводу о том, что требования истцов в части обязания администрации города Ульяновска провести  капитальный ремонт  фасада, подъездов, электропроводки, асфальтового покрытия удовлетворению не подлежат, поскольку указанные работы относятся к текущему ремонту.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные администрацией г.Ульяновска в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 17 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска– без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: