Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Капитальный ремонт домов
Документ от 23.07.2013, опубликован на сайте 16.08.2013 под номером 40357, 2-я гражданская, о защите прав потребителей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Романова М..А.                                                                   Дело № 33-2497/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              23 июля  2013 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего   Маслюкова П.А.,

судей                                   Бабойдо И.А. и  Костенко А.П.,

при секретаре                     Калмыковой В.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 07 мая 2013 года, по которому постановлено:

Исковые требования Ульяновской городской общественной организации по защите прав потребителей «Человек и Закон», действующей в интересах Мартьянова А*** П***, Корчагиной Л*** В***, к Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Засвияжского района №1», Администрации города Ульяновска о защите прав потребителей, возложении обязанности по производству ремонта многоквартирного дома удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Ульяновска произвести капитальный ремонт дома № *** по ул. П*** в г. Ульяновске, а именно: отмостки по всему периметру жилого дома, фасада дома, замене оконных блоков во всех подъездах дома;  ремонту системы электроснабжения мест общего пользования, в том числе: замене магистральных кабельных линий до границы ввода в квартиры во всех подъездах дома, замене электропроводки и восстановление освещения в техническом подвале; покраске фасада здания; ремонту (асфальтированию) подходов ко всем подъездам дома и внутриквартальной дороги во дворе дома; замене дверей в тамбурах всех подъездов дома; восстановлении лестниц для входа на крышу в подъезде №№ 1 и 4, замене розлива холодного водоснабжения по месту расположения подъездов №№ 2,3 в техническом подвале дома.

Обязать Открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Засвияжского района №1» произвести текущий ремонт дома  № *** по ул. П*** в г. Ульяновске, а именно: побелку потолков  и окраску стен во всех подъездах дома; ремонт козырьков над входами во все подъезды дома.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» в пользу Мартьянова А*** П***,  Корчагиной Л*** В*** компенсацию морального вреда по 2000 руб. 00 коп. в пользу каждого.

Взыскать с открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Ульяновской городской общественной организации по защите прав потребителей «Человек и Закон», действующей в интересах Мартьянова А*** П***, Корчагиной Л*** В***, к Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Засвияжского района №1», Администрации города Ульяновска о защите прав потребителей, возложении обязанности по производству ремонта многоквартирного дома, отказать.

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., объяснения Корчагиной Л.В., представителя Мартьянова А.П. – Мартьяновой Е.Ю., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ульяновская городская общественная организация по защите прав потребителей «Человек и Закон», действующая в интересах Мартьянова А*** П***, Корчагиной Л*** В***, обратилась в суд с иском к  Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Засвияжского района №1», Администрации города Ульяновска о возложении на ответчиков обязанности произвести капитальный  и текущий ремонт дома   № *** по ул. П*** в г. Ульяновске, а именно: произвести ремонт козырьков подъездов, фасада, отмостки, подъездов (оштукатуривание, окраска, ремонт пола), тротуаров и дороги возле дома, замену трубопроводов ХВС, ЦО, ГВС, ВО в подвале дома и стояках в квартирах, ремонт и восстановление систем электроснабжения мест общего пользования и подвального помещения, замену оконных переплетов и остекление во всех подъездах дома, замену дверей в подъездах и техподвале, произвести оборудование лестниц для выхода на крышу в 1 и 4 подъездах, а также оборудование лестницы в повал третьего подъезда, произвести замену труб газопровода,  произвести замену почтовых ящиков, произвести ремонт тротуаров и дороги возле дома; взыскать с ответчиков в пользу истцов компенсацию морального вреда по 10 000 руб. каждому, штраф в размере 25 % от суммы присужденной судом в пользу потребителя, штраф в пользу УГОО по защите прав потребителей «Человек и закон» в размере 25 % от суммы присужденной судом в пользу потребителя.

Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками квартир в доме № *** по ул. П***  г. Ульяновска. Дом был сдан в эксплуатацию в 1966 г. С момента сдачи и до 01.11.2007 г. дом находился в собственности г. Ульяновска. В настоящее время управление домом осуществляет ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района №1». На протяжении всего срока эксплуатации дом капитально не ремонтировался, текущий ремонт производился не качественно и не регулярно. Истцы добросовестно вносят плату за ремонт и содержание жилья. Они неоднократно обращались к ответчикам с заявлением о производстве ремонта дома, в том числе в письменной форме, однако ремонт произведен так и не был. 

От исковых требований к ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района №1», Администрации города Ульяновска о возложения обязанности на открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Засвияжского района №1», Администрацию города Ульяновска произвести замену газопровода, а также замену стояков трубопроводов ХВС, ЦО, ГВС, ВО в квартирах и замену ЦО, ГВС, ВО в подвале дома истец отказался, производство  по делу в этой части определением суда от 07 мая 2013 года было прекращено.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил решение, приведенное выше.

Не соглашаясь с решением суда, Администрация города Ульяновска в апелляционной жалобе просит его отменить в части возложения на администрацию города обязанности по ремонту отмостки по всему периметру жилого дома, фасада дома, замене оконных блоков во всех подъездах дома; по ремонту системы электроснабжения мест общего пользования, в том числе: замене магистральных кабельных линий до границы ввода в квартиры во всех подъездах дома, замене электропроводки и восстановлению освещения в техническом подвале; покраске фасада здания, ремонту (асфальтированию) подходов ко всем подъездам дома и внутриквартальной дороги во дворе дома; замене дверей в тамбурах всех подъездов дома, восстановлению лестниц для входа на крышу в подъезде №№ 1 и 4, замене розлива холодного водоснабжения по месту расположения подъездов №№ 2,3 в техническом подвале дома.

В жалобе указывают, что осуществление указанных работ в полномочия Администрации г.Ульяновска не входит, в договорных отношениях с истцами по делу она не состоит, исполнителем услуг она не является. Бремя содержания дома в надлежащем состоянии должны нести собственники помещений многоквартирного дома. Денежные средства, составляющие плату за ремонт и содержание жилых домов, в бюджет города не поступают. Предоставление управляющим компаниям бюджетных средств на капитальный ремонт жилых домов является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Полагают, что управляющая компания ненадлежащим образом осуществляла содержание дома № *** по ул.П***, что привело к  необходимости проведения текущего ремонта.

В возражениях на апелляционную жалобу Главная государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом первой инстанции установлено, что дом № *** по ул.П*** в г.Ульяновске является многоквартирным жилым домом, управление которым осуществляет ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1».

Указанный жилой дом сдан в эксплуатацию в 1966 году. С момента сдачи дома в эксплуатацию прошло более 40 лет, при этом капитальный ремонт жилого дома не производился. Данный факт сторонами не оспаривался.

30.08.2007 г. Комитет жилищно-коммунального хозяйства  мэрии города Ульяновска передал, а ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района №1» приняло полномочия по управлению многоквартирным домом № *** по ул. П*** в г. Ульяновске.

Материалами дела установлено, что в указанном многоквартирном доме имеются жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности (в том числе перешедшее им в порядке приватизации), а также жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма и находящиеся в муниципальной собственности.

Истица Корчагина  Л.В. является собственником квартиры №*** в указанном доме на основании договора о передачи жилой площади в собственность от 18.12.2001 г. Мартьянов  А.П. имеет  в собственности квартиру № *** в доме на основании договора купли-продажи от 18.09.2007 года.

Актами обследования жилого дома № *** по ул.П*** в г.Ульяновске от 12.11.2012 г., от 06.05.2013 г. было подтверждено, что указанный дом требует как проведение капитального ремонта, так и текущего.

В актах подробно изложено техническое состояние отдельных элементов и конструкций дома, нуждаемость дома в проведении ремонта.

Верно определив значимые для дела обстоятельства, надлежаще оценив представленные в суд доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения обязанности по выполнению работ по ремонту отмостки по всему периметру жилого дома, ремонту фасада дома, замене оконных блоков во всех подъездах дома,  ремонту системы электроснабжения мест общего пользования, в том числе: замене магистральных кабельных линий до границы ввода в квартиры во всех подъездах дома, замене электропроводки и восстановлению освещения в техническом подвале; покраске фасада здания, ремонту (асфальтированию) подходов ко всем подъездам дома и внутриквартальной дороги во дворе дома, замене дверей в тамбурах всех подъездов дома, восстановлению лестниц для входа на крышу в подъезде №№ 1 и 4, замене розлива холодного водоснабжения по месту расположения подъездов №№ 2,3 в техническом подвале дома на администрацию города Ульяновска.

Судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что выполнение работ по проведению капитального ремонта в полномочия Администрации г.Ульяновска не входит.

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г., действовавшим на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, к перечню текущих работ относятся: восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы; герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции; смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений оконных и дверных заполнений; восстановление или замена отдельных участков и элементов лестниц, балконов, крылец; восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах; установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления, внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, электроснабжения здания, внутридомовой системы вентиляции; вентиляционных и промывочных устройств, крышек мусороприемных клапанов и шиберных устройств; ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток и т.д.; к капитальному ремонту относятся ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий, полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, замена внутриквартирных инженерных сетей (приложение № 8 п. 2, 3, 5).

Согласно п.2  Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество, в состав которого включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), в силу  п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Согласно «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (утв. Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312) капитальный ремонт подразделяется на: комплексный и выборочный.

Комплексный капитальный ремонт охватывает здание в целом или отдельные его секции, при котором устраняют физический и моральный износ здания, то есть предусматривается одновременно восстановление изношенных конструктивных элементов, инженерного оборудования и повышение степени благоустройства здания в целом.

Выборочный капитальный ремонт охватывает отдельные конструктивные элементы здания или его инженерного оборудования, при котором устраняется физический износ. При этом осуществляют ремонт, замену, усиление конструкций и оборудования, неисправность которых может ухудшить состояние смежных конструкций и повлечь за собой повреждение или разрушение.

Исследовав нормативы сроков эксплуатации трубопроводов холодной воды из оцинкованных труб, вводно-распределительных устройств, внутридомовых магистралей, сетей освещения, перегородок шлакобетонных, бетонных, кирпичных, гипсовых, гипсоволокнистых, отмосток, оконных и дверных заполнений с деревянными пролетами, других конструктивных элементов дома, сопоставив их с фактическим сроком эксплуатации и износа дома, суд пришел к правильному выводу о том, что требуемые истцами ремонтные работы по ремонту: отмостки по всему периметру жилого дома, фасада дома, замене оконных блоков во всех подъездах дома;  ремонту системы электроснабжения мест общего пользования, в том числе: замена магистральных кабельных линий до границы ввода в квартиры во всех подъездах дома, замена электропроводки и восстановление освещения в техническом подвале; покраске фасада здания; ремонту (асфальтированию) подходов ко всем подъездам дома и внутриквартальной дороги во дворе дома; замене дверей в тамбурах всех подъездов дома; восстановлении лестниц для входа на крышу в подъезде №№ 1 и 4, замене розлива холодного водоснабжения по месту расположения подъездов №№ 2,3 в техническом подвале дома, относятся к ремонтным работам капитального характера.

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госкомитета РФ по строительству и ЖКХ от 27.09.2003 г. № 170 (приложение № 7) к текущему ремонту по внутренней отделке (п.10) относится лишь восстановление отделки стен, потолков в подъездах, восстановление отдельных элементов оконных, дверных заполнений (п.5), восстановление отдельных участков отмостки, цоколя (п.1), установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем ЦО (п.11), установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации (приложение № 7: п. 1,5,10, 11,12); к капитальному ремонту относится ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий, ремонт крыш до 50%, замена систем центрального отопления, благоустройство дворовых территорий (асфальтирование), замена внутриквартирных инженерных сетей (приложение № 8 п. 2, 3, 5).

По делу установлено, что с момента приватизации Корчагиной  Л.В. квартиры,  капитальный ремонт перечисленных  элементов дома не производился.

Возложение на администрацию города обязанности по капитальному ремонту дома согласуется с требованиями статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми собственники жилых помещений, в том числе граждане, приватизировавшие жилые помещения, несут обязанность по производству капитальных ремонтов после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, как правильно указал суд, исходя из системного толкования статьи 16 вышеназванного Закона, статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений после исполнения этой обязанности бывшим наймодателем.

Поскольку необходимость капитального ремонта (замена отдельных элементов и коммуникаций указанного дома) возникла до приватизации истицей Корчагиной Л.В. квартиры, установленные сроки эксплуатации обозначенных истцами элементов дома истекли,  учитывая, что администрация г.Ульяновска в лице своих структур ЖКХ капитальный ремонт дома не производила с 1966 года, тогда как плата за данный вид работ взималась с жильцов, судебная коллегия находит выводы суда в решении по распределению работ между ответчиками правильными.

Ссылка  в жалобе на то, что организация и проведение капитального ремонта входит в обязанность управляющей компании ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1», не может быть принята во внимание.

Согласно части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут предоставлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Доказательств, подтверждающих факт предоставления ответчиком ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1» бюджетных средств на капитальный ремонт элементов дома № *** по ул.П*** в г.Ульяновске, не представлено.

Другие доводы жалобы существенными не являются, на правильность постановленного по делу решения они не влияют.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 07 мая 2013 года  оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: