Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об открытии дополнительных мест в дошкольных учреждениях
Документ от 25.06.2013, опубликован на сайте 08.08.2013 под номером 39640, 2-я гражданская, о возложении обязанности по принятию мер к открытию дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Челбаева Е.С.                                             Дело № 33 – 1881 / 2013 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                      25 июня 2013 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Фёдоровой Л.Г., Логинова Д.А.,

при секретаре Власовой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам администрации муниципального образования «Барышский район», Управления образования муниципального образования «Барышский район» на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 07 марта 2013 года (с учётом определения того же суда об исправлении описки от 11 апреля 2013 года), которым постановлено:

 

Обязать администрацию муниципального образования «Барышский район» и Управление образования муниципального образования «Барышский район» в срок до 01 мая 2015 принять меры к открытию 701 дополнительного места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях для обеспечения местами детей, состоящих на учете на их получение.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения представителя администрации муниципального образования «Барышский район» Шангареева Е.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Николаевой Н.А., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Барышского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Барышский район» и Управлению образования МО «Барышский район» о возложении обязанности в срок до 01.05.2014 принять меры к открытию 646 дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях для обеспечения местами детей, состоящих на учете на их получение, рожденных в 2007, 2008, 2009, 2010, 2011 и 2012 годах.

 

В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки были выявлены нарушения законодательства в сфере доступности дошкольного образования. Система дошкольного образования на территории МО «Барышский район» представлена пятнадцатью дошкольными образовательными учреждениями и тринадцатью дошкольными группами в составе девяти общеобразовательных школ. Учредителем указанных образовательных учреждений является администрация МО «Барышский район». Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования МО «Барышский район». Согласно информации Управления образования МО «Барышский район» по состоянию на 21.01.2013 наполняемость муниципальных учреждений, оказывающих услуги в сфере дошкольного образования, составляет 1123 ребенка при имеющихся 1055 плановых мест. Кроме того, по состоянию на 21.01.2013 на учете в качестве нуждающихся в получении мест в детских садах состоит 829 детей в возрасте от 0 до 7 лет, в том числе в возрасте от 2 месяцев до 7 лет - 810 детей. По сведениям Управления образования МО «Барышский район» 164 ребенка будут обеспечены местом в 2013 году в связи с выпуском из детского сада детей школьного возраста. Таким образом, в 2013 году в Барышском районе потребуется открыть 646 дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях для обеспечения местами детей, состоящих на учете на их получение, рожденных в 2007, 2008, 2009, 2010, 2011 и 2012 годах. В силу п. 11 ст. 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.2 4.1 ст.31 Закона РФ «Об образовании» вопросы организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесены к вопросам местного значения муниципального района. Между тем, в ходе проведенной проверки установлено, что администрацией МО «Барышский район» и Управлением образования МО «Барышский район» не принимаются должные меры по организации дополнительного обеспечения прав детей на общедоступность дошкольного образования, о чем свидетельствует стабильно высокое число детей, состоящих в очереди на получение места в детском саду. Факт нарушения ответчиками требований действующего законодательства подтверждается: актом проверки от 21.01.2013, объяснениями главного специалиста Управления образования МО «Барышский район» от 21.01.2013, сведениями от 21.01.2013, представленными Управлением образования МО «Барышский район».

Дефицит муниципальных дошкольных образовательных учреждений в Барышском районе существенно ущемляет законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией РФ. Данное обстоятельство влечет невыполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства в части обеспечения полноценного воспитания, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе администрация МО «Барышский район» не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что в решении суда отсутствует обоснование необходимости открытия в дошкольных образовательных учреждениях дополнительно именно 646 мест. Также суд не учёл, что предоставление образовательных услуг для детей в возрасте от двух месяцев до 1,5 лет не может быть организовано в связи с техническими характеристиками имеющихся дошкольных учреждений, строительство которых осуществлялось в соответствии со строительными нормами 80-90х годов. Они не соответствуют действующему СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Полагает, что администрацией МО «Барышский район» предпринимались все необходимые меры по увеличению охвата детей дошкольным образованием. Также указывает, что установленный решением суда срок для выполнения требований прокурора до 01.05.2015 является чрезмерно ограниченным.  Работы по реконструкции и ремонту имеющихся помещений  требуют значительных финансовых и временных затрат.

 

В апелляционной жалобе Управление образования муниципального образования «Барышский район» просит решение суда отменить.

В обоснование жалобы указывает, что при вынесении решения судом не были учтены положения пункта 8 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, которым определены виды дошкольных учреждений. Имеющиеся на территории муниципального образования «Барышский район» дошкольные учреждения имеют вид «детский сад» и реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. Управлением образования  принимаются все возможные меры по обеспечению увеличения охвата дошкольным образованием детей. К 2016 году планируется создать на территории муниципального образования «Барышский район» дополнительно 365 мест. Создание дополнительных мест для детей дошкольного  возраста связано со значительными финансовыми затратами. Судом не обоснована необходимость открытия дополнительно именно 701 места в дошкольных образовательных учреждениях для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Судом не принято во внимание, что создание мест для детей в возрасте от 2х месяцев до 1,5 лет является нецелесообразным, поскольку отсутствуют обращения о предоставлении мест в дошкольных учреждениях для детей младше 1,5 лет.

 

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Барышского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений прокурора Барышского района на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

В силу положений ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционных жалоб.

 

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

 

Как следует из материалов дела,  по состоянию на 05 марта 2013  в очереди на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Барыша и Барышского района зарегистрировано 879 детей, из них 865 детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Данные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии количества имеющихся мест в дошкольных образовательных учреждениях г. Барыша и Барышского района Ульяновской области  потребностям населения  города и Барышского района.

Статья 43 Конституции РФ за каждым закрепляет право на образование, гарантирует общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно ч.2 ст. 4 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

Положениями ст.2, ч.ч. 2 и 3 ст.5. ч.3 ст.9 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. от 01.04.2012) «Об образовании» предусмотрено, что  государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных общеобразовательных стандартов. Программы дошкольного образования отнесены к основным общеобразовательным программам.

Согласно п. 11 ст. 15 Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к вопросам местного значения муниципального района отнесены вопросы организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 8 Устава муниципального образования  «Барышский район» к вопросам местного значения Барышского района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории Барышского района.

Управление образования Барышского района является органом местного самоуправления, осуществляет полномочия по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Барышского района (пп.2 п. 4.3 ст. 21 Устава).

С учетом приведенных положений действующего законодательства, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что администрация муниципального образования «Барышский район» и Управление образования муниципального образования «Барышский район» обязаны обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения муниципального дошкольного учреждения.

Поскольку обоснованно установлено, что имеет место нарушение прав детей на получение общедоступного дошкольного образования в г. Барыше и Барышском районе (существует очередь детей 2008, 2009, 2010 годов рождения, длительное время стоящих на учете для  предоставления места  в муниципальные  дошкольные образовательные  учреждения), суд первой инстанции правомерно постановил решение об удовлетворении требования прокурора Барышского района Ульяновской области, направленного на устранение установленного нарушения.

Судебная коллегия, учитывая, что важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется ( статья 43 части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства, считает данный вывод суда первой инстанции законным и обоснованным.

Доводы апелляционных жалоб, суть которых сводится к тому, что администрацией муниципального образования и Управлением образования предприняты необходимые меры к обеспечению в 2013 году детей,  местами в дошкольных группах детских  учреждений, не опровергают вышеуказанных выводов суда первой инстанции и не могут повлечь отмену состоявшегося по делу решения суда.

Ссылка в апелляционных жалобах на   недостаточность денежных средств  на организацию дошкольных учреждений не влияет на правильность выводов суда, поскольку финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления.

Иные доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и установленных на их основе обстоятельств, оснований для которой не имеется, в связи с чем не могут быть положены в основу отмены решения суда.

 

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционных жалоб  не подлежит.

Вместе с тем, учитывая постоянное изменение численности детей, находящихся в очереди на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения суда первой инстанции указание на количество мест подлежащих открытию в срок до 01 мая 2015 года, изложив резолютивную часть решения суда в другой редакции.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 07 марта 2013 года (с учётом определения того же суда об исправлении описки от 11 апреля 2013 года) оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации муниципального образования «Барышский район», Управления образования муниципального образования «Барышский район» – без удовлетворения.

Изложить резолютивную часть решения в другой редакции.

Возложить на администрацию  МО «Барышский район» и Управление образования МО «Барышский район» обязанность принять меры к открытию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях для обеспечения местами детей, состоящих на учете на их получение.

 

Председательствующий

 

Судьи