Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
Документ от 28.05.2013, опубликован на сайте 14.06.2013 под номером 39109, 2-я гражданская, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Калашникова Е.В.                                                              Дело-33-1732/2013 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      28 мая 2013 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Грудкиной Т.М.,

при секретаре Атногуловой И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Коваленко Ю*** А*** на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 14 марта 2013 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Коваленко Ю*** А*** к  Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации, администрации города Ульяновска, о признании права  общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: город Ульяновск, улица б***, в размере 34/100 долей отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Коваленко Ю.А.,  поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ФГУП «31 Арсенал» Саркисова  Ю.Л., согласившегося с доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Коваленко Ю.А. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации, администрации города Ульяновска о признании за ним в порядке приватизации права общей долевой собственности в размере 34\100 доли на трехкомнатную квартиру , расположенное по адресу: город Ульяновск, улица Б***, что соответствует комнате площадью 18 кв.м.

В обоснование иска указал, что в спорное жилое помещение он был вселен на основании договора найма служебного жилого помещения от 22.02.2010.  При этом полагал, что  статус служебного жилого помещения не был закреплен в установленном законом порядке. Истец  постоянно проживает в данном жилом помещении, оплачивает платежи за жилье. Спорная квартира передана в муниципальную собственность. Ранее истец участия в приватизации жилья не принимал. Спорная квартира по договору в собственность граждан в порядке приватизации не передавалась. Дополнительно указал, что на учете в качестве нуждающегося в жилищных условиях не состоял. Иного жилья для проживания не имеет.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Коваленко Ю.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новое решение, удовлетворяющее его требования в полном объеме. Считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также противоречат нормам действующего жилищного законодательства РФ. Указывает, что наличие трудовых отношений на момент заключения договора от 22.02.2010 сторонами не оспаривалось. До заключения договора, он не был обеспечен жилыми помещениями, в связи с чем на основании ч.2 ст.99 ЖК РФ, ему было предоставлено специализированное жилое помещение. В соответствии с представленными доказательствами, спорное жилое помещение является федеральной собственностью и закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «31 Арсенал». Факт его регистрации и постоянного проживания в спорном помещении подтверждается соответствующими документами, свидетельскими показаниями.  Кроме того, ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России находится в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ, однако в состав Вооруженных сил РФ не входит. Деятельность руководства ФГУП «31 Арсенал», на период заключения договора, основана на нормах закона и не противоречит целям деятельности Устава ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России, согласно которому договоры с юридическими и физическими лицами, не входящими в состав Министерства обороны РФ, заключаются предприятием самостоятельно. Таким образом, нормативно-правовые акты РФ, регулирующие порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ, не распространяются на данный спор и в данном случае необходимо применять соответствующие нормы жилищного законодательства. Более того, в настоящее время спорное жилое помещение передано в муниципальную собственность.   Полагает, что служебные жилые помещения, находившиеся в государственной собственности и закрепленные за государственными предприятиями или учреждениями, а впоследствии переданные в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков Министерства обороны РФ, администрации города Ульяновска , представителей третьих лиц ФГУ «Центральное региональное  управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска,  Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области, Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом  в Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что на основании договора служебного найма жилого помещения, заключенного 22.02.2010 между истцом и ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны РФ Коваленко Ю.А. было предоставлено за плату во владение и пользование жилое помещение – комната 18,0 кв.м. в трехкомнатной квартире № *** в доме № *** по улице Б*** в городе Ульяновске на срок до 01.11.2012.

Согласно справки формы № 8 от 26.12.2012  по указанному адресу   Коваленко Ю.А. не регистрировался постоянно, был зарегистрирован лишь по месту пребывания на срок с 03.09.2010 по 01.11.2012.

Постоянным местом  жительства Коваленко Ю.А. является Ульяновская область, Чердаклинский район, село Архангельское, улица З*** что подтверждено справкой от 17.12.2012, выданной  главой администрации МО «Мирновское сельское поселение».

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица  на имевшиеся у него объекты недвижимого имущества от 04.12.2012 № *** за Коваленко Ю.А. зарегистрировано право общей долевой собственности в размере 1\4 доли на жилое помещение и земельный участок по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, село Архангельское, улица З*** в порядке наследования.

Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам РФ предоставляется право приобрести в собственность занимаемые ими на условиях социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, за исключением служебных жилых помещений, а также жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии, в общежитиях, домах закрытых военных городков (ст.ст. 2,4).

При этом законодатель предполагает, что подлежащие приватизации жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда занимаются гражданами на законных основаниях в порядке, предусмотренном нормами жилищного законодательства.

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

 

Как установлено судом,  оспариваемый договор служебного найма жилого помещения – комнаты площадью 18 кв.м., расположенной по адресу г. Ульяновск ул.Б***6 был заключен с  Коваленко Ю.А. 22.02.2010 года. В то время как истец был уволен из ФГУП «31 Арсенал» в порядке перевода в в\ч № *** 19.02.2010, т.е. еще до заключения указанного договора.

При этом доводы Коваленко Ю.А, о том, что он был уволен с предприятия, предоставившего ему  спорное жилое помещение на условиях найма служебного жилого помещения, по сокращению штата ничем не подтверждены.

Согласно приказу Министерства обороны РФ от 14.06.2010 № 654 ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны РФ находится в стадии ликвидации.

Устав ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России не предусматривает права руководителя предприятия на заключение договоров  социального найма жилых помещений, относящихся к федеральной собственности и находящихся в хозяйственном ведении предприятия.

Ни в соответствии с ранее действовавшим порядком Предоставления жилых помещений военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил, определенным Инструкцией, утвержденной Приказом МО РФ от 15.02.2000 № 80, ни в соответствии с действующим в настоящее время порядком предоставления жилых помещений военнослужащим (Приказ МО РФ от 30.09.2010 № 1280) войсковые части и подведомственные Министерству обороны РФ предприятия не наделены правом заключения договоров найма на жилые помещения, находящиеся в ведении Министерства обороны РФ.

В соответствии с действовавшим до 09.11.2010 порядком ордера на жилые помещения, находившиеся в ведении Министерства обороны РФ, выдавались соответствующими КЭЧ района.

Жилищный фонд, закрепленный за Министерством обороны РФ, находившийся ранее в оперативном управлении ФГКЭУ «Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района», в настоящее время находится в оперативном управлении его правопреемника - ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

Правом заключения договоров социального найма жилых помещений, находящихся в ведении МО РФ, в настоящее время обладают специализированные организации МО РФ, в данном случае для г. Ульяновска — ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.

Исходя из вышеизложенного суд правильно пришел к выводу о том, что  принятое ФГУП «31 Арсенал» Министерство обороны РФ решение о предоставлении спорной квартиры Коваленко Ю.А.  и заключение с ним 22.02.2010 договора найма служебного жилого помещения, т.е. после расторжения с ним трудового договора является не законным и  соответственно не порождает правовых последствий в виде права пользования данным жилым помещением и его последующей приватизации.

Доводы апелляционной жалобы в части того,  что ответчик не представил доказательства регистрации в установленном законом порядке спорного жилого помещения как служебного, в настоящее время спорная комната передана в муниципальную собственность, соответственно истец занимает комнату площадью 18 кв.м. в кв.*** дома *** по ул.Б*** г. Ульяновска по договору социального найма и имеет право на ее приватизацию  являются не состоятельными.

В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. (ст.49 ЖК РФ).

Доказательств того, что Коваленко Ю.А. в установленном законом порядке был признан и поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья, суду не представлено.

Только факт передачи в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 11.03.2012 № 514  жилых помещений, в том числе и кв.*** дома *** по ул.Б*** г. Ульяновска  в муниципальную собственность не порождает у истца права на данное жилое помещение на условиях договора социального найма. Тем более, что на момент рассмотрения настоящего дела указанное жилое помещение в реестр муниципальной собственности не включено. Исходя из того, что право собственности на объект недвижимости возникает с момента его регистрации в установленном законом порядке, оснований утверждать, что на момент рассмотрения дела  спорная квартира являлась муниципальной собственностью, не имеется.

Оспариваемый договор найма жилого помещения заключен с ним на определенный срок – до 01.11.2012. Соответственно на момент обращения истца с настоящим иском – 17.01.2013 он утратил право пользования спорным жилым помещением.

При таких обстоятельствах, истец не имел права и  на предоставление ему жилого помещения на условиях договора социального найма

Доводы  истца изложенные в апелляционной жалобе и в ходе судебного заседания о том, что спорное жилое помещение является для него единственным местом жительства опровергаются представленными документами.

Как указывалось выше, истец в спорном жилом помещении был зарегистрирован только по месту  пребывания, в настоящее время срок регистрации закончился.

Исходя из данных лицевого счета, Коваленко Ю.А. оплачивает только за наем, содержание и ремонт жилья, а в отопительный сезон и за отопление. При этом начислений за потребление воды, водоотведение ему не производятся, хотя  в лицевом счете указано, что жилое помещение со всеми удобствами без мусоропровода.

Указанное свидетельствует о том, что истец фактически в спорной комнате не проживает, поскольку отсутствуют данные о потреблении им коммунальных услуг без чего проживание не возможно.  

Поскольку показания свидетелей Е*** Ю.И. и М*** И.И. о проживании истца в спорной квартире с момента заселения иными доказательствами, в том числе документально, не подтверждены, к ним необходимо отнестись критически.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  Коваленко Ю.А., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Коваленко Ю.А. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 14 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Коваленко Ю*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: