Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении субсидии на приобретение жилья молодой семье
Документ от 28.05.2013, опубликован на сайте 06.06.2013 под номером 39070, 2-я гражданская, о выдаче свидетельства на получение социальных выплат для погашения части ипотечного кредита, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Чапайкина Е.П.                                                                    Дело-33-1709/2013 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      28 мая 2013 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Грудкиной Т.М.

при секретаре Атногуловой И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Савельевой Е*** А***, Савельева А*** А*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 13 марта 2013 года, по которому постановлено:

 

Савельевой Е*** А***, Савельеву А*** А***, действующим также в интересах несовершеннолетней С*** Д*** А***, в удовлетворении исковых требований к Муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации социальных программ» о выдаче свидетельства на получение социальных выплат для погашения части ипотечного кредита, либо выплате денежных средств отказать

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истцов Савельевой Е.А., Савельева А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика МКУ «Управление по реализации социальных программ» Гадальшина А.Р., возражавшего против доводов жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Савельева Е.А. и Савельев А.А., действуя также в интересах несовершеннолетней С*** Д.А., обратились в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации социальных программ» о выдаче свидетельства на предоставление субсидий, предназначенных для оплаты социальных выплат, либо выплате денежных средств.

В 2008 году Савельевы приобрела квартиру на заемные средства, оформив ипотечный кредит. Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г.Димитровграда № *** от 14.10.2011 года их семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» для включения в список претендентов на получение сертификата.

30.08.2012  Савельевой Е.А. было подано  заявление о предоставлении её семье социальной выплаты на приобретение жилья, с приложением полного пакета документов.

В соответствии с Протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации города Димитровграда № 24 от 17.10.2012 года их семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

16.11.2012 года Савельевой Е.А. было предоставлено уведомление о том, что в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 26.08.2011 года № 408-П «О некоторых мерах по реализации Постановления Правительства Ульяновской области от 30.08.2010 г. № 31\281-П «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» их семья будет исключена из списка участников подпрограммы  на основании пункта 13 Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области списков молодых семей - участников областной целевой программы «Обеспечение молодых семей» на 2011-2015 годы, а в частности, по достижению Савельевой Е.А. ***.10.2012 года возраста 36 лет. Считают действия ответчика незаконными.

Просили обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление по реализации социальных программ» выдать свидетельство на предоставление субсидий, предназначенных для оплаты социальных выплат, для погашения части ипотечного кредита.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация г.Димитровграда, Министерство внутренней политики Ульяновской области и Министерство финансов Ульяновской области.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Савельева Е.А. и Савельев А.А. не соглашаются с решением суда, просят его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы ссылаются на доводы, аналогичные доводам искового заявления. При этом указывают, что до покупки квартиры, расположенной по адресу: г.Димитровград, ул.Ч*** своего жилья их семья не имела. Квартира была приобретена на кредитные средства. Поскольку  в 2008 году семья истцов  была включена в состав участников подпрограммы, они планировали погасить данный кредит гарантированной  социальной выплатой. При этом отсутствие бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех  участников Программы в установленные сроки, не может повлечь для ее участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты.  Считают, что в соответствии с действующим законодательством, имеют право на получение социальных выплат, направленных на погашение ипотечного кредита. Кроме того, признав незаконной постановку их семьи в 2008 году на учет, суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку единственным основанием для исключения семьи Савельевых  из списка претендентов на предоставление социальных выплат на приобретение жилья  явилось достижение Савельевой е.А. возраста 36 лет.

В возражениях на жалобу Муниципальное казенное учреждение «Управление по реализации социальных программ» просит оставить решение суда от 13.03.2013 без изменений, а апелляционную жалобу Савельевых Е.А., А.А. – без удовлетворения.

В возражениях на жалобу администрация г.Димитровграда Ульяновской области просит оставить решение суда от 13.03.2013 без изменений, а апелляционную жалобу Савельевых Е.А., А.А. – без удовлетворения

Дело рассмотрено в отсутствии представителей третьих лиц администрации города Димитровграда Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, Министерства внутренней политики Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г. Димитровграда от 05.09.2008 г. семья Савельевых в составе 3 человек: Савельевой Е.А., ***.***.1976 года рождения, Савельева А.А., ***.***1981 года рождения, и С*** Д.А., 2004 года рождения, была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Решением Комиссии по предоставлению  молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» семья Савельевых с 25.09.2008 года была признана участником указанной подпрограммы.

На момент обращения истцов с заявлением в Администрацию г. Димитровграда и принятия решения о включении семьи Савельевых в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» действовало Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675, которым была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы. В ее состав включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

В связи с истечением срока действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы финансирование мероприятий по оказанию государственной поддержки молодым семьям на приобретение или строительство жилья в рамках названной программы прекращено.

Как установлено судом, в период действия программы на 2002-2010 годы социальная выплата истцам предоставлена не была.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. В ее состав включена также подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Приложением №3 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

В соответствии с п.6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Аналогичные условия  включения в состав участников  подпрограммы действовали и на момент  постановки  семьи истцов на учет нуждающихся в жилом помещении и включения их  в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», действовавшей в период с 2002 по 2010 годы.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.08.2010 г. № 31/281-П была утверждена Областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы. На основании областной программы разработана и утверждена городская целевая программа  «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы».

В соответствии с указанными программами молодая семья – это молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, и нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, в соответствии с указанными программами молодая семья – это молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, и нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Приказом Муниципального казенного учреждения «Управление по реализации социальных программ» № 37-ОД от 12.11.2012  семья Савельевой Е,А, была исключена из списка молодых семей на предоставление социальных выплат на приобретение жилых помещений или строительство объектов индивидуального жилищного строительства в рамках областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы по муниципальному образованию «Город Димитровград» Ульяновской области на 2012 год в связи с достижением одним из супругов – Савельевой Е.А. возраста 36 лет.

Савельева Е.А., ***.***.1976 года рождения, достигла 36 летнего возраста в 2012 году.  Поскольку в утвержденных Постановлением Правительства РФ Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение  жилья уточняется, что молодая семья должна соответствовать условию о возрасте 35 лет на день принятия решения о включении ее в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Поскольку на день принятия решения о включении Савельевых в список претендентов на получение социальной выплаты в 2012, истица достигла возраста 36 лет и   семья перестала соответствовать признакам молодой семьи, суд правильно пришел к выводу о том, что у ответчика имелись основания для исключения семьи Савельевых из Списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Вывод суда мотивирован, соответствует требованиям действующего законодательства и оснований для признания его неправильным не имеется. 

Доводы апелляционной жалобы о том, что   принятие новой программы и достижение одним из супругов возраста 36 лет, не могут являться основанием для исключения семьи из очереди на получение социальной выплаты, поскольку рассчитывая на социальную выплату, они приобрели жилье, взяв на его приобретение «жилищный кредит», необоснован. Действовавшие нормативные акты на момент принятия семьи истца в состав участников программы так же устанавливали, что  достижение одним из супругов возраста 36 лет является обстоятельством, исключающим возможность дальнейшего участия семьи в программе и предоставления ей социальной выплаты.

Поскольку вопрос о включении в  список претендентов на получение социальной выплаты решается на каждый год в пределах выделенного     финансирования, довод  апелляционной жалобы о том, что Савельевы  с 2008 года состоят в списке участников  подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 и 2011-2015 годы, что само по себе является безусловным основанием к получению ими данной социальной выплаты, независимо от достижения супругом возраста  36 лет, поскольку недостаточное финансирование данной программы, а также нарушение сроков в предоставлении социальной выплаты не должно нарушать прав истцов, основан на неверном толковании закона. Так, получателями спорной социальной выплаты являются молодые семьи, включенные в список претендентов на ее получение на конкретный год. Список же участников подпрограммы является лишь основанием   к выбору претендентов на получение данной выплаты.

Как указывалось выше, одним из обязательных условий включения молодой семьи в список участников подпрограммы является  признание нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В силу п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 285 от 13.05.2006  применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Постановлением Администрации г. Димитровграда № 1742 от 22.06.2006 г. в соответствии со ст. 50 ЖК РФ была установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади.

Как следует из сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Савельева Е.А. и Савельев А.А. являются собственниками (по *** доле каждый) четырехкомнатной квартиры по адресу г.Димитровград, ул.Ч***. Право собственности приобретено ими на основании договора купли-продажи квартиры от 12.03.2008 года

Таким образом, установлено, что на 25.09.2008, т.е. на   момент принятия решения жилищной комиссии о постановке семьи Савельевых  на учет в качестве участника  подпрограммы являлись собственниками жилого помещения общей площадью 77,79 кв.м. на семью из трех человек, то есть уровень обеспеченности жильем семьи Савельевых был выше учетной нормы.

Исходя  вышеизложенного суд обоснованно пришел к выводу о том, семья Савельевых незаконно была включена в список  участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в сентябре 2008 года, поскольку не являлась нуждающейся в обеспечении жильем в соответствии с нормами жилищного законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что данная квартира приобретена на кредитные средства, возврат которых планировался за счет социальной выплаты  правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют.

Не являются основанием к отмене решения суда и довод апелляционной жалобы о том, что суд, разрешая исковые требования, вышел за рамки предъявленных исковых требований.

Так, Савельевы обратились в суд с требованиями об обязании МКУ «Управление по реализации социальных программ» выдать свидетельство на предоставление субсидий, предназначенных для оплаты социальных выплат, для погашения части ипотечного кредита.

Разрешая данные требования суд обязан был всесторонне исследовать их законность и обоснованность, в том числе и законность постановки истцов на учет в связи с их нуждаемостью.

Исходя из этого, судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая настоящий спор по существу, устанавливая юридически значимые обстоятельства, в том числе и законность  включения истцов в список молодых семей участников подпрограммы    «Обеспечение жильем молодых семей», суд не вышел за рамки заявленных требований.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Савельевой Е.А. и Савельева А.А. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Димитровградского  городского  суда  Ульяновской  области  от  13 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Савельевой Е*** А***, Савельева А*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: