Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанность обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования
Документ от 07.05.2013, опубликован на сайте 25.05.2013 под номером 38798, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Маслюкова А.В.                                                                       Дело № 33-1572/2013                                                                         

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                              7 мая 2013 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Кинчаровой О.Е. и Полуэктовой С.К.,

при секретаре  Шаряевой Л.О.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 февраля 2013 года, по которому постановлено:

 

Иск прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить на администрацию города  Ульяновска обязанность обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений на территории Железнодорожного района г.Ульяновска и увеличения количества мест в имеющихся на  территории Железнодорожного района г.Ульяновска муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., пояснения представителя администрации  города Ульяновска Логиновой Н.В., представителя администрации  города Ульяновска  и Управления образования администрации города Ульяновска Бережковой Г.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела  прокуратуры Ульяновской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Башаловой Н.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Ульяновска о возложении обязанности обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений на территории Железнодорожного района г.Ульяновска и увеличения количества мест в имеющихся на  территории Железнодорожного района г.Ульяновска муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях.

Иск мотивировал тем, что Конституцией РФ (статьей 43)  гарантируется общедоступность и бесплатность права каждого ребенка на дошкольное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Проведенной проверкой установлено, что на территории Железнодорожного района г.Ульяновска складывается неблагополучная ситуация с обеспечением детей дошкольными образовательными услугами. По состоянию на 01.01.2013 в очереди на получение направления в муниципальные дошкольные образовательные учреждения зарегистрировано 1907 детей. При этом направления  в дошкольные образовательные учреждения выданы  лишь  837 детям. Дефицит мест в детских дошкольных учреждениях района составляет 1070 мест.

 

Рассмотрев спор по существу, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, как незаконное, принять по делу новое решение.

В жалобе указывает, что пункт 3 статьи 5   и подпункта 2 пункта 1 статьи 31  Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 13 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных городских округов относят организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Данные законы свидетельствуют  о доступности  дошкольного образования, а не о его обязательности.

В настоящее время на территории Железнодорожного района города Ульяновска действуют 25 муниципальных дошкольных образовательных учреждений и муниципальное бюджетное  образовательное учреждение Луговская  основная  общеобразовательная школа, имеющая 5 дошкольных групп. Дети, которые не достигли 2-х летнего возрасты, не охвачены услугами дошкольного образования.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации  государственной  социальной политики» в 2013 году дети, достигшие 3-х летнего возраста, и обратившиеся в комиссию по комплектованию воспитанниками муниципальных дошкольных образовательных учреждений  и дошкольных групп образовательных учреждений, будут определены в муниципальные дошкольные  образовательные учреждения  (это все дети 2010 года рождения и первого полугодия 2011 года рождения).

В 2013 году  из 27 дошкольных групп муниципальных  дошкольных  образовательных учреждений Железнодорожного района города Ульяновска планируется выпустить в школу 800 детей и определить на освободившиеся места детей, состоящих на учёте для  предоставления места  в муниципальные  дошкольные образовательные  учреждения.

В 2013 году планируется ввести  в сеть дошкольного образования дополнительное количество мест для детей дошкольного возраста за счёт открытия 2-х дошкольных групп на 40 мест в муниципальном   бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 10, и возврата здания бывшего детского сада № 48 «Ёжик» (6 групп – 110 мест), находившегося в ведомстве  ОАО «Российские  Железные дороги».

На территории  муниципального образования «город Ульяновск» действовала  муниципальная целевая программа  «Развитие доступного дошкольного образования в МО «город Ульяновск»»,  которая позволила  ввести дополнительно 190 мест.  

Таким образом, проводимые  администрацией города Ульяновска  мероприятия позволяет обеспечить местами  в муниципальных  дошкольных  образовательных учреждениях всех детей дошкольного возраста, проживающих в Железнодорожном районе города Ульяновска, и нуждающихся в предоставлении дошкольного образования.

В ходе судебного заседания не доказан факт неисполнения администрацией города Ульяновска обязанностей по соблюдению прав детей на получение дошкольного образования, факт бездействия  администрацией города Ульяновска по устранению выявлений нарушений. 

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы администрации города Ульяновска, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. 

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела,  по состоянию на 01.01.2013  в очереди на получение направления в муниципальные дошкольные образовательные учреждения по Железнодорожному району г. Ульяновска зарегистрировано 1907 детей,. из них около 600 детей 2008, 2009, 2010 года рождения.

Данные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии количества имеющихся мест в дошкольных образовательных учреждениях Железнодорожного района г. Ульяновска потребностям населения района города.

Статья 43 Конституции РФ за каждым закрепляет право на образование, гарантирует общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно ч.2 ст. 4 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

В соответствии с положениями ст.2, ч.ч. 2 и 3 ст.5. ч.3 ст.9 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. от 01.04.2012) «Об образовании»  государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных общеобразовательных стандартов. Программы дошкольного образования отнесены к основным общеобразовательным программам.

В силу с п. 11 ст. 15 Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к вопросам местного значения муниципального района отнесены вопросы организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 3 Устава муниципального образования  «город Ульяновск», принятого решением Ульяновской Городской Думы от 30.06.2010 № 67 к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. Согласно статье 40 Устава МО «город Ульяновск» решение указанного вопрос отнесено к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования «город Ульяновск».

С учетом приведенных положений действующего законодательства, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что администрация города Ульяновска обязана обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения муниципального дошкольного учреждения.

Поскольку обоснованно установлено, что имеет место нарушение прав детей на получение общедоступного дошкольного образования в Железнодорожном районе города Ульяновска (существует очередь детей 2008, 2009, 2010 годов рождения, длительное время стоящих на учете для  предоставления места  в муниципальные  дошкольные образовательные  учреждения), суд первой инстанции правомерно постановил решение об удовлетворении требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска, направленного на устранение установленного нарушения.

Доводы жалобы, суть которых сводится к тому, что администрацией города Ульяновска предприняты необходимые меры к обеспечению в 2013 году всех детей, достигших двухлетнего возраста,  местами в детских дошкольных учреждениях, не опровергают вышеуказанных выводов суда первой инстанции и не могут повлечь отмену состоявшегося по делу решения суда.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы  не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи