Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Предоставление дополнительной социальной льготы муниципального образования
Документ от 23.04.2013, опубликован на сайте 07.05.2013 под номером 38385, 2-я гражданская, о взысканиии дополнительной ежемесячной выплаты, предусмотренным правовым актом, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Гобузов Д.С.                                                                   Дело-33- 1414/2013 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                23 апреля  2013 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Грудкиной Т.М.,

при секретаре Ульяниной Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, Капустиной Е*** А*** на решение Радищевского районного суда Ульяновской области  от 04 февраля 2013 года, по которому постановлено:

 

Исковое заявление Капустиной Е*** А***, Башкановой Н*** А***, Калининой Е*** А*** и Монаховой И*** В*** к государственному учреждению здравоохранения Радищевская центральная районная больница, администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области о взыскании дополнительной ежемесячной выплаты, предусмотренной муниципальным правовым актом, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Башкановой Н*** А*** с администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области задолженность по дополнительной ежемесячной выплате, предусмотренной постановлением главы администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области от ***2009 ***, за период с ***2012 по ***.2012 в сумме 34 954 (тридцать четыре тысячи девятьсот пятьдесят четыре) рубля 35 (тридцать пять) копеек. 

Взыскать в пользу Башкановой Н*** А*** с администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области в счет компенсации морального вреда сумму в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Взыскать в пользу Калининой Е*** А*** с администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области задолженность по дополнительной ежемесячной выплате, предусмотренной постановлением главы администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области *** от ***.2009, за период с ***.2012 по ***.2012 в сумме 34 954 (тридцать четыре тысячи девятьсот пятьдесят четыре) рубля 35 (тридцать пять) копеек. 

Взыскать в пользу Калининой Е***  А*** с администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области в счет компенсации морального вреда сумму в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Взыскать в пользу Монаховой И*** В*** с администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области задолженность по дополнительной ежемесячной выплате, предусмотренной постановлением главы администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области *** от ***.2009, за период с ***2012 по ***2012 в сумме 43 581 (сорок три тысячи пятьсот восемьдесят один) рубль 38 (тридцать  восемь) копеек. 

Взыскать в пользу Монаховой И*** В*** с администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области в счет компенсации морального вреда сумму в размере 2000 (две тысячи) рублей.

В остальной части исковых требований отказать.  

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Башкановой Н.А., Калининой Е.А., Монаховой И.В., возражавших против доводов жалобы ответчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Капустина Е.А., Башканова Н.А., Калинина Е.А.,  Монахова И.В.  обратились с иском к государственному учреждению здравоохранения Радищевская центральная районная больница (ГУЗ «Радищевская ЦРБ») о  взыскании дополнительной ежемесячной выплаты женщинам, находящимся в отпусках по уходу за ребенком,  компенсации морального вреда. В обоснование иска указали, что постановлением главы администрации МО «Радищевский район» от 23.11.2009  «О мерах по улучшению демографической ситуации в муниципальном образовании «Радищевский район» Ульяновской области» для женщин, находящихся в отпусках по уходу за ребенком, установлена ежемесячная денежная выплата в размере должностного оклада.  Ранее они состояли в трудовых отношениях с муниципальным учреждением здравоохранения «Радищевская ЦРБ», с 01.01.2012 изменен его юридический статус – оно стало государственным учреждением здравоохранения «Радищеская ЦРБ» Ульяновской области, в связи с чем им было отказано в назначении дополнительной выплаты на период нахождения в отпусках по уходу за детьми (Капустиной Е.А., Башкановой Н.А., Калининой Е.А. – до исполнения ребенку 1,5 лет, Монаховой И.В. – до 3-х лет). Полагали данный отказ незаконным, поскольку между Правительством Ульяновской области и администрацией МО «Радищевский район» Ульяновской области заключено соглашение, в соответствии с которым администрация МО «Радищевский район» обязана сохранить все социальные гарантии, предоставляемые ранее медицинским работникам, не ниже уровня, достигнутого в 2011 году. Просили взыскать с ответчиков дополнительные выплаты за 2012 год: в пользу  Капустиной Е.А. – 35 563 руб., Башкановой Н.А. – 39 165 руб., Калининой Е.А. – 39 165 руб., Монаховой И.В. – 49 609 руб., а также компенсацию морального вреда по 10 000 руб. в пользу каждой.

Определением Радищевского районного суда от 28.01.2013 к участию в деле  в качестве соответчика привлечена администрация МО «Радищевский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе  администрация МО «Радищевский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что постановление администрации  МО «Радищевский район» Ульяновской области от 23.11.2009 применяется в отношении только тех женщин, находящихся в отпусках по уходу за детьми, которые состоят в трудовых отношениях с муниципальными учреждениями МО «Радищевский район». Дополнительная ежемесячная выплата таким женщинам производится за счет средств фонда оплаты труда муниципального учреждения, а не администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области. В связи с изменением статуса учреждения с муниципального на государственное, действие постановления муниципального образования  в отношении работающих в нем женщин с 01.01.2012 прекращено. Кроме того, МО «Радищевский район» является дотационным районом Ульяновской области, денежные средства на выполнение указанного постановления в отношении сотрудников государственного учреждения здравоохранения в его бюджет не заложены, их использование на такие цели является нарушением бюджетного законодательства. Условия Соглашения между Ульяновской областью и МО «Радищевский район» от 05.12.2011 о сохранении социальных гарантий касаются только тех медицинских работников, которым такие выплаты предоставлялись до 01.01.2012. Поскольку право у истцов на отпуск по уходу за детьми  возникло после указанной даты, администрация МО «Радищевский район» не имеет возможности производить данные выплаты за счет средств муниципального бюджета.

В возражениях на апелляционную жалобу Правительство Ульяновской области, ссылаясь на состоявшееся между Правительством Ульяновской области и муниципальным образованием «Радищевский район» соглашение,  просит оставить решение суда без изменения.

В апелляционной жалобе Капустина Е.А. не соглашается с решением суда в части отказа в удовлетворении ее требований ввиду отнесения занимаемой ею должности к административному, а не медицинскому персоналу, просит его отменить. Указывает, что Соглашение между Правительством Ульяновской области и муниципальным образованием «Радищевский район» от 05.12.2011, на которое сослался суд, не является нормативным актом. В связи с этим при разрешении спора должно быть принято во внимание постановлением  администрации  МО «Радищевский район», согласно которому право на дополнительные выплаты имеют все женщины муниципального учреждения, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, а не только медицинские работники.

В возражениях на апелляционную жалобу Капустиной Е.А. администрация МО «Радищевский район» просит оставить решение суда в этой части без изменения, поскольку Капустина Е.А. на момент предоставления отпуска по уходу за ребенком в трудовых отношениях с муниципальным учреждением здравоохранения не состояла.

Дело рассмотрено в отсутствие Капустиной Е.А., государственного учреждения здравоохранения «Радищевская центральная районная больница», администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном заседании Башканова Н.А., Калинина Е.А., Монахова И.В. возражали против  доводов апелляционной жалобы МО «Радищевский район».

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия  полагает решение суда подлежащим отмене в части удовлетворения  заявленных истцами требований о взыскании с  муниципального образования дополнительных выплат, поскольку оно постановленно с нарушением норм материального права.

Судом первой инстанции установлено, что до ***2012 Капустина Е.А.,        Башканова Н.А., Калинина Е.А. и Монахова И.В. состояли в трудовых отношениях с муниципальным учреждением здравоохранения «Радищевская центральная районная больница» Ульяновской области.

Постановлением главы  администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области от 23.11.2009 № 484 были установлены меры по улучшению демографической ситуации в  указанном муниципальном образовании. В частности, женщинам, состоящим в трудовых (служебных) отношениях с муниципальными учреждениями муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской  области и находящимся в  отпуске  по  уходу  за  ребенком до достижения им возраста трех лет, установлена дополнительная ежемесячная выплата за счет средств фонда оплаты труда муниципального учреждения в  размере  должностного оклада (тарифной ставки) по замещаемой должности (профессии) до предоставления указанного отпуска,  но не более одного минимального размера оплаты труда, установленного нормативно-правовым актом Ульяновской области. 

На основании постановления Правительства Ульяновской области от 27.12.2011 № 923-пр муниципальное учреждение здравоохранения «Радищевская центральная  районная больница» передана из муниципальной собственности в государственную собственность Ульяновской  области, с работниками больницы ГУЗ «Радищевская ЦРБ» заключены трудовые договоры.

В связи с  разграничением полномочий в сфере здравоохранения между  Правительством  Ульяновской области и МО «Радищевский район» 05.12.2011 между ними заключено соглашение о сохранении муниципальным образованием социальных гарантий медицинским работникам больницы до 31.12.2014 не ниже уровня 2011 года за счет средств местного бюджета на текущий финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на  исполнение расходных обязательств по  финансированию дополнительных мер социальной поддержки медицинским  работникам. 

В  мае 2012 года Капустиной Е.А., Башкановой Н.А., Калининой Е.А. работодателем – ГУЗ «Радищевская ЦРБ» предоставлены  отпуска по уходу за детьми до достижения возраста 1,5 лет, в марте 2012 года Монаховой И.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. 

Истицы обратились к главе администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области по вопросу начисления и выплаты им дополнительной ежемесячной выплаты в связи с нахождением в отпусках по уходу за детьми, однако в данной выплате им было отказано ввиду того, что  они состоят в трудовых  отношениях с государственным учреждением здравоохранения и не имеют  права на  получение дополнительной ежемесячной выплаты за счет средств бюджета муниципального образования. 

Принимая решение о незаконности отказа органа местного самоуправления, суд первой инстанции указал, что МО «Радищевский район», заключив соглашение с Правительством Ульяновской области, взяло на себя обязательства по сохранению уровня всех социальных гарантий, ранее установленных муниципальным образованием,  в отношении медицинских работников ГУЗ «Радищевская ЦРБ».

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку правильно указав нормативные акты, которыми следует руководствоваться при разрешении данного спора, суд дал им неверное толкование. 

В силу пунктов 1 и 2 статьи 53 Федерального закона  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Следовательно, вопрос об определении размеров и условий предоставления мер социальной поддержки для работников муниципальных  учреждений, не предусмотренных федеральным законодательством, находится в ведении органов местного самоуправления, которые вправе самостоятельно путем издания муниципальных правовых актов решать вопросы о предоставлении либо об отмене в предоставлении таких мер указанным лицам.

Как следует из материалов дела, соглашение между муниципальным образованием «Радищевский район» и Правительством Ульяновской области от 05.12.2011 было заключено в связи с разграничением полномочий в сфере здравоохранения, предусмотренных Федеральным законом от 29.11.2010 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Целью данного соглашения являлось обеспечение укомплектования государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области квалифицированными медицинскими кадрами, повышение качества оказания медицинской помощи жителям муниципального образования, а также обеспечение осуществления эффективной медицинской деятельности учреждениям здравоохранения после их передачи в государственную собственность Ульяновской области.

В числе таких условий Соглашение предусматривало установление в муниципальных правовых актах и предоставление дополнительных мер социальной поддержки медицинским работникам, постоянно проживающим на территории муниципального образования, а именно: единовременных денежных выплат (подъемных) работникам, переезжающим в сельские населенные пункты муниципального образования; ежегодных денежных выплат в течение трех лет непрерывной работы молодым специалистам; предоставление жилья медицинским работникам, переезжающим в сельские населенные пункты муниципального образования; предоставление права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, а также земельных участков  для индивидуального жилищного строительства; возмещение расходов на оплату освещения, отопления, приобретения твердого топлива (пункт 2 статья 2 Соглашения).

Во исполнение данного Соглашения  МО «Радищевский район» было принято решение от 23.05.2012 № 44/348 «О дополнительных мерах социальной поддержки медицинских работников на территории муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области», утвержден Порядок назначения установленных сторонами вышеуказанных выплат.

Между тем, постановлением администрации МО «Радищевский район» от 23.11.2009 № 484 «О мерах по улучшению демографической ситуации в муниципальном образовании «Радищевский район» Ульяновской области» льгота в виде дополнительной выплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет, устанавливалась в отношении работников всех муниципальных учреждений МО «Радищевский район», а не только медицинских работников. При этом финансирование расходов на данную выплату предусматривалось за счет средств фонда оплаты труда муниципального учреждения, в котором работала женщина.

Следовательно, изменение правового статуса «Радищевской ЦРБ» в связи с передачей ее в государственную собственность привело к прекращению трудовых отношений истиц с муниципальным образованием, и, как следствие, - отсутствию у них права на получение льготы, установленной постановлением муниципального образования для работников муниципальных учреждений. 

Ссылка суда в обоснование решения о взыскании с муниципального образования указанной дополнительной выплаты на пункт 2 статьи 3 Соглашения, согласно которому муниципальное образование взяло на себя обязательство «сохранить социальные гарантии, предусмотренные муниципальными правовыми актами, в том числе установленные в муниципальных целевых программах, обеспечить предоставление социальных гарантий медицинским работникам не ниже достигнутого уровня в 2001 году»  не может быть признана правильной, поскольку постановлением главы администрации МО «Радищевский район» от 23.11.2009 № 484  вводились дополнительные льготы не в отношении медицинских работников, а в отношении работников муниципальных учреждений.

При этом данная льгота, предоставленная  Монаховой И.В. как работнику муниципального учреждения в 2011 году в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет, была сохранена муниципальным образованием до окончания отпуска в 2012 году, в то время как оснований для предоставления этой же льготы Капустиной Е.А., Башкановой Н.А., Калининой Е.А. и Монаховой И.В.(до исполнения ребенку возраста 3-х лет), отпуска по уходу за детьми у которых начались в 2012 году, то есть в период их работы в государственном учреждении здравоохранения, уже не имелось.

При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано правильным, оно подлежит отмене, а исковые требования истиц –  оставлению без удовлетворения.

С учетом изложенного доводы жалобы Капустиной Е.А. о неправомерном отказе во взыскании с муниципального образования в ее пользу  дополнительной ежемесячной выплаты  не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку к лицам, на которых распространяется льгота, установленная постановлением МО «Радищевский район» № 484 от 23.11.2009, она не относится, а в вышеуказанном Соглашении предоставление такой выплаты медицинским работникам за счет средств бюджета муниципального образования не предусмотрено.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Радищевского районного суда Ульяновской области  от 04 февраля 2013 года отменить в части удовлетворения требований Башкановой Н*** А***, Калининой Е*** А*** и Монаховой И*** В*** к государственному учреждению здравоохранения Радищевская центральная районная больница, администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области о взыскании дополнительной ежемесячной выплаты, компенсации морального вреда. Постановить по делу в этой части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Капустиной Е*** А***, Башкановой Н*** А***, Калининой Е*** А*** и Монаховой И*** В*** к государственному учреждению здравоохранения Радищевская центральная районная больница, администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области о взыскании дополнительной ежемесячной выплаты, компенсации морального вреда отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Капустиной Е*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: