УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Синяев В.И.
Дело-33- 1297/2013 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
16 апреля 2013 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой
Е.В., Грудкиной Т.М.
при секретаре
Шаряевой Л.О.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления
Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе
Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области
от 08 февраля 2013 года, по которому постановлено:
Исковые требования Зотова С*** А*** к
Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском
районе Ульяновской области о признании
права на досрочную трудовую пенсию по старости, включении в специальный стаж
периода прохождения военной службы по призыву и назначении досрочной трудовой
пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии при
Управлении Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в
Новомалыклинском районе Ульяновской области *** от *** 2012 года об
отказе Зотову С.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, не
включении в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ
(государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области
включить в специальный стаж Зотова С*** А*** период прохождения военной службы
по призыву с ***.1987 г. по ***1989 г.
(01 года 11 месяцев 01 день).
Признать за Зотовым С*** А*** право на досрочную
трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях
для детей в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001
№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ
(государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области
назначить Зотову С*** А*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи с
педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей с момента его обращения в УПФ РФ (ГУ) в
Новомалыклинском районе Ульяновской области о назначении трудовой пенсии по
старости с *** 2012 года.
Взыскать с
Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском
районе Ульяновской области в пользу Зотова С*** А*** в возмещение судебных
расходов 200 (двести) рублей.
Заслушав доклад
судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Зотова С.А., полагавшего решение суда
законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Зотов С.А обратился
в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Новомалыклинском районе
Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в назначении
досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
обязании включить период прохождения военной службы в армии по призыву в специальный стаж и назначении
досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
В обоснование иска
указал, что выработал необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности
для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ)
в Новомалыклинском районе Ульяновской области
от *** 2012 года (протокол № 140) ему было отказано в назначении
досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа.
Ответчик незаконно отказал во включении в специальный стаж периода прохождения истцом военной службы в армии по
призыву с ***.1987 по ***.1989, поскольку в спорный период действовало
Постановление Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам
просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» № 1397 от 17.12.1959.
Просил признать
решение Управления Пенсионного фонда РФ ГУ в Новомалыклинском районе
Ульяновской области от *** 2012 года незаконным; обязать Управление Пенсионного
фонда РФ (ГУ) в Новомалыклинском районе
Ульяновской области включить в специальный стаж период прохождения военной
службы в рядах Советской армии с ***.1987 по ***1989; обязать ответчика
назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической
деятельностью с ***.2012 года.
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Новомалыклинском районе
Ульяновской области не соглашаясь с решением суда, просит его отменить как
вынесенное с существенным нарушением норм материального права. Указывает, что
суд при рассмотрении дела применил закон, не подлежащий применению, а именно:
Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за
выслугу лет работниками просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Действующее на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной
трудовой пенсии законодательство не предусматривает возможность
включения периода службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж работы. Согласно
определению Конституционного суда РФ от 06.03.2003
№107 «О содержании норм Закона от
17.12.2001 №173-ФЗ», сохранение права на назначение
досрочной трудовой пенсии по старости гарантируется гражданам, которые на момент введения в действие
Закона «О трудовых пенсиях в РФ», имели
2/3 необходимого стажа работы. Поскольку на указанный период, педагогический
стаж истца составлял 11 лет 4 мес. 8 дней,
у суда не имелось оснований для удовлетворения его исковых требований.
Дело рассмотрено в
отсутствии представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в
Новомалыклинском районе Ульяновской области, извещенного о месте и времени
судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии с
ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Статья 39
Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания
детей и в иных случаях, установленных законом.
Подпунктом 19 пункта
1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» от 17.12.2001 года предусмотрено, что трудовая пенсия по старости
назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего
Федерального закона, лицам, не менее 25 лет
осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей,
независимо от возраста.
Пунктом 2 статьи 27
указанного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств,
профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом
которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1
настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и
назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством
Российской Федерации.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утвержден Список
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществлявшим педагогическую
деятельность в учреждениях для детей.
Как установлено в суде, истец Зотов С.А. *** 2012 года обратился в Управление
Пенсионного фонд РФ (ГУ) в Новомалыклинском районе Ульяновской области с
заявлением о досрочном назначении
трудовой пенсии по старости, ссылаясь на наличие у него 25 лет педагогического
стажа. анималась педагогиче ской
деятельностью, воспитанием детелей
При этом Комиссией
по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного
фонда РФ (ГУ) в Новомалыклинском районе
Ульяновской области (протокол *** от ***2012
года) ему было отказано в назначении
досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в
виду отсутствия необходимого специального стажа, не засчитан в специальный стаж период прохождения военной
службы по призыву с ***1987 по ***.1989 (01 года 11 месяцев 01 день), поскольку данный период не предусмотрен Списком
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с
подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от
20.10.2002 года № 781.
Суд первой инстанции правильно определил
обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, правильно
применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу о наличии
предусмотренных законом оснований для назначения истцу досрочной трудовой
пенсии по старости с учетом включения в специальный стаж периода прохождения
военной службы по призыву в рядах Советской Армии с ***.1987 по ***1989
(01 года 11 месяцев 01 день).
Согласно ч.3
Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 №1067 «Об утверждении Списка
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей» и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии
за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в
связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для
детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая
деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на
пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных
пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991
года № 463.
Согласно пункту 3
названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими
работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет,
действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В период службы
истца в армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959
№1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и
сельского хозяйства».
В соответствии с
пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу
лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным
Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения
засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных сил СССР.
В силу пункта 4
Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при
условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в
соответствии с этим Положением,
приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала
работникам просвещения право на льготную пенсию.
В ходе рассмотрения
дела установлено, что Зотов С.А. проходил военную службу по призыву с ***1987 по ***.1989. Таким образом, период службы
истца в рядах Вооруженных сил СССР относится к периодам деятельности до 1
января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования
назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Принимая во
внимание, что на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное
обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения
досрочной трудовой пенсии, в должностях и учреждениях, работа в которых дает
право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный
стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи
с осуществлением педагогической
деятельности.
Обоснованной
является ссылка районного суда на правовую позицию Конституционного Суда
Российской Федерации, изложенную в Постановлении
от 29 января 2004 года №2-П.
Иное толкование и
применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного
права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано
указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради
достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод
человека и гражданина.
Поскольку с учетом
включения спорного периода специальный стаж истца составил необходимые 25 лет, суд первой инстанции
обоснованно возложил на ответчика
обязанность по назначению ему досрочной трудовой пенсии с 16 ноября 2012 года.
Доводы апелляционной
жалобы основаны на неправильном толковании и применении пенсионным органом норм
материального права и повлечь отмену состоявшегося судебного постановления не
могут. Решение суда является законным и обоснованным.
Принимая решение об
удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически
значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований,
предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований Зотова С.А, не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Мелекесского районного суда
Ульяновской области от 08 февраля 2013 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: