Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ
Документ от 02.04.2013, опубликован на сайте 30.04.2013 под номером 38343, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 8.2, Оставлено без изменения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистатов А.А.                                                   Дело №  12 - 61 / 2013 г.                                                    

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          02 апреля 2013 года                                                                       

 

Судья Ульяновского областного суда  Жаднов Ю.М.,

при секретаре Берхеевой Г.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области на постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 февраля 2013 года, которым суд постановил:

 

Признать администрацию муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа: Реквизиты заполняемого платежного поручения: Счет № 40101810100000010003 БИК 047308001 Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г. Ульяновск. Получатель: ИНН 7325049499 КПП 732501001 Управление Федерального казначейства по Ульяновской области (Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области) ОКАТО 73401000000. КБК 04811625050016000140. Наименование неналогового платежа, сбора: Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба.

 

УСТАНОВИЛ:

26 декабря 2012 года государственным инспектором Российской Федерации по охране природы по Ульяновской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области Бородихиной О.В. был составлен протокол об административном правонарушении в отношении администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области по ст. 8.2. КоАП РФ.

Правонарушение выразилось в том, что администрация МО «Карсунский район» Ульяновской области в период с 26.10.2012 по 31.10.2012 в нарушение ч. 1, п. 1 ч. 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 2 ст. 8, ч. 1, ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допустила несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления, а именно: не организовала необходимые мероприятия по охране окружающей среды, не обеспечила утилизацию и переработку отходов и строительного мусора на территории МО «Сосновское сельское поселение» Карсунского района Ульяновской области, допустила несанкционированное размещение отходов на территории района в непосредственной близости от населённого пункта – села Сосновка.

26 декабря 2012 года протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела был направлен для рассмотрения в Ленинский районный суд города Ульяновска.

Рассмотрев этот материал, судья Ленинского районного суда города Ульяновска вынес указанное выше постановление от 25 февраля 2013 года, которым администрация МО «Карсунский район» Ульяновской области привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, адресованной в Ульяновский областной суд, администрация МО «Карсунский район» Ульяновской области не соглашаясь с постановлением судьи, просит его отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.

В обоснование жалобы указано, что судом не устранено противоречие относительно места совершения правонарушения, усматриваемое из протокола об административном правонарушении и схемы отбора проб. Не установлено точное место совершение правонарушения. Из материалов дела невозможно установить факт нахождение отходов именно на территории Карсунского района.

Судом не установлено в чём конкретно выразилась деятельность администрации МО «Карсунский район» по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. При этом не учтено, что администрация МО «Карсунский район» в силу возложенных на неё полномочий осуществляет только организацию мероприятий по охране окружающей среды, но не деятельность по обращению с отходами. Поэтому в её действиях не может содержаться объективная сторона ст.8.2 КоАП РФ. Следовательно, администрация МО «Карсунский район» не является субъектом вменяемого административного правонарушения. Кроме того, неисполнение обязанностей по организации мероприятий по охране окружающей среды не свидетельствует о наличии в действиях администрация МО «Карсунский район» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. В этой связи выводы суда о том, что администрация МО «Карсунский район» в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления не обеспечила их утилизацию и переработку, являются несостоятельными.     

Не установлено судом нарушение администрацией п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ, в соответствии с которым к вопросам местного значения МО отнесена организация утилизации и переработки отходов. 

Администрация МО «Карсунский район» не осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, её деятельность не подлежит лицензированию, поэтому ссылка суда на п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» является неосновательной.

Необоснованным является и указание на нарушение требований к объектам размещения отходов (ч.ч. 1, 7 ст.12 Федерального закона №89 ФЗ «Об отходах производства и потребления»), поскольку не имеется доказательств нахождения на территории МО «Сосновское сельское поселение» обустроенного сооружения для размещения отходов, созданного администрацией МО «Карсунский район».

Привлечение к ответственности администрации МО «Карсунский район» не предотвратит совершения новых подобных правонарушений, но повлечёт сокращение бюджетных средств, которые могли быть направлены на дальнейшую организацию мероприятий по охране окружающей среды. 

По делу не принято реальных мер по выявлению надлежащего субъекта правонарушения.   

Таким образом, поскольку судом не выяснены вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела, доказанность вины администрации МО «Карсунский район» в совершении вменяемого правонарушения вызывает сомнения.   

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и доводы возражений на жалобу, выслушав Разинову Т.В. и Решетникову Е.И.., защищающих интересы администрации МО «Карсунский район» и поддержавших доводы жалобы, а также выслушав Ягудину Э.М, представляющую интересы Росприроднадзора по Ульяновской области, и возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст. 8.2 КОАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичные требования содержаться в ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно ч.ч. 1,7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов должно осуществляться только на основании решений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

Согласно п. 2.14 «Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ», утвержденных Минприроды РФ 15.07.1994 года, размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов не допускается.

Судом установлено, что МУ администрацией МО «Карсунский район» Ульяновской области требования указанных норм не выполняются, поскольку  не осуществляются необходимые мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды, не обеспечено выполнения мероприятий по сбору и вывозу отходов, не обеспечена утилизация и переработка отходов.

В результате указанных нарушений на территории МО «Карсунский район» Ульяновской области допущено создание несанкционированной свалки в непосредственной близости от села Сосновка (в 900 метрах южнее этого населенного пункта).

Таким образом, суд вышестоящей инстанции считает, что привлечение администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ является законным и обоснованным.

Административное наказание назначено администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области в пределах санкции  статьей 8.2 КоАП РФ санкций.

Доводы жалобы в вышестоящий суд законность и обоснованность вынесенного районным судом решения не опровергают.

В силу приведенных выше нормативно-правовых актов администрация муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области несет ответственность за неисполнение на территории района требований законодательства, относящегося к вопросам местного значения, куда отнесены и вопросы организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Соответственно администрация муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области является субъектом ответственности, вмененного ей административного правонарушения.

Доводы жалобы о том, что описание местоположения свалки является неверным и не позволяющим определить, где именно расположена свалка, что порождает сомнения о наличии такой свалки именно в Карсунском районе, нахожу несостоятельными, поскольку в ходе расследования дела, глава Сосновского сельского поселения наличие такой свалки около села не отрицал (л.д. 32)

Доводы жалобы о том, что администрация МО «Карсунский район» сбором, обращением или переработкой отходов не занимается, не могут служить основанием к отмене состоявшегося постановления, поскольку в вину администрации вменено неосуществление мероприятий межпоселенческого характера по организации сбора, вывоза, размещения и утилизации отходов.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ,

 

РЕШИЛ:

Постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 февраля 2013 года оставить без изменения, а жалобу администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Судья