Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возмещении вреда, причиненного почве
Документ от 19.03.2013, опубликован на сайте 30.04.2013 под номером 38102, 2-я гражданская, о возложении обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в счет возмещения вреда, причиненному почвам как объекту охраны окружающей среды, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Балуков А.Н.                                                                           Дело № 33-674/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          19 марта 2013 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Логинова Д.А., Костюниной Н.В.,

при секретаре Берхеевой Г.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 14 декабря 2012 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении уточнённого искового заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области к администрации муниципального образования (МО) «Новоспасский район» Ульяновской области о возложении обязанности возместить вред, причинённый почвам, как объекту охраны окружающей среды, несанкционированным размещением отходов на территории МО «Новоспасский район» Ульяновской области в 80 метрах от дорожного знака «107 км» автодороги р.п. Новоспасское – р.п. Кузоватово, в 600 метрах северо-западнее домостроения № *** по ул. К*** в с. Троицкий Сунгур Новоспасского района Ульяновской области путём разработки проекта восстановительных работ и восстановления нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с проектом восстановительных работ за счёт средств МО «Новоспасский район» в течение 6 месяцев с момента вступления в силу судебного акта, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А., пояснения представителей Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Алкаревой К.А. и Ягудиной Э.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области Нагаткина М.Ю., просившего отказать в удовлетворении жалобы, представителя ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» Садыкова В.М., полагавшего доводы жалобы обоснованными, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Управление Росприроднадзора по Ульяновской области обратилось в суд с уточнённым исковым заявлением к администрации МО «Новоспасский район» о возложении обязанности возместить вред, причинённый почвам, как объекту охраны окружающей среды, несанкционированным размещением отходов на территории МО «Новоспасский район» Ульяновской области в 80 метрах от дорожного знака «107 км» автодороги р.п.Новоспасское – р.п.Кузоватово, в 600 метрах северо-западнее домостроения №*** по ул.К*** в с.Троицкий Сунгур Новоспасского района Ульяновской области путём разработки проекта восстановительных работ и восстановления нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с проектом восстановительных работ за счет средств МО «Новоспасский район» в течение 6 месяцев с момента вступления в силу судебного акта.

В обоснование иска было указано, что был установлен факт причинения вреда почвам вследствии несоблюдения ответчиком экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления при несанкционированном размещении отходов. По указанному адресу обнаружена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов и строительного мусора, в связи с чем ответчик привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.

Размер вреда составил *** руб., в добровольном порядке вред не возмещён.

Поскольку в случае возмещения ущерба заявитель заплатит сам себе, истец полагал необходимым обязать ответчика разработать проект восстановительных работ и на основании него восстановить нарушенное состояние окружающей среды в течение 6 месяцев с момента вступления в силу судебного акта по данному делу.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Управление Росприроднадзора по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска.

В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Указывает, что в период времени с 22.05.2012 по 27.06.2012 на территории МО «Новоспасский район» Ульяновской области в 600 м северо-западнее домостроения №*** по ул.К*** в с.Троицкий Сунгур была обнаружена несанкционированная свалка ТБО и строительного мусора.

Указывает на неверные выводы суда первой инстанции о том, что не представлен акт отбора проб для биотестирования почвы, поскольку биотестируемой средой являлись отходы, а не почва.

В акте отбора проб почвы от 24.05.2012 имеются ссылки на 107 км трассы Новоспасское-Кузоватово и на расстояние 80 м от указанной трассы.

Место размещения свалки - 107 км трассы Новоспасское-Кузоватово, в 600 м северо-западнее домостроения №*** по ул.К*** в с.Троицкий Сунгур установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении, что в силу ч.2 ст.61 ГПК РФ являлось для суда обязательным.

Отметка «*** км северо-западнее с.Троицкий Сунгур» указана ошибочно, поскольку так изначально было указано в сообщении УФСБ.

Суд не должен был руководствоваться показаниями свидетелей К*** И.Ю., Х*** М.Ш., Б*** О.Г., пояснивших, что в ходе обследования земельного участка размещения отходов не установлено, поскольку они не смогли ответить на конкретные вопросы, а кроме того, являются заинтересованными лицами.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области полагает решение суда законным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

В соответствии с ч.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно п.п. 9, 14 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения поселения. Аналогичные положения закреплены и в ст.13 Устава МО «Новоспасский район» Ульяновской области.

Согласно  ч.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из ч. 1, 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных, экологических систем и здоровья человека.

Из материалов дела следует, что на основании акта выбора земельного участка от 31.05.2011 и постановления администрации МО «Новоспасский район» от 16.08.2011 № ***, для временного складирования твёрдых бытовых отходов был выделен земельный участок по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, в 600 метрах северо-западнее домостроения № *** по ул. К*** в с. Троицкий Сунгур, и на нём было разрешено размещение открытой площадки для временного хранения твёрдых бытовых отходов.  

22.05.2012 года в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области поступило письмо УФСБ России по Ульяновской области от 21.05.2012 о выявлении факта возможного нарушения действующего природоохранного законодательства, в части порядка размещения твёрдых бытовых отходов и строительного мусора на территории Новоспасского района. Указывалось, что в 7 км северо-западнее с. Троицкий Сунгур (107 км трассы Новоспасское-Кузоватово) обнаружено несанкционированное размещение твёрдых бытовых отходов (ТБО) и строительного мусора. Общая площадь размещения ТБО составляет *** кв.м.

Как следует из акта рейдового мероприятия от 24.05.2012, составленного государственным инспектором РФ по Ульяновской области по охране природы З*** О.В., в границах МО «Новоспасский район» Ульяновской области (107 км трассы Новоспасское-Кузоватово) обнаружены места несанкционированного размещения твёрдых бытовых отходов и строительного мусора. Отходы расположены на 21 участке мест захламления отходами. Общая площадь размещения твёрдых бытовых отходов и строительного мусора (обломки досок различного размера, бой шифера) на этих участках составляет около *** кв.м.

Согласно экспертного заключения № *** от 15.06.2012, составленного филиалом «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО», размер вреда, причинённого почве в результате несанкционированного размещения строительных отходов на земельном участке северо-западнее с. Троицкий Сунгур Новоспасского района Ульяновской области составил *** руб.

Их схемы отбора пробы почвы для проведения экспертизы, приложенной к акту отбора проб от 24.05.2012 №*** ФБУ филиала «ЦЛАТИ по Ульяновской области» следует, что пробы отбирались на месте несанкционированного размещения ТБО и строительного мусора, в 80 метрах от дорожного знака «107 км» автодороги р.п. Новоспасское – р.п. Кузоватово.

Факт несанкционированного размещения отходов (несанкционированной свалки) подтверждается представленными в дело фотоматериалами.

Вступившим в законную силу постановлением Ленинского районного суда города Ульяновска от 20.08.2012 администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области привлечена к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ за то, что в непосредственной близости от с.Троицкий Сунгур Новоспасского района Ульяновской области допущено создание не внесенного в государственный реестр объекта размещения отходов IV класса опасности, где сброс отходов производится на почву.

К представленному в материалы дела акту обследования земельного участка от 14.11.2012, из которого следует, что факта временного размещения отходов не установлено, а также показаниям свидетелей К*** И.Ю., Х*** М.Ш., Б*** О.Г. судебная коллегия относится критически. Из показаний данных свидетелей усматривается, что земельный участок, расположенный в районе дорожного знака 107 км» автодороги р.п.Новоспасское – р.п.Кузоватово не обследовался при составлении указанного акта.

Оценив имеющиеся доказательства, судебная коллегия полагает, что при подтверждении наличия несанкционированного места размещения отходов доводы ответчика о допущенных контролирующим органом несоответствиях и неточностях при проведении проверки, а также нарушениях порядка ее проведения, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска.

Более того, при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции также было подтверждено, что на земельном участке на территории МО «Новоспасский район» Ульяновской области, расположенном в 80 метрах от дорожного знака «107 км» автодороги р.п.Новоспасское – р.п. Кузоватово, в непосредственной близости от с.Троицкий Сунгур по прежнему допускается несанкционированное размещение отходов. Это подтверждается представленными в дело фотоматериалами с замерами географических координат мест проведения фотосъемки.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворения иска, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Как следует из ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложены обязанности проводить мероприятия, в том числе, по рекультивации нарушенных земель, восстановлению и сохранению плодородия почв.

Согласно ч.1 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», компенсация вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утверждёнными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причинённый нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещён посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счёт его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В соответствии с п.1 Постановлением Правительства 23.02.1994 N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Согласно п.5 Приказа Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе, при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

Поскольку несанкционированная свалка образовались по причине ненадлежащего исполнения ответчиком возложенных на него законом обязанностей по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, судебная коллегия полагает возможным обязать администрацию муниципального образования (МО) «Новоспасский район» Ульяновской области обязанность возместить вред, причинённый почвам, как объекту охраны окружающей среды, несанкционированным размещением отходов на территории МО «Новоспасский район» Ульяновской области, в 80 метрах от дорожного знака «107 км» автодороги р.п. Новоспасское – р.п. Кузоватово, путём разработки проекта восстановительных работ и восстановления нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с проектом восстановительных работ за счёт средств МО «Новоспасский район».

 

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 14 декабря 2012 года отменить.

Вынести по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области, возложить на администрацию муниципального образования (МО) «Новоспасский район» Ульяновской области обязанность возместить вред, причинённый почвам, как объекту охраны окружающей среды, несанкционированным размещением отходов на территории МО «Новоспасский район» Ульяновской области в 80 метрах от дорожного знака «107 км» автодороги р.п. Новоспасское – р.п. Кузоватово, путём разработки проекта восстановительных работ и восстановления нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с проектом восстановительных работ за счёт средств МО «Новоспасский район».

 

Председательствующий    

 

Судьи