Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании недополученной заработной платы компенсации морального вреда
Документ от 19.02.2013, опубликован на сайте 04.03.2013 под номером 37228, 2-я гражданская, о взыскании задолженности по заработной плате, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Рыбалко В.И.                                                                          Дело-33-444/2013 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              19 февраля 2013 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Атногуловой И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Новикова Р*** В*** – Тонкова А*** В*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 ноября 2012 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Новикова Р*** В*** к Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области о взыскании задолженности по заработной плате в размере *** денежной компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере ***., компенсации морального вреда в размере ***  - оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Новикова Р.В., представителя истца Тонкова А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя  ответчика  Министерства  искусства и культурной политики Ульяновской области Бурлевой С.А. полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Новиков Р.В. обратился в суд с увеличенными в ходе рассмотрения дела исковыми требованиями к Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что проходил государственную гражданскую службу в должности начальника отдела информатизации и технического развития отрасли Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области.

***2012 по распоряжению Министра искусства и культурной политики Ульяновской области Мурдасовой Т.Г. Новиков Р.В. был привлечен к работе в нерабочий праздничный день: с 09. 00 час. до 23.00 час. он участвовал вместе с Мурдасовой Т. Г. в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы, а также в выездном совещании в с. Прислониха Карсунского района Ульяновской области.

В соответствии с Приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 30.05.2012 № 145 «О подготовке к празднованию 200-лет И.А. Гончарова» на него был возложен контроль за выделением  руководителями учреждений культуры и архивов ежедневно в период 31.05.2012 по 16.06.2012 не менее трех человек от каждого учреждения для уборки помещений  в  здании  историко-мемориального   центра-музея   имени  И.А.  Гончарова  (г. Ульяновск, ул.Ленина, 134/20). В  рамках подготовки к празднованию 200-летия И.А. Гончарова в период с ***.2012  по ***.2012. Новиковым Р. В. ежедневно производилась работа с 08.00 час. до 20.00 час. (08.30 час. – 20.30 час.), т.е.  сверх установленной нормы рабочего времени. При этом  для гражданских служащих Министерства  установлена пятидневная служебная неделя с двумя выходными днями, с рабочим временем с  09.00 час. до 18.00 час. и перерывом на обед с 13.00 час. до 14.00 час.  Кроме того, работа осуществлялась также в выходные дни ***2012, ***2012, ***2012, ***2012, ***2012, в нерабочий праздничный день – ***2012, в предпраздничный день -***2012.

Таким образом, работа сверх установленной нормы составила  33 час. 45 мин., работа в выходные и праздничные дни  составила 82 час. 30 мин.

На основании изложенного Новиков Р.В. просил взыскать в его пользу с Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области задолженность по заработной плате в размере *** денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере ***., компенсацию морального вреда в размере ***

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе  представитель Новикова Р.В. – Тонков А.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, как незаконное. В обоснование указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, применение судом закона, не подлежащего применению. Кроме того, в нарушение ст.198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд не мотивировал, почему принял одни доказательства и отверг другие. При этом указывает, что сверхурочная работа, а также работа в выходные и праздничные дни  подтверждается наличием записей в Журнале учета рабочего времени сотрудников Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, а также показаниями свидетелей. Считает, что количество часов работы в выходные и праздничные дни подлежат оплате в соответствии со ст.152, 153 Трудового кодекса РФ. При этом указывает, что работа истца в оспариваемый период являлась сверхурочной, поскольку была постоянной, регулярной и не подпадает под понятие ненормированного рабочего дня.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что в период с ***.2011 по ***.2012  Новиков Р.В. проходил государственную гражданскую службу РФ  в должности начальника отдела информатизации и технического развития отрасли Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области.

Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). (ст.3 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются  Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. (ст. 13 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Согласно   ст.23  вышеприведенного закона  служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

При поступлении на государственную гражданскую службу ***.2011 с Новиковым Р.В. был заключен служебный контракт, в соответствии с п.п.10, 11 которого истцу  установлен ненормированный служебный день  с предоставлением ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день .

В соответствии со ст.45 Федерального закона «О государственной гражданской службе»  служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.

Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и который не может быть менее трех календарных дней. В случае, если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.

Согласно ст. 5 служебного распорядка  Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, утвержденного приказом Министерства № 217 от 12.12.2011, нормальная продолжительность служебного времени гражданских служащих составляет 40 часов в неделю.

Для гражданских служащих устанавливается пятидневная служебная неделя с двумя выходными днями - суббота и воскресенье. Время начала ежедневной службы - 09.00, окончание службы - 18.00. Перерыв для отдыха и питания - с 13.00 до 14.00.

Для  выполнения  срочных,  нетерпящих  отлагательств   служебных заданий и поручений, гражданские служащие могут вызываться на службу и привлекаться к дежурствам в выходные и нерабочие праздничные дни по письменному распоряжению  Министра искусства  и  культурной  политики Ульяновской области.

Указанные вызовы и дежурства могут осуществляться не чаще одного раза в месяц с согласия гражданского служащего и не должны превышать нормальную продолжительность служебного дня.

Дежурства в выходные и нерабочие праздничные дни оплачиваются в соответствии с трудовым законодательством или по желанию гражданского служащего компенсируются предоставлением других дней отдыха той же продолжительности, что и дежурства.

Ненормированный  служебный день устанавливается  гражданским служащим  Министерства  искусства  и  культурной  политики  Ульяновской, замещающим, в частности, должность начальника отдела.

За   ненормированный   служебный   день   гражданским   служащим устанавливается дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью: Министру,    заместителю    Министра    -    директору    департамента, заместителю   директора   департамента   -   начальнику   отдела,   помощнику Министра - 5 (пять) календарных дней; начальнику   отдела,   главному   (ведущему)   консультанту   -   3   (три) календарных дня;

По письменному заявлению гражданского служащего указанный отпуск может быть заменен денежной компенсацией.

Кроме того, в соответствии с п.9 служебного контракта денежное содержание истца включало в частности: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью  - ***. в месяц; ежемесячную надбавку к должностному окладу  за особые условия государственной службы  - *** должностного оклада; ежемесячной денежное поощрение -*** должностных оклада; другие выплаты.

Согласно Положению о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу  за особые условия государственной гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи и единовременного поощрения   государственным гражданским служащим Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, утвержденному приказом                 Министерства № 117 от 23.07.2012  критерием для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу  за особые условия государственной службы   являются: выполнение непредвиденных, особо важных и ответственных работ, исполнение должностных обязанностей,  в условиях, отличающихся  срочностью, сложностью и повышенным качеством работ, особым режимом  и графиком (спецификацией) гражданской службы (п. 1.2).

Как пояснил истец в судебном заседании, указанные надбавки ему выплачивались ежемесячно. При этом, работа в особом режиме с 01.06.2012 по 17.06.2012 за весь его период прохождения гражданской службы, чуть более года, была впервые.

Согласно п. 6.1 служебного распорядка  денежное содержание выплачивается    2-го и 17-го числа ежемесячно посредством перечисления на банковские карты государственных служащих.

Согласно распоряжению Министерства искусства и культурной политики Ульяновской  области   от  ***.2012  ***  служебный контракт с  Новиковым Р.В.  расторгнут и истец   уволен с государственной гражданской службы ***.2012  в связи с сокращением должности. 

При увольнении с Новиковым Р.В. был произведен расчет с выплатой, в том числе, денежной компенсации за ежегодный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день, а также компенсации за работу в праздничные дни за  2012 года, что подтверждено данными о начислении истцу заработной платы.

В соответствии со ст. 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Согласно ст.99 ТК РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия.

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Заявляя требования о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, за работу в выходные и праздничные дни – ***.2012 и в период с ***.2012 по ***2012, Новиков Р.В. указывает на то, что он по распоряжению работодателя привлекался к работе сверхурочно и в выходные и праздничные дни, при этом факт выполнения работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени подтвержден представленными выписками из журнала учета рабочего времени сотрудников Министерства  искусства и культурной политики Ульяновской области.

Дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, оснований не соглашаться с которой у судебной коллегии не имеется, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии законных оснований для взыскания в пользу Новикова Р.В. оплаты за работу сверхурочно, в выходные и праздничные дни компенсации за задержку причитающихся выплат и компенсации морального вреда. 

Так, Приказами  Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от ***2012 *** «О завершении ремонтно-строительных работ» и *** «О подготовке к празднованию 200-летия И. А. Гончарова» на начальника отдела информатизации и технического развития отрасли Министерства Новикова Р.В. был возложен контроль за выполнением ремонтно-реставрационных работ в доме-музее имени И.А.Гончарова, а также контроль за исполнением приказа *** от ***2012. При этом доказательств того, что Новиков Р.В. был  привлечен работодателем к работе сверхурочно, либо в выходные, праздничные дни не представлено, ни один из данных приказов  указания на это не содержит.  Иных приказов о привлечении истца к работе сверхурочно и в выходные и праздничные дни в оспариваемый период (***2012, с ***.2012 по ***.2012) работодателем не издавалось.

Представленные истцом копии журналов учета рабочего времени сотрудников Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области с указанием, что в оспариваемый период истец  выполнял обязанности государственной гражданской службы с 08.00 час. до 20.00 час., не являются бесспорным доказательством  выполнения Новиковым Р.В. работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Записи в данные журналы вносились непосредственно истцом, и более того, с нарушением хронологии. Так, указывая время прихода на работу 08.00 час. Новиков Р.В, вносил запись в журнале после тех работников, время прихода которых указано – 09.00 час., что само по себе вызывает сомнение в объективности внесенных сведений.

Поскольку указанный журнал не предусмотрен номенклатурой дел Министерства, не является документом учета рабочего времени сотрудников, объективность внесенных в него сведений работодателем не проверялась и не удостоверялась,  доводы представителя истца в апелляционной жалобе о том, что работодателем нарушался порядок ведения учета рабочего времени, а соответственно и нарушены права истца неоплатой за работу сверхурочно являются несостоятельными.

Первичным документом учета рабочего времени является табель, который ведется работодателем и является основанием для начисления заработной платы работникам. Заработная плата истцу начислена в соответствии с отработанным им рабочим временем, а также с учетом работы в выходные, праздничные дни, к которой он привлекался приказами работодателя.

Не состоятельна ссылка представителя истца как в апелляционной жалобе, так и в пояснениях в суде апелляционной инстанции на пояснения начальника отдела главного инспектора труда государственной инспекции труда в Ульяновской области Саркисовой Н.А. как на заключение специалиста, в части того, что работа истца в период с ***2012 по ***2012 являлась работой сверхустановленной продолжительности рабочего времени и не подпадает под понятие «ненормированный рабочий день», поскольку это правовой вопрос и разрешается судом на основании исследования и оценки представленных сторонами доказательств. При этом, как следует из пояснений Саркисовой Н.А. ею в судебном заседании дано понятие ненормированного рабочего дня. В отношении рассматриваемой ситуации, она пояснила, что имеются документы, содержащие различные данные о продолжительности рабочего дня истца в оспариваемый период, соответственно имеет место индивидуальный трудовой спор, подлежащий разрешению в судебном порядке.

Статья 392  ТК РФ предусматривает, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

В Определении Конституционного суда РФ от 15.11.2007 № 728-О-О указано, что  согласно ч. 4 ст. 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, а ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ, по сути, регулирует условия, порядок и сроки реализации данного конституционного права. Предусмотренный ею  срок является более коротким по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством РФ. Такой срок, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и является достаточным для обращения в суд.

При отсутствии письменного распоряжения Министра искусства и культурной политики Ульяновской области о привлечении  истца к работе в нерабочий праздничный день –  ***.2012, при отсутствии заявления истца о компенсации отработанного дня путем предоставления отгула, получив в начале июня 2012 года заработную плату за май 2012 года, суд правильно пришел к выводу о том, что истец не мог не знать о нарушении его прав в связи с  невыплатой   заработной платы за работу ***2012.

Новиков  Р.В. обратился в суд с данным иском лишь  ***2012. Доказательств невозможности своевременного обращения в суд за защитой нарушенного права истец не представил.

Таким образом, Новиковым Р.В. пропущен срок для обращения в суд за защитой нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с работодателя оплаты за работу в праздничный день ***.2012.

Доводы апелляционной жалобы, что ответчиком не заявлено о применении срока давности конкретно по данным требованиям являются несостоятельными.

Так, представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд с требованиями о взыскании заработной платы как за работу сверхурочно, так и работу в выходные и праздничные дни. При наличии оснований суд вправе применить срок  к каждому из требований в отдельности.

При отсутствии правовых оснований для оплаты истцу за работу сверхурочно, в выходные и праздничные дни, суд правильно отказал и в удовлетворении исковых требований  в части взыскания компенсации за несвоевременную выплату заработной платы и компенсации морального вреда.  

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  Новикова Р.В., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В остальной части доводы, приведенные представителем Новикова Р.В. – Тонковым А.В. в апелляционной жалобе, были предметом исследования  суд первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка,  на правильность принятого судом решения не влияют.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Новикова Р*** В*** – Тонкова А*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: