Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении возмещения вреда по случаю потери кормильца
Документ от 12.02.2013, опубликован на сайте 01.03.2013 под номером 37177, 2-я гражданская, о возложении обязанности по ежемесячной выплате денежной компенсации возмещения вреда по случаю потери кормильца с последующей компенсацией, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Асанидзе Э.Г.                                                                         Дело № 33-405/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 12 февраля 2013 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Ульяниной Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Ковтун С*** И*** -  Дегтярева А*** В*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 сентября 2012 года, с учетом определения этого же суда от 04 декабря 2012 года об исправлении описки, по  которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Ковтун С*** И*** к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску о возложении обязанности по ежемесячной выплате денежной компенсации возмещения вреда по случаю потери кормильца с последующей компенсацией, взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации, к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области об обязании выдать специальное удостоверение, как вдове инвалида ЧАЭС, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения представителя истицы Дегтярева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Григорьевой С.А.,  возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора Фомичева Д.Ю., полагавшего решение суда законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ковтун С.И. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску о назначении с 01 сентября 2012 г. ежемесячной компенсации возмещения вреда по случаю потери кормильца в размере 3495,04 руб., взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации за период с 01.03.2002 г. по 31.08.2012 г. в сумме 440375,04 руб.. Просила обязать Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области выдать Ковтун С. И. как вдове умершего мужа Ковтуна В*** М*** – инвалида ЧАЭС *** группы, специальное удостоверение инвалидов, предусмотренное ст.15 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для граждан, указанным в пунктах 1 и 2 части первой ст.13 указанного 15 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 (в ред. 12-ФЗ от 22.08.2004 г.).

Требования мотивированы тем, что муж истицы, Ковтун В. М. в 1986г. выполнял работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30 км. зоне. 07.07.1992 г. Ташкентским ВТЭК № *** Республики Узбекистан ему была установлена *** группа инвалидности бессрочно в связи с аварией на ЧАЭС. ***01.1994 г. Ковтун В.М. проживавший с семьей в Республике Узбекистан, умер. Истица с 28.11.1997 г. является инвалидом *** группы бессрочно. До сентября 2001 г. истица проживала в Республики Узбекистан. После смерти супруга Ковтун С.И. вместе с дочерью Ковтун А.В., ***08.1977 года рождения, переехали на постоянное проживание из Республики Узбекистан в г.Ульяновск. В связи со смертью супруга, истица в феврале 2002 года обращалась в Комитет социальной защиты населения с письменным заявлением с приложением документов о представлении ей мер социальной поддержки предусмотренных пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1, в данном заявлении ей было отказано.

29.03.2012г. Министерством труда и социального развития Ульяновской области Ковтун С.И. было выдано удостоверение о праве на льготы как вдове умершего участника ЧАЭС. Однако данное удостоверение не дает ей право на представление мер социальной поддержки предусмотренных пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой статьи 14 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Ответчик выдал 29.03.2012 г. Ковтун С.И. удостоверение о праве на льготы как вдове умершего участника ЧАЭС, заведомо зная, что супруг истицы являлся инвалидом *** группы в связи с аварией на ЧАЭС согласно представленной истицей справки ВТЭК от 07.07.1992 сер. *** об установлении супругу *** группы инвалидности бессрочно с причинной связью заболевания, связанного с ликвидацией аварии на ЧАЭС. В июне 2012 г. Ковтун С.И. обращалась в Министерство труда и социального развития Ульяновской области с письменным заявлением о выдаче ей удостоверения о праве на льготы как вдове умершего инвалида ЧАЭС с приложением документов, в данной выдаче ей было отказано.

***.01.1994г. Ковтун В.М. – умер. Ковтун С.И. 09.01.1947г.р., на день смерти мужа не работала, осуществляла уход за супругом, который нуждался постоянно в нем, пенсию и других доходов не имела. С 28.11.1997г. истица является инвалидом *** группы бессрочно с заключением «нетрудоспособна».

Поскольку она по заключению МСЭ стала нетрудоспособной в течение пяти лет после смерти супруга, она относится к категории граждан, имеющих право на получение ежемесячного возмещения вреда в связи со смертью кормильца - инвалида ЧАЭС.

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе и в дополнении к ней представитель Ковтун С.И. - Дегтярев А. В. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное. При этом ссылается на доводы, которые указывались в обоснование исковых требований. Считает, что отсутствие у Ковтун С.И. удостоверения о праве на льготы как вдове умершего инвалида ЧАЭС, подтверждающего право на ежемесячную денежную компенсацию и меры социальной поддержки, не может иметь юридического значения. Полагает, что в силу ст. 14 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ ответчик обязан был производить выплаты денежной компенсации Ковтун С.И. со дня ее обращения.  По мнению автора жалобы, суд применил норму права не подлежащую применению, а именно ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Кроме того суд необоснованно сослался на определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 № 1085-О-П.

В возражениях относительно апелляционной жалобы и дополнения к ней  Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г. Ульяновску считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей.

В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.

Из буквального толкования этой нормы следует, что семьи умерших инвалидов имеют право на получение такой компенсации, если на самого инвалида при его жизни распространялась эта мера поддержки. Таким образом, при жизни гражданину должна быть установлена соответствующая группа инвалидности, и он должен быть получателем ежемесячной денежной компенсации. И только в этом случае может быть распространено действие данной нормы на нетрудоспособных членов семьи его семьи, находившихся на иждивении умершего.

Согласно ст.15 Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 21.08.2001 №607  (ред. от 20.06.2005) "О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС"   для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии): заявление о выплате денежной компенсации; копия специального удостоверения инвалида; копия справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности; копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Следовательно, реализовать свои права на получение мер социальной поддержки, в том числе и на получение ежемесячной выплаты, инвалид может при наличии у него соответствующего удостоверения.

Как установлено судом первой инстанции, Ковтун В.М. работал на ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в должности начальника п*** с 27 мая 1986 г. по 30 июня 1986 г. и находился на аварийно-восстановительных работах в особой зоне Чернобыльской АЭС. 27.12.1990 г. ему было выдано удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. ***01.1994 г. Ковтун В.М. умер. Согласно свидетельству о смерти от 13.01.1994 г. серии *** причиной его смерти является наружное и внутреннее кровотечение, сквозное огнестрельное ранение головы. Таким образом, смерть Ковтун В.М. не находится в причинной связи  с заболеванием, возникшим в связи с чернобыльской катастрофой.

В соответствии со ст.24 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 18.06.1992 г. № 2) под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы либо сочетания этих радиационных факторов с иными вредными факторами.

Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации.

Доказательств того, что Ковтуну В.М в установленном законом порядке было выдано специальное удостоверение инвалида, дающее основание для получения льгот и он пользовался этими льготами , не представлено.

Довод жалобы, что Ковтуну В.М. для получения удостоверения не требовалось заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием, необоснован.

В период, до смерти Ковтуна В.М. порядок выдачи удостоверений регулировался Положением о порядке оформления и выдачи удостоверений для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и их последствий на атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику, утвержденным Госкомчернобылем России, Минздравом России, Минсоцзащиты России, Минобороны России, МВД России, МБ России, Минатомом России, зарегистрированным в Минюсте РФ 29 марта 1993 г. N 194 (письмо Государственного комитета РФ по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других катастроф от 22.03.1993 г. N ВД-8-1278)

В соответствии с требованиями пункта 10 указанного Положения удостоверения выдаются при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, на основании заключений региональных межведомственных экспертных советов или военно-врачебных комиссий, а также других органов, определяемых Правительством Российской Федерации, устанавливающих наличие заболеваний или частичной либо полной потери трудоспособности граждан, имеющих причинную связь с воздействием радиации (для перенесших лучевую болезнь и инвалидов).

Таким образом, доказательств того, что Ковтун В.М. при жизни являлся получателем вышеуказанной ежемесячной денежной компенсации, и то, что причинная связь вызвавшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие непосредственного его участия в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы была установлена межведомственным экспертным советом или военно-врачебной комиссия не представлено.

Кроме того, юридически значимым обстоятельством при решении вопроса о праве истицы на выплаты, предусмотренные пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" является установление факта ее нетрудоспособности и нахождения на иждивении мужа.

Для раскрытия смысла понятия "иждивение" подлежит применению ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которой право на получение выплат в случае смерти застрахованного может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, в том случае, когда часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию. В ч. 3 ст. 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также содержится аналогичное понятие иждивения. Согласно указанной норме члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Таким образом, члены семьи умершего признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном иждивении или получали от него помощь, в том числе, в виде части заработка (пособий), которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Истицей доказательств данному обстоятельству не представлено.

В связи с этим  суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у Ковтун С.И. не возникло право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого в связи с радиационным воздействием по п. 15 части первой статьи 14 Закона РФ №1244-1, и в удовлетворении ее требований отказал.

Правильно рассмотрены требования истицы об обязании выдать специальное удостоверение, как вдове инвалида ЧАЭС.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 728/832/166н утверждены Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (далее - Порядок).

Согласно пункту 5 Порядка для оформления и получения удостоверения члены семьи, потерявшие кормильца, обращаются в уполномоченные органы, указанные в пункте 3 Порядка, с письменным заявлением, к которому прилагаются следующие документы:

удостоверение умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с настоящим Порядком (при его утрате удостоверение выдается на основании первичных документов, имеющихся в личном деле умершего гражданина);

свидетельство о смерти;

свидетельство о браке;

паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении);

документы, подтверждающие факт совместного проживания (при необходимости).

Установленный перечень документов истицей представлен не был. В связи с этим суд первой инстанции правильно признал отказ обоснованным.

Указанные в апелляционной жалобе доводы были предметом судебного разбирательства, что нашло отражение в мотивировочной части решения.

Фактически доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и выводов суда и иное толкование правовых норм, регулирующих спорные отношения, отличное от примененных судом.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 сентября 2012 года, с учетом определения этого же суда от 04 декабря 2012 года об исправлении описки, оставить без изменения, а  апелляционную жалобу представителя Ковтун С*** И*** -  Дегтярева А*** В***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий         

 

Судьи