Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Спор о защите чести, достоинства и деловой репутации
Документ от 29.01.2013, опубликован на сайте 11.02.2013 под номером 36847, 2-я гражданская, о защите чести, достоинства, компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Котельников А.Г.                                                          Дело № 33-201/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                   29 января 2013 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Аладина П.К., Васильевой Е.В.,

при секретаре Мерчиной А.В.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Хардиляткиной О*** А*** на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 26 ноября 2012 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Хардиляткиной О*** А*** к ГКУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница им. Н.М. Карамзина» о защите чести, достоинства и деловой репутации, и компенсации морального вреда  - отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., пояснения Хардиляткиной О.А. и её представителя Чехонадского Д.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения Сафиулловой С.Ш. и Иванова А.А., представляющих по доверенности интересы ГКУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница им. Н.М. Карамзина», возражавших против доводов апелляционной жалобы, объяснения третьих лиц Бурановой О.В. и Коваленко О.В., просивших отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Хардиляткина О.А. обратилась в суд с иском (уточненным в ходе судебного разбирательства) к ГКУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница им. Н.М. Карамзина» о защите чести, достоинства и деловой репутации взыскании компенсации морального вреда.

Свои требования истец мотивировала тем, что при ознакомлении с уголовным делом в отношении ее сына С*** В.В. она обнаружила, что в заключении судебно-психиатрической экспертизы от 13 ноября 2009 года № 3087 имеют место записи экспертов (Бурановой О.В. и Коваленко О.В.), которые не соответствуют действительности, порочат честь, достоинство её и старшего сына С*** В***. В частности в экспертном заключении указано, что их семья считается неблагополучной, в селе у нее репутация скандальной женщины, она ранее судима за кражу, старший сын В*** дезертировал из армии и имеет судимость. Врачи Буранова О.В. и Коваленко О.В. не имели права указывать эти сведения в заключении экспертизы, учитывая, что она не является подозреваемой или обвиняемой по уголовному делу. При проведении экспертизы врачи нарушили запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о ее частной жизни без ее согласия. В связи с этим с ГКУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница им. Н.М. Карамзина» должна быть взыскана компенсация морального вреда в сумме 100 000 рублей.

 

В ходе судебного разбирательства суд произвёл замену ненадлежащих ответчиков - Бурановой О.В. и Коваленко О.В. на надлежащего - ГКУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница им. Н.М. Карамзина», Буранова О.В. и Коваленко О.В. привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Хардиляткина О.А. просит решение суда отменить.

Жалоба мотивирована тем, что суд неправильно дал оценку указанным в экспертном заключении сведениям, которые не соответствовали действительности и порочили честь, достоинство и деловую репутацию её и старшего сына. Кроме того, в жалобе указывается на несогласие со сведениями, отраженными в протоколах судебных заседаний, которые являются неполными и неправильными.

 

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, апелляционная инстанция не находит его подлежащим отмене.

 

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

 

Из материалов дела усматривается, что в рамках расследования уголовного дела в отношении обвиняемого С*** В.В. была назначена амбулаторная психиатрическая экспертиза, производство которой поручено ГКУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница им. Н.М. Карамзина».

 

Экспертиза была проведена комиссией в составе экспертов врачей-психиатров Бурановой О.В. и Коваленко О.В.

 

В экспертном заключении имеются фразы: «семья считается самой неблагополучной в селе», «у матери репутация скандальной женщины, а также о ней ходят слухи, что она ранее судима за кражу»; «старший брат испытуемого имеет судимость за кражу, а ранее дезертировал из армии». 

 

По смыслу ст. 152 ГК РФ защита чести, достоинства и деловой репутации возможна при одновременном наличии трех условий: установлении порочащего характера сведений, факта распространения таких сведений, а также их несоответствия действительности.

 

При рассмотрении дела суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон.

 

На основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд пришел к обоснованным выводам о том, что оспариваемые истцом фразы:

 

- нельзя отнести к распространению сведений, порочащих её честь, достоинство и деловую репутацию, поскольку они имеют место в процессуальном документе, который является доказательством по уголовному делу, и который не предназначен для распространения среди других лиц;

 

- не могут быть признаны не соответствующими действительности, так как они содержатся в процессуальном документе, являющемся доказательством по уголовному делу;

 

- не являются порочащими, поскольку, содержащиеся в оспариваемых фразах сведения получены экспертами из других процессуальных документов, имеющихся в уголовном деле (протоколы допросов потерпевшей, свидетелей), которые также являются доказательствами по нему;

 

- носят предположительный характер, поскольку они являются личным мнением (предположением) потерпевшей и свидетелей, и, кроме того, эксперты, приводя в заключении оспариваемые фразы, не высказывали свое мнение об истце.

 

Сделанные судом выводы подробно мотивированы в решении, основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, соответствуют требованиям норм материального права.

 

Поэтому доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению, поскольку голословны и не подтверждены соответствующими доказательствами.

 

Ссылки в жалобе не неполные и неправильные сведения, отраженные в протоколах судебных заседаний, являются несостоятельными.

 

Во-первых, замечания на протокол судебного заседания подаются в соответствии с требованиями ст. 231 ГПК РФ в течение пяти дней со дня его подписания председательствующим судьей.

 

Во-вторых, поданные истцом 10 декабря 2012 года замечания на протоколы судебных заседаний от 30 октября, 16 и 26 ноября 2012 года были рассмотрены 11 декабря 2012 года и отклонены как необоснованные и поданные с пропуском процессуального срока, установленного ст. ст. 230, 231 ГПК РФ.

 

Таким образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.

 

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 26 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Хардиляткиной О*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи