Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Устранение нарушений прав собственника, не связанных с лишением владения
Документ от 18.12.2012, опубликован на сайте 29.12.2012 под номером 36191, 2-я гражданская, о сносе строений, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Подгорнова О.С.                                                                      Дело № 33-4017/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             18 декабря 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Шлотгауэр Л.Л.,

судей   Васильевой Е.В.  и  Тютькиной З.А.,

при секретаре   Годуновой Е.А.                    

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Халимовой Г*** Э*** Калимуллина Р*** К*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 11 октября 2012 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Халимовой Г*** Э*** удовлетворить частично.

Обязать Бахитовых К*** Ш***, К*** Х***:

-  устроить организованный водоотвод с крыш построек (литеры Г2, Г3, Г9, Г11) в сторону земельного участка Бахитовых по адресу: г. Ульяновск, пер. О***, 18, или в сторону земель общего пользования (пер. О***);

- провести реконструкцию крыши гаража (лит. Г2, Г3), увеличить высоту правой кирпичной стены толщиной 0,25 м, длиной 8,8 м так, чтобы она была выше кровли данного гаража и выше кровли соседнего гаража на 60 см.

В удовлетворении исковых требований о сносе строений отказать.

Взыскать с Халимовой Г*** Э*** в пользу закрытого акционерного общества «Многопрофильный деловой центр» расходы за проведение судебной экспертизы в сумме 29 300 руб.

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения Халимовой Г.Э. и ее представителя Бахтеева М.Т., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Бахитовой К.Ш. Курушиной Е.Г., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Халимова Г.Э. обратилась в суд с Бахитовой К.Ш., Бахитову К.Х. о сносе строений. 

В обоснование заявленных требований указала, что ей принадлежит на праве собственности жилой дом и земельный участок площадью 1250,2 кв.м по адресу: г. Ульяновск, пер. О***, дом 16.

Земельные участки по пер. О***, 16, и пер. О***, 18, на котором расположены строения ответчиков, являются смежными.

Ответчики в нарушение требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и норм возвели на своем участке деревянные нежилые постройки.

Вода с крыш жилого дома и хозяйственных построек ответчиков стекает на участок истицы. Таяние снега, плохая проветриваемость, затенение приводят к постоянному увлажнению фундамента, цоколя, стен хозяйственных построек и жилого дома по пер. Ореховому, 16, что ведет к их разрушению. Из-за небольшого расстояния между хозяйственными постройками лит. Г2, Г3 домовладения по пер. О***, 18 и гаражом лит. Г7 домовладения по пер. О***, 16 затруднена  эксплуатация и обслуживание построек истицы. Поскольку по участку ответчиков проходит газопровод, деревянные постройки ответчиков, расположенные близко к участку истицы, создают высокую пожароопасность.

Кроме того, с учетом результатов проведенной в 2012 году геодезии земельного участка и межевания установлено, что возведенные ответчиками постройки лит. Г8, Г9 и Г11 нарушают права Халимовой Г.Э., поскольку на расстояние 3 см заходят на территорию ее земельного участка.

Истица просила обязать Бахитову К.Ш. и Бахитова К.Х. снести постройки лит. Г2, Г3, Г8, Г9, Г11, расположенные по адресу: г. Ульяновск, пер. О***, 18; взыскать с ответчиков расходы по уплате госпошлины в сумме 200 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Халимовой Г.Э. Калимуллин Р.К. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и постановить по делу новое решение. При этом указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, в частности, не применена ст. 304 ГК РФ. Судом было установлено, что хозяйственные постройки ответчиков расположены на меже двух земельных участков и возведены с нарушением противопожарных и градостроительных норм. Устранение допущенных нарушений возможно лишь путем сноса строений на основании п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ.

Предложенное экспертом выполнение организованного водоотвода является нецелесообразным и не устранит нарушения прав истицы, поскольку с крыши спорных строений стекают дождевые и талые воды самого жилого дома и других хозяйственных построек ответчиков, что свидетельствует о большой нагрузке талых вод на участок истицы.

Заключение экспертизы в части нарушения противопожарных норм является субъективным, а предлагаемый экспертом способ устранения нарушений путем устройства противопожарной преграды – неуместным. Поскольку строения ответчиков проходят по меже, устройство противопожарной преграды возможно лишь на земельном участке истицы, что нарушает ее права. Кроме того, из содержания Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что противопожарная преграда является лишь временным препятствием для распространения пожара, следовательно, ее обустройство не устранит опасность пожара.

Решение суда противоречит толкованию ст. 222 ГК РФ, данному в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Кроме того, судом неправильно распределены судебные расходы и при возложении на истицу расходов по оплате экспертизы не принято во внимание, что эксперт подтвердил ее доводы о нарушении при возведении построек ответчиков градостроительных и противопожарных норм, а заявленные истицей требования были удовлетворены частично.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Как видно из материалов дела, Халимова Г.Э. является собственником жилого дома и земельного участка, общей площадью 1250,2 кв.м по адресу: г. Ульяновск, пер. О***, д.16.

Бахитова К.Ш. и Бахитов К.Х. являются участниками общей долевой собственности (по ½ доли каждый) на жилой дом и земельный участок общей площадью 1231,7 кв.м по адресу: г. Ульяновск, пер. О***, д.18.

Право собственности Бахитовой К.Ш. и Бахитова К.Х. на указанное домовладение возникло на основании решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12.05.2005, которым в качестве объекта права общей долевой собственности указан жилой дом и надворные постройки с принадлежностями (лит. А, А1, А2, А3, А4, А5, А6, А7, А8, М, М1, а, к, Г10, Г11, Г2, Г3, Г5, Г6, Г7, Г8, Г9, у, I-VII, к, п, п1, сл.).

Земельные участки №№ 16 и 18 по пер. О*** являются смежными.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30.07.2012 удовлетворены исковые требования Бахитовой К.Ш. и на Халимову Г.Э. возложена обязанность снести вновь возведенные строения, пристроенные к кирпичному гаражу лит. Г7 домовладения № 16 по пер. О***, в которых находятся мастерские, сараи, погреб, начиная от гаража лит. Г7 по всей длине вдоль границы с домовладением по пер. О***, д. 18 в г. Ульяновске.

Статья 304 ГК РФ предоставляет собственнику возможность требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Заявляя требования о сносе построек лит. Г2, Г3, Г8, Г9, Г11, расположенных на земельном участке по пер. О***, 18, Халимова Г.Э. указала на то, что данные постройки нарушают ее права, как собственника соседнего домовладения по пер. О***, 16, тем, что возведены на межевой границе и частично на территории ее земельного участка, не соответствуют требованиям пожарной безопасности, слив дождевых и талых вод с крыши построек организован в сторону ее земельного участка.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что постройки лит. лит. Г2, Г3, Г8, Г9, Г11 расположены на межевой границе и за линию раздела земельных участков №№ 16 и 18 по пер. О*** не заходят; техническое состояние построек отвечает установленным требованиям; несоответствие требованиям СНиП заключается в несоблюдении расстояния в 1 м от границы соседнего земельного участка, что связано со сложившейся застройкой, и в оборудовании скатов кровли построек (лит. Г3, Г2, Г11, Г9) в сторону домовладения № 16 по пер. О***.

Однако, поскольку устранение нарушения прав собственника Халимовой Г.Э. согласно экспертному заключению возможно без сноса строений, а путем проведения мероприятий по устройству организованного водоотвода с крыш построек (литеры Г2, Г3, Г9, Г11) в сторону земельного участка № 18 по пер. О*** или в сторону земель общего пользования, а также путем проведения реконструкции крыши гаража (лит. Г2, Г3) с возведением противопожарной преграды, суд обоснованно отказал Халимовой Г.Э. в удовлетворении иска о сносе построек и обязал Бахитову К.Ш. и Бахитова К.Х. провести необходимые работы для устранения нарушения прав истицы.

Доводы, приведенные представителем Халимовой Г.Э. Калимуллиным Р.К. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Статья 79 ГПК РФ обязывает суд при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, назначить экспертизу.

Поскольку для решения вопроса о соответствии хозяйственных построек Бахитовых строительным, санитарным, противопожарным и иным обязательным при строительстве нормам и правилам требовались специальные знания в области строительства, суд обоснованно назначил по делу судебную строительно-техническую экспертизу, проведение которой поручил ЗАО «Многопрофильный деловой центр».

Как следует из заключения экспертизы от 09.10.2012, строения, принадлежащие ответчикам Бахитовым, в частности, гараж лит. Г2, гараж лит. ГЗ, баня лит. Г8, крытый двор лит. Г9, тесовый сарай лит. Г11, находящиеся на
земельном участке по адресу: г. Ульяновск, пер. О***, д. 18, не заходят за
линию раздела земельных участков на участок истца Халимовой Г.Э. по адресу: г. Ульяновск, пер. О***, д. 16.

Гараж лит. Г2, гараж лит. ГЗ, баня лит. Г8, крытый двор
лит. Г9, тесовый сарай лит. Г11, расположенные на земельном участке по
адресу: г. Ульяновск, пер. О***, д. 18, соответствуют строительным нормам,
но не соответствуют градостроительным требованиям п. 2.12 СНиП 2.07.01-89*
«Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»,
п. 5.3.4  Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства СП 30-102-99 в части недостаточного расстояния от границы участка и не соответствуют противопожарным требованиям, приведенным в Приложении 1 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Несоответствие бани (лит. Г8) градостроительным требованиям допустимо, так как скаты кровли бани, ориентированные в сторону своего участка соответствует градостроительным требованиям п. 3.5 Правил землепользования и застройки МО «город Ульяновск».

Несоответствие построек (лит. ГЗ, Г2, Г11, Г9) градостроительным нормам приводит к тому, что сток дождевых и талых вод с крыши данных строений осуществляется на соседний участок Халимовой Г.Э. Данное несоответствие устранимо с помощью устройства организованного водоотвода в сторону земельного участка Бахитовых по пер. О***, 18 или в сторону земель общего пользования (пер. О***).

Несоответствие противопожарным требованиям является существенным. Но при условии сноса хозяйственных строений домовладения № 16 по пер. О*** (согласно решению суда от 30 июля 2012 г.) баня (лит. Г8), сарай с навесом (лит. Г11, Г9) будут соответствовать противопожарным нормам.

Для приведения гаража (лит. ГЗ, Г2) в соответствие с требованиями противопожарных норм необходимо проведение компенсирующих мероприятий - устройство противопожарной преграды. Для предотвращения распространения пожара между строениями правая стена гаража длиной 8,8 м, ориентированная в сторону гаража (лит. Г7) домовладения № 16 по пер. О***, должна быть противопожарной. Учитывая конструктивное решение гаража, необходимо произвести реконструкцию крыши, увеличить высоту правой кирпичной степы толщиной 0,25 м длиной 8,8 м так, чтобы она была выше кровли данного гаража и выше кровли соседнего гаража на 60 см.

Оснований не доверять заключению экспертизы у суда не имелось, экспертное исследование проводилось экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеющим соответствующее образование и квалификацию. Сделанные экспертом выводы по существу заданных судом вопросов соответствуют содержанию исследовательской части заключения.

При этом в заключении экспертизы отмечено, что постройки лит. Г2, Г3, Г8, Г9, Г11 возведены в период с 1995 года на месте старых деревянных построек и степень их огнестойкости выше ранее существовавших. Указанные постройки возведены раньше, чем гараж лит. Г7 домовладения № 16 по пер. О*** и примыкающие к нему постройки.

В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Халимова Г.Э. не отрицала, что хозяйственные постройки на земельном участке по пер. О***, 18,  сноса которых она требует, были возведены до возникновения у нее права собственности на домовладение, при прежних собственниках дома и земельного участка по пер. О***, 16.

С учетом того, что подпунктом 3.5 статьи 21.1 (Ж-1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами) Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» (утв. Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90 (ред. от 29.06.2011)) допускается уменьшать минимальные отступы от границ земельных участков до объектов капитального строительства и хозяйственных построек при наличии согласия правообладателей соседних земельных участков, а спорные постройки были возведены ответчиками в 90-х годах при согласии прежних владельцев домовладения по пер. О***, 16, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для сноса построек, поскольку имеется возможность устранить существующие нарушения прав истицы путем проведения предложенных экспертом компенсирующих мероприятий.

Таким образом, расположение хозяйственных построек на меже с соседним земельным участком само по себе не является безусловным основанием для сноса таких построек.

Довод апелляционной жалобы о том, что противопожарная стена будет возведена на земельном участке Халимовой Г.Э., судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку ни из заключения строительно-технической экспертизы, ни из резолютивной части решения суда данное обстоятельство не усматривается.

Не может быть принята во внимание также ссылка в апелляционной жалобе на Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», поскольку решение суда разъяснениям, содержащимся в названном постановлении, не противоречит.

В силу изложенного, спор по существу между сторонами разрешен правильно и оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает заслуживающим внимания указание в апелляционной жалобе на неправильное распределение расходов по оплате судебной экспертизы.

Статьей 98 ГПК РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Как следует из решения, исковые требования Халимовой Г.Э. удовлетворены частично и, хотя в сносе построек ответчиков истице отказано, но на ответчиков возложена обязанность по проведению работ с целью устранения нарушения прав Халимовой Г.Э. При этом имеющиеся нарушения при возведении построек и способ их устранения были определены заключением судебной строительно-технической экспертизы.

При  таких обстоятельствах, поскольку заявленные Халимовой Г.Э. требования были частично удовлетворены, а проведенная экспертиза подтвердила доводы истицы о нарушении ее прав, расходы по проведению экспертизы должны быть распределены поровну между истицей и ответчиками.

Поэтому судебная коллегия полагает необходимым решение суда в части взыскания расходов на проведение экспертизы изменить и взыскать их со сторон в равных долях.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 11 октября 2012 года в части взыскания расходов на проведение экспертизы изменить, взыскать в пользу закрытого акционерного общества «Многопрофильный деловой центр» расходы за проведение судебной экспертизы: с Халимовой Г*** Э*** – в размере 14 650 руб., с Бахитовой К*** Ш***, Бахитова К*** Х*** – по  7325 руб. с каждого.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Халимовой Г*** Э*** Калимуллина Р*** К*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: