Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О восстановлении в очереди нуждающихся в жилом помещении бывшего военнослужащего
Документ от 20.11.2012, опубликован на сайте 14.12.2012 под номером 35702, 2-я гражданская, о признании права на получение жилого помещения, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

                                     УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Першина С.В.                                                             Дело № 33-3490/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                     20 ноября 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Грудкиной Т.М., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Атногуловой И.И.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  представителя Пастбина О*** Ю*** - Басманова А*** Г*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21 августа  2012 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Пастбина О*** Ю*** к администрации города Ульяновска о признании права на получение жилого помещения и восстановлении в очереди граждан, нуждающихся  в улучшении жилищных условий, оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Грудкиной Т.М., пояснения представителя истца Пастбина О.Ю. – Басманова А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия       

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Пастбин О.Ю. обратился в суд с иском к администрации г. Ульяновска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и восстановлении в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 01.01.1993.

В обоснование иска указал, что решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от ***2010 он был исключен из очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий. С данным решением он был своевременно не ознакомлен, получил уведомление только ***.2012, считает его незаконным, грубо нарушающим его права. Приказом Министра обороны РФ № *** от ***1992 он был уволен по сокращению штатов Вооруженных Сил и направлен на учет по месту постоянного проживания г. Ульяновск. При увольнении он сдал служебную квартиру. В соответствии с действующим на момент увольнения законодательством 01.01.1993 он был поставлен на учет в очередь граждан, уволенных с военной службы и нуждающихся в улучшении жилищных условий. На дату постановки на учет выслуга военной службы составляла 7 лет 2 мес.  В соответствии с Законом РФ «О статусе военнослужащих», принятом  22.01.1993, бывшие военнослужащие стали обеспечиваться жилыми помещениями при сроке службы не менее 10 лет. Полагает, что действие указанного выше Закона не может распространяться на него, поскольку он был поставлен на учет до принятия и вступления в силу данного закона по правовым актам, действовавшим на момент постановки на учет, а закон, ухудшающий положение, обратной силы не имеет. Кроме того, после приезда в г. Ульяновск, в течение четырех с половиной лет он работал в органах внутренних дел, в связи с чем считает, что имел право на первоочередное получение жилого помещения, но квартира ему не была предоставлена. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ  он также имеет право на улучшение жилищных условий, поскольку в настоящее время он  проживает с тетей К***., не являющейся его близкой родственницей, в однокомнатной квартире жилой площадью 16,18 кв.м, которая принадлежит ей на праве собственности.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Пастбина О.Ю. – Басманов  А.Г., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении и в ходе судебного разбирательства. Считает, что при разрешении спора суд необоснованно применил ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку истец был поставлен на учет до принятия и вступления в силу данного закона, кроме того закон не регламентирует постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и не может служить основанием для снятия с учета.

 

В судебное заседание истец Пастбин О.Ю., представители ответчика администрации г.Ульяновска и третьего лица КУГИЗ администрации г.Ульяновска не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены  надлежащим образом. На основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Приказом Министра обороны ***  от ***1992  старший лейтенант Пастбин О.Ю., командир взвода связи в/ч *** уволен с действительной военной службы в запас по ст.59 п. «В» Положения  о прохождении воинской службы (по сокращению штатов) и Приказом командира в/ч *** *** от ***.1992 исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения. На дату увольнения выслуга лет составила 7 лет 2 месяца 11 дней.

15 января 1993 г. Пастбин О.Ю. в связи с отсутствием жилой площади и увольнением из Вооруженных Сил обратился с заявлением председателю исполкома Совета народных депутатов г.Ульяновска о принятии его на учет для получения жилой площади, семья – 2 чел. (он и жена).

Решением комиссии горисполкома 26.01.1993 (протокол ***)  Пастбин О.Ю. первоначально был включен в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий с семьей – 1  человек, № очереди ***

***.2010 решением комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска Пастбин О.Ю. был исключен из очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании пункта 6 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 22.01.1993 № 4338-1 как имеющий менее 10 календарных лет выслуги.

Действительно, в соответствии с пунктами 1, 6 статьи 15 Закона РФ от 22.01.1993 № 4338-1 "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений; граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.

Вместе с тем, ранее действующее законодательство до принятия вышеуказанного Закона и регулирующее вопросы по обеспечению военнослужащих жилой площадью, не содержало требований о наличии общей продолжительности военной службы 10 лет и более. То есть лица офицерского состава, уволенные в запас по сокращению штатов, к которым относится истец, принимались на учет для обеспечения жилой площадью и обеспечивались жилой площадью в первую очередь, но не позднее чем в 3-месячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.

Так в соответствии с п.2 Постановления Совета Министров СССР и Центрального Комитета КПСС от 20.01.1960 № 74 Советы Министров союзных республик и исполкомы Советов депутатов трудящихся обязаны были обеспечивать офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или в отставку, жилой площадью  (независимо от  ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны ССССР и пограничных войск) в первую очередь, но не позднее чем в 3-месячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.

Согласно п.19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 №193 военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или  по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от её ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.

Кроме того, в силу пункта 3 Постановления Совета Министров СССР от 07.09.1989 № 734 установлено, что лица офицерского состава, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, уволенные из Вооруженных Сил СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войск в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или сокращению штатов, принимаются на учет для обеспечения жилой площадью исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов без представления документов о выписке с прежнего места жительства и сдаче занимаемого жилого помещения. Эти документы представляются указанными лицами непосредственно при получении жилых помещений.

По смыслу Конституции РФ, исходя из статьи 4 ГК РФ, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет.

Таким образом, Пастбин О.Ю., обратившись с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении 15.01.1993, т.е. до издания 22.01.1993 Закона «О статусе военнослужащих», содержащего дополнительные требования  в части обеспечения жильем по выслуге лет, ухудшающие его положение, имел право на постановку его на учет нуждающихся и обеспечение в последующем жилым помещением и при  отсутствии у него выслуги военной службы более 10 лет.

В связи с тем, что по дате подачи заявления истец  обоснованно был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении, длительное время  - 18 лет продолжал стоять в очереди на получение жилья, несмотря на отсутствие у него изначально выслуги военной службы более 10 лет,  судебная коллегия считает, что исключение его из очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся  в улучшении жилищных условий, на основании п.6 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» администрацией города Ульяновска произведено незаконно. Доказательств наличия оснований для снятия с учета нуждающихся в жилом помещении, предусмотренных ч.1 ст.56 ЖК РФ,  ответчик суду не представил.

В силу изложенного, является неправильным вывод суда первой инстанции о  том, что отсутствие общей продолжительности военной службы Пастбина О.Ю.  в количестве 10 лет является достаточным  основанием для  исключения истца из очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Также необоснованным является вывод суда об обеспеченности истца общей площадью на момент снятия с очереди при его проживании в качестве члена семьи собственника в однокомнатной квартире по адресу: г.Ульяновск, ул.Г***, д.***, кв.***, принадлежащей его тете К***., поскольку  ответчиком не представлено доказательств, что истец  был вселен в квартиру и проживал в качестве члена семьи собственника квартиры, а  исходя из понятия членов семьи, данного в ч.1 ст.69 ЖК РФ, истец не относится к членам семьи собственника квартиры.  Кроме того, обеспеченность истца общей площадью жилого помещения более учетной нормы не являлась основанием для снятия его с учета нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, решение суда нельзя признать законным и обоснованным. В соответствии со ст.330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения, которым исковые требования Пастбина О.Ю. удовлетворить и обязать администрацию города Ульяновска восстановить его в очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с первоначальной даты заявления о постановке на учет 15 января 1993 года.

При этом требование истца о признании его нуждающимся  в улучшении жилищных условий не рассматривается как самостоятельное, поскольку данное требование взаимосвязано со вторым требованием, при удовлетворении которого он подлежит восстановлению в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21 августа 2012 года отменить.

По делу постановить новое решение.

Исковые требования Пастбина О*** Ю*** удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска восстановить Пастбина О*** Ю*** в очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с первоначальной даты заявления о постановке на учет 15 января 1993 года.

 

Председательствующий

 

Судьи