Печать
Закрыть окно
Судебный акт
иск прокурора о признании незаконным бездействия
Документ от 09.10.2012, опубликован на сайте 06.11.2012 под номером 35106, 2-я гражданская, о признании бездействий по непринятию мер к предоставлению граждан пригодного для проживания жилья незаконным и возложении обязанностей по несению финансовых затрат по переселению жильцов домов в пригодное для постоянного проживания жилье, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шлейкин М.И.                                                                Дело № 33- 3069/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      09 октября 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Фёдоровой Л.Г., Полуэктовой С.К.

при секретаре Берхеевой Г.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области и апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 01 августа 2012 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, администрации МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, ООО «Сенгилеевский цементный завод» о признании незаконным бездействия по непринятию мер к предоставлению жильцам дома № *** и дома № *** по ул. К*** в р.п. Ц*** района Ульяновской области пригодного для проживания жилья и  возложении обязанностей по несению финансовых затрат по переселению жильцов домов в пригодное для постоянного проживания жилье удовлетворить частично.

 

Признать незаконным бездействия ООО «Сенгилеевский цементный завод» по непринятию мер в части восстановления нарушенных прав жильцов дома № *** и дома № *** по ул. К*** в р.п. Ц*** района Ульяновской области – Наринович Н.М., Наринович М.А., Наринович И.М., Наринович Д.М., Зайчикова С.В., Зайчиковой Л.А., Зайчиковой Ю.С., Зайчиковой А.С., Зайчиковой М.С., Аксенова Н.К., Степанова В.В., Астафьева Н.К., Толстякова М.В., Толстяковой В.Ф., Белоглазкиной Е.А., Боронина Н.П., Борониной Н.В., Борониной Е.Н., Пелединой Н.С., Зайчикова А.В.

 

В остальной части исковое заявление прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области оставить без удовлетворения.

 

Взыскать с  ООО «Сенгилеевский цементный завод» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения представителя ООО «Сенгилеевский цементный завод» Меховой С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя муниципального учреждения администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области Назарова А.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления прокурора, прокурора Сальникова А.А., поддержавшего апелляционное представление, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд с иском к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, администрации МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, ООО «Сенгилеевский цементный завод» о признании незаконным бездействия по непринятию мер к предоставлению жильцам дома № *** и дома № *** по ул. К*** в р.п. Ц*** района Ульяновской области пригодного для проживания жилья и  возложении обязанностей по несению финансовых затрат по переселению жильцов домов в пригодное для постоянного проживания жилье.

 

Требования мотивированы тем, что согласно заключению межведомственной комиссии, образованной постановлением главы администрации МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области от 05 декабря 2007 года, жилые дома № *** и  № *** по ул. К*** в р.п. Ц*** С*** района Ульяновской области были признаны аварийными и подлежащими сносу. Переселение граждан из аварийного жилья в соответствии со ст. 85 ЖК РФ, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2002 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отнесено к вопросам местного значения. Главой муниципального образования «Сенгилеевское городское поселение» было вынесено распоряжение от 04 апреля 2008 года об отселении физических лиц из признанных непригодными для проживания и подлежащим сносу жилых домов. Однако, администрация муниципалитета никаких мер по расселению граждан фактически не приняла.

Кроме того, ООО «Сенгилеевский цементный завод» вблизи вышеуказанных домов ведет строительство цементного завода. Между данным обществом и администрацией МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области было заключено соглашение, по условиям которого стороны обязались нести материальные и финансовые затраты, связанные с переселением жителей домов, попавших в проектируемую санитарно – защитную зону. Однако данное соглашение не реализуется.

При этом, в результате строительства завода произошел оползень вблизи указанных домов, создавший угрозу их разрушения. Так, в стенах домов появились трещины, а надворные постройки обрушились. С целью недопущения дальнейшего обрушения построек ООО «Сенгилеевский цементный завод» организовало круглосуточное строительство подпорной стенки в оползневой зоне. Однако при проведении земляных работ в нарушение требований проекта оставлено без внимания состояние откосов и не предпринято своевременных мер по предупреждению продолжающегося обрушения.

По мнению заявителя, бездействия администрации МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, администрации МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, ООО «Сенгилеевский цементный завод» по непринятию мер по переселению граждан из жилых домов № *** и  № *** по ул. К*** в р.п. Ц*** района Ульяновской области существенно нарушают конституционные права граждан.

В связи с этим прокурор, ссылаясь на нормы ЖК РФ, просил суд признать бездействия ответчиков по непринятию мер к предоставлению жильцам домов № *** и     № *** по ул. К*** в р.п. Ц*** пригодного для проживания жилья незаконными и обязать ответчиков нести финансовые затраты  по переселению жильцов домов в пригодное для постоянного проживания жилье.

 

Судом привлечены к участию в деле в качестве ответчиков ОАО «Мордовцемент», Правительство Ульяновской области, и в качестве третьих лиц Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса по Ульяновской области, Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, МЧС России по Ульяновской области, Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экономическому, технологическому и атомному надзору, Управление Росприроднадзора по Ульяновской области, Государственная жилищная инспекция Ульяновской области, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области.

 

Рассмотрев спор по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

 

В апелляционном представлении прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, как незаконное и необоснованное.

Представление мотивировано доводами аналогичными тем, которыми было мотивировано первоначальное исковое заявление.

Дополнительно указывает, что принятое главой муниципального образования «Сенгилеевское городское поселение» распоряжение от 04 апреля 2008 года № *** «Об отселении физических лиц из признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу жилых домов», осталось неисполненным. Полагает, что органами местного самоуправления не приняты в полном объеме предусмотренные ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ меры к сносу, расселению жителей, изъятию земельного участка под домом для муниципальных нужд.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии с ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправлении, которые не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия выдаются или направляются гражданам.

Также не реализуется заключенное между ООО «Сенгилеевский цементный завод» и администрацией МО «Сенгилеевский район» соглашение от 13 августа 2009 года, по условиям которого стороны обязались нести материальные, финансовые и иные затраты, связанные с переселением жителей, дома которых попали в проектируемую санитарно-защитную зону строящегося нового цементного завода.

Судом оставлено без внимания, что в процессе строительства завода вблизи указанных домов 29 марта 2012 года произошёл оползень, создавший угрозу их обрушения. По данному факту в отношении ООО «Сенгилеевский цементный завод» и заместителя генерального директора ООО «Свияжская строительная компания» возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ (нарушение обязательных требований в области строительства) и выданы соответствующие предписания об устранении выявленных нарушений.

 

В апелляционной жалобе ООО «Сенгилеевский цементный завод» не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Судом проигнорирован тот факт, что дома № *** и № *** по ул. К*** в р.п. Ц*** района Ульяновской области находятся вне санитарно-защитной зоны строящегося цементного завода, в связи с чем у предприятия отсутствует обязанность по переселению граждан из указанных домов.

Полагает, что расселением граждан должны были заниматься органы местного самоуправления, поскольку спорные дома были ими признаны непригодными для проживания и подлежащими сносу еще в 2007 году, до начала реконструкции завода.

Кроме того, отсутствуют достоверные данные о том, что оползневые процессы произошли по вине ООО «Сенгилеевский цементный завод». Все строительные работы производились на основании проекта.

Полагает, что в случае установления причинно-следственной связи между произведенными на территории завода работами и оползневыми явлениями, ответственность за указанные действия должен нести проектировщик.

Суд не учел, что ООО «Сенгилеевский цементный завод» предпринимал все необходимые противооползневые меры, предприятием затрачена значительная сумма на осуществление экстренных действий по спасению склона от оползня.

Не соглашается с выводами суда о том, что администрациями муниципальных образований не допускается бездействия по непринятию мер к предоставлению жильцам указанных домов пригодного для проживания жилья, поскольку в нарушение ст. 57 Жилищного кодекса РФ данные жильцы не были поставлены на жилищный учет.

В нарушение требований ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ органами местного самоуправления не предъявлено требование к собственникам квартир о сносе или реконструкции в разумный срок.

Указывает, что МО «Сенгилеевское городское поселение» с 2007 года не предпринимало мер по предоставлению вне очереди жилья по договорам социального найма.

Судом оставлено без внимания, что жильцы домов № *** и № *** по ул. К*** в р.п. Ц*** района Ульяновской области к ООО «Сенгилеевский цементный завод» с какими-либо письменными требованиями не обращались.

Считает, что в решении суда не конкретизированы права граждан, которые были нарушены предприятием, не указано, что конкретно должен сделать завод и какие нормы законодательства установили эту обязанность.

Полагает, что у прокурора Сенгилеевского района отсутствовало право на предъявление требований в защиту прав собственников квартир, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст.ст.12, 55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 ГК РФ.

Факт того, что многоквартирные дома № *** и № ***  по ул. К*** в р.п. Ц*** района Ульяновской области  находятся в аварийном состоянии, нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства по делу.  Подтверждается этот факт: заключением Межведомственной комиссии от 05 декабря 2007  года № 31,35  (л.д. 66-67 т.1); решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 28.02.2008 года, которым суд признал незаконным бездействие главы администрации МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области по непринятию мер по отселению физических лиц из признанных непригодными для проживания и подлежащими сносу жилых домов, в том числе  из дома № ***  по ул. К***; распоряжением главы администрации МО «Сенгилеевское городское поселение»№ *** от 04.04.2008 года об отселении физических лиц из признанных непригодными для проживания и подлежащими сносу жилых домов в р.п. Ц*** (л.д. 190 т. 3).

Судом первой инстанции установлено, что в указанных домах проживают граждане, занимающие жилые помещения как по договору социального найма, заключенного с администрацией МО «Сенгилеевское городское поселение», так и собственники жилых помещений.

Из материалов дела следует, что вблизи домов № *** и  № *** по ул. К*** ООО «Сенгилеевский цементный завод» ведет строительство цементного завода, который относится к предприятиям 2 класса опасности.

По экспертному заключению, утвержденному главным врачом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора,  санитарно - защитная зона для проектируемого цементного завода установлена в 300 м.  Окончательные границы санитарно – защитной зоны будут установлены после лабораторных натурных исследований (л.д. 190 -213 т. 1).

Генеральным директором ООО «Ульяновскшифер» (в настоящее время -  ООО «Сенгилеевский цементный завод») с целью исполнения законодательства, регулирующего вопросы создания и обустройства санитарно-защитных зон была утверждена программа по переселению жителей из санитарно – защитной зоны завода (л.д. 144 т.1).

В соответствии с указанной программой, жители домов, попадающие в границы расчетной санитарной – защитной зоны, подлежат расселению после подтверждения санитарно – защитной зоны мониторингом выбросов на рабочем предприятии. Жители домовладений, расположенных на территории санитарно – защитной зоны, имеют право на получение альтернативного жилья с аналогичными или улучшенными условиями проживания, или на получение денежной компенсации в отдельных случаях, подлежащих согласованию в индивидуальном порядке.

Между ООО «Сенгилеевский цементный завод» и администрацией МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, в рамках указанной выше программы,  13.08.2009 года было заключено соглашение, по условиям которого ООО «Сенгилеевский цементный завод» обязано нести материальные, финансовые и иные затраты, связанные с переселением жителей  и переносу объектов социального – культурного назначения, попадающих под размещение в проектируемой санитарно – защитной  зоне. Из приложения к данной программе следует, что  жители домов № *** и  № *** по ул. К*** вошли в указанную программу по переселению граждан со сроком начала и конца переселения 2012 -2013 год ( л.д. 152 т. 1).

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом.

Кроме того, районным судом установлено, что в 2008 году  жители домов № *** и № *** по ул. К*** были переселены ООО «Сенгилеевский цементный завод».

В период строительства завода  в непосредственной близости от дома № *** и № *** по ул. К*** в конце зимы 2012 года произошли оползневые явления, в результате чего между строительной площадкой и указанными домами были уничтожены хозяйственные постройки жильцов аварийных домов. Дома в настоящее время находятся под реальной угрозой обрушения, о чем свидетельствуют акты комиссионного обследования (л.д.52,53 т.1), от домов № *** и  № *** по ул. К*** отключены все коммуникации, жильцы не проживают в данных домах.

Оползневый процесс произошел непосредственно на территории строящегося завода, что подтверждается  актом проверки инспекторами Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экономическому, технологическому и атомному надзору (л.д. 176 т. 1).   ООО «Сенгилеевский цементный завод» было привлечено к административный ответственности за нарушения обязательных требований в области строительства. То есть при строительстве завода были спровоцированы оползневые процессы, и застройщиком не была обеспечена в полной мере устойчивость склона от смещения грунта.

На заседании Комиссии по чрезвычайной ситуации при Правительстве Ульяновской области от 27.03.2012 года было принято решение об организации временного отселения жителей на период активных паводковых процессов (л.д. 48 т.1).

На заседании Комиссии по чрезвычайной ситуации при администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области было принято решение о временном расселении жильцов  в помещение клуба и школы (л.д. 46,  т. 1). Жильцам домов № *** и  № *** по ул. К*** были вручены уведомления  о временном расселении из аварийных домов от имени главы администрации МО «Сенгилеевское городское поселение».         

На основании надлежащей оценки исследованных в судебном заседании доказательств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имеет место незаконное бездействие ООО «Сенгилеевский цементный завод» по непринятию мер в части восстановления нарушенных прав жильцов домов № *** и № *** по ул. К*** в р.п. Ц***. При этом обоснованно исходил из принятых ООО «Ульяновскшифер» (в настоящее время ООО «Сенгилеевский цементный завод») на себя обязательств 13.08.2009 по несению материальных, финансовых и иных затрат, связанных с переселением жителей и переносу объектов социального - культурного назначения, попадающих под размещение в проектируемой санитарно-защитной зоне, в рамках заключенного с администрацией МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области соглашения. А также то, что оползневые процессы, спровоцированные в результате строительства завода, то есть хозяйственной деятельности ООО «Сенгилеевский цементный завод» привели к невозможности проживания граждан в указанных домах.

Как установлено по материалам дела, в рамках своей компетенции администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области и администрация МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области в сложившейся ситуации приняли меры по расселению граждан, проводили мониторинг оползневого процесса, от аварийных домов отключены все коммуникации, в связи с чем отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований прокурора к администрации МО «Сенгилеевский район» и администрации МО «Сенгилеевское городское поселение».

Доводы, приведенные ООО «Сенгилеевский цементный завод» в апелляционной жалобе, и доводы апелляционного представления являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

Довод жалобы о том, что  администрациями муниципальных образований  допускаются бездействия по непринятию мер к предоставлению жильцам указанных домов пригодного для проживания жилья, поскольку в нарушение ст. 57 Жилищного кодекса РФ данные жильцы не были поставлены на жилищный учет, не является основанием для отмены решения суда.

Предоставление жилого помещения на основании ст. 57 ЖК РФ не ставится в зависимость от того, состояли граждане в очереди на улучшение жилищных условий или нет.

Довод апелляционной жалобы о том, что жильцы аварийных домов к ООО «Сенгилеевский цементный завод» с какими-либо письменными требованиями не обращались, на правильность выводов суда не влияет, поскольку не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о признании незаконным бездействия по неприятию мер в части восстановления нарушенных прав жильцов указанных выше домов.

Жители аварийных домов включены в программу расселения из санитарно – защитной зоны строящегося завода, обязанность по расселению граждан из данной зоны в соответствии с п. 3.2 СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» лежит на застройщике,  возможность проживания жильцов в своих домах в настоящее время, как установил суд, утрачена по причине оползневых процессов, произошедших на территории строящегося завода, при таких обстоятельствах вывод суда о незаконном бездействии ООО «Сенгилеевский цементный завод» по непринятию мер в части восстановления нарушенных прав жильцов дома № *** и дома № *** по ул. К*** основан на материалах дела и является правильным.

Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления в части несогласия с отказом в удовлетворении требований прокурора к органам местного самоуправления о признании незаконным бездействия по непринятию мер к предоставлению жильцам аварийных домов пригодного для проживания жилья не опровергают правильности постановленного по делу  судебного постановления и не являются основанием для его отмены.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основаны на  ошибочном толковании норм права и не могут повлечь отмену решения суда.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.

Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ вправе был обратиться в суд с данным иском.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не имеется.

Таким образом, решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления не подлежит.

Руководствуясь статьей  328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 01 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО «Сенгилеевский цементный завод», апелляционное представление прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи