Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным отказа в постановке на миграционный учет
Документ от 25.09.2012, опубликован на сайте 13.10.2012 под номером 34726, 2-я гражданская, об отказе в постановке на миграционный учет, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                      Дело № 33-3008/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                           25 сентября 2012  г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Логинова Д.А. и Костюниной Н.В.,

при секретаре  Шаряевой Л.О.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 июля 2012 года, по которому постановлено:

 

Заявление Моисеенко А*** А***  удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной  миграционной службы России по Ульяновской области в постановке Моисеенко А*** А*** на миграционный учет.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по  Ульяновской области поставить Моисеенко А*** А***, ***.***.1986 года рождения, уроженца поселка Б*** З*** района Д*** области У*** ССР на миграционный учет по месту пребывания: Ульяновская область, Чердаклинский района, с. К***, ул. М***, д. ***.

В остальной части заявление оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А., объяснения представителя УФМС России по Ульяновской области Нарышкиной О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Моисеенко А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Моисеенко А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц УФМС России по Ульяновской области, постановке его на миграционный учет по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с.К***, ул.М***, д.***, обязании принять у него документы для оформления гражданства РФ.

Требования мотивировал следующим. Он родился на территории У*** ССР ***.***.1986. В марте 1998 года в малолетнем возрасте вместе с родителями он переехал на постоянное место жительство в Российскую Федерацию, до 2004 года был зарегистрирован и проживал в с.Б*** г.Ульяновска, в 2004 году вместе с родителями переехал на постоянное место жительства в с.К*** Чердаклинского района Ульяновской области. Он окончил МОУ «Я*** общеобразовательная школа», после чего окончил ФБОУ НПО «Профессиональное училище №***» в г.Ульяновске. В 2008 2009 и 2012 годах он был осужден за совершение преступлений, в июне 2011 году условно-досрочно освободился из мест лишения свободы. В сентябре 2011 года была установлена его личность. Гражданство Республики У*** он не принимал, желает приобрести гражданство РФ, его мать имеет гражданство РФ. Он обратился в УФМС России по Ульяновской области с заявлением о постановке его на миграционный учет, также просил принять у него  документы для приобретения им гражданства  РФ, в чем ему было устно отказано.

Рассмотрев требования заявителя по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УФМС России по Ульяновской области просит отменить решение суда. Ссылается на то, что суд в нарушении норм действующего законодательства РФ о гражданстве обязал поставить Моисеенко А.А. на миграционный учёт без документов, подтверждающих законность его пребывания на территории России. Указывает, что свидетельство о рождении Моисеенко А.А. не может быть признано в качестве документа, удостоверяющего личность гражданина У***, и не может удостоверять личность совершеннолетнего Моисеенко А.А. Кроме того, суд необоснованно не применил нормы статей 10, 37 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Как следует из материалов дела Моисеенко А*** А***  родился  ***.***.1986 года  в поселке Б*** З*** района Д*** области У*** ССР, где проживал до марта 1998 года.

В марте 1998 года он въехал на территорию РФ. Каких-либо сведений о том, что после этого Моисеенко А.А. выезжал с территории РФ, в материалах дела не имеется.

С 1998 года по 2004 год заявитель проживал по адресу: г.Ульяновск, с.Б***, ул.Л***, д.***.

Приговорами судов от 27.10.2008, от 24.06.2009, от 28.03.2012 Моисеенко А.А. признавался виновным в совершении преступлений и привлекался к уголовной ответственности.

В 2010 году заявитель окончил МОУ «Я*** общеобразовательная школа», в 2011 году окончил ФКОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище №*** г.Ульяновска».

С 2004 года по 2009 год и с 2011 года по настоящее время (после освобождения из мест лишения свободы) Моисеенко А.А. проживал и проживает по адресу: Ульяновска область,  Чердаклинский район, с.К***, ул.М***, д.***, что подтверждается справкой формы №*** от 18.06.2012 года. Данный дом принадлежит его матери М*** Э.А., которая является гражданином РФ.

Заключением УФМС России по Ульяновской области была установлена личность Моисеенко А.А. 

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»  миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Согласно ст. 8 данного Федерального закона основанием для постановки на миграционный учет является: 1) факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию; 2) факт регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации; 3) факт утраты гражданства Российской Федерации лицом, находящимся в Российской Федерации.

Как следует из ч.1 ст.21 данного Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.

В соответствии с п.«а» ч.2 указанного Федерального закона для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания: по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) – лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Частью 1 ст.37 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Как следует из ч.1 ст.37 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, обязаны обратиться с заявлением о получении миграционной карты в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту своего пребывания в течение шестидесяти суток со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» данный закон вступил в силу с 31.10.2002 года, то есть после въезда  заявителя на территорию РФ.

Как следует из ст.1 Закона РФ от 25.06.1993  N 5242-1 «О  праве граждан РФ  на свободу  передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Суд первой инстанции, исследовав значимые для данного дела обстоятельства, пришел к обоснованному выводу о том, что  Моисеенко А.А.  прибыл на территорию Российской Федерации  с 1998 года и находится здесь до настоящего времени. При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства незаконного въезда заявителя в РФ. Мать заявителя – М*** Э.А., также прибыла в 1998 году в РФ из У***, в настоящее время она является гражданкой РФ.

С учетом изложенного довод апелляционной жалобы о необходимости предоставления Моисеенко А.А. доказательств, подтверждающих законность его пребывания на территории РФ судебная коллегия  полагает необоснованным.

С целью восстановления нарушенного права Моисеенко А.А. суд правомерно возложил на  УФМС РФ по Ульяновской области обязанность по постановке Моисеенко А.А. на миграционный учет по месту пребывания.

В апелляционной жалобе представитель УФМС России по Ульяновской области указывает, что для постановки Моисеенко А.А. на миграционный учет им  должен быть представлен в орган миграционной службы документ, удостоверяющий  личность заявителя, а также миграционная карта, либо заменяющий ее документ.

Указанные доводы не могут поставить под сомнение обоснованность выводов суда первой инстанции, поскольку они основаны не неправильном толковании  действующего законодательства.

Предъявляемые требования органами федеральной миграционной службы к иностранным гражданам основаны на нормах  Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Однако Моисеенко А.А.  въехал на территорию Российской Федерации до вступления в действие указанного  правового акта, еще в несовершеннолетнем возрасте. Ранее гражданство какого-либо  государства он не принимал и соответственно, не документировался  паспортом.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Моисеенко А.А. является гражданином Республики У***.

В соответствии с заключением УФМС России по Ульяновской области  от 09.09.2011 года  личность Моисеенко А.А. установлена. 

Согласно ст.7 Конвенции «О правах ребенка» от 20.11.1989 ребенок  регистрируется сразу же после рождения и с момента  рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства.

Из материалов дела следует, что Моисеенко А.А. родился в республике, входящей в состав СССР, и  после распада этого государства в несовершеннолетнем возрасте прибыл на территорию России на постоянное место жительство. 

Действовавшее в период въезда заявителя на территорию РФ законодательство не содержало требований по оформлению документов, предусмотренных Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Поэтому в настоящее время Моисеенко А.А. лишен возможности представить в органы миграционной службы требуемые у него документы.

С учетом того, что Моисеенко А.А. не представил суду доказательств того, что он в установленном законом порядке обращался в УФМС России по Ульяновской области с заявлением о приобретении гражданства РФ судом правомерно отказано в удовлетворении данной части заявления.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основаны на  ошибочном толковании норм права и не могут повлечь отмену решения суда. Решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Вместе с тем, из мотивировочной и резолютивной частей решения следует, что заявление Моисеенко А.А. удовлетворено судом частично, однако в первом абзаце резолютивной части решения указано, что заявление удовлетворено. В связи с изложенным судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на то, что заявление Моисеенко А*** А***   удовлетворено частично.

Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 июля 2012 года  оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области -  без удовлетворения.

Дополнить абзац первый резолютивной части решения указанием на то, что заявление Моисеенко  А*** А***   удовлетворено частично.

 

Председательствующий                              

Судьи