Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Работа медсестрой в профилактории в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии
Документ от 28.08.2012, опубликован на сайте 12.09.2012 под номером 34186, 2-я гражданская, о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Макушина М.Б.                                                                 Дело № 33-2567/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   28 августа 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.

при секретаре Атногуловой И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 19 июня 2012 года, которым за Николаевой В*** Б*** признано право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и на  Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области возложена обязанность назначить Николаевой В*** Б*** досрочную трудовую пенсию по старости с  24.04.2012 г.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи Мирясовой Н.Г., судебная коллегия       

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Николаева В.Б. обратилась  в суд с  иском к  Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Карсунском районе Ульяновской области  о назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование иска указала, что 24.04.2012 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Однако решением ответчика ей отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа.

При этом в специальный стаж не были включены период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы в календарном исчислении: с 2.10.2003г. по 29.11.2003 г. ; периоды работы в колхозе «К***» в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца: с ***1983 г. по ***1986 г.; с ***1991 г. по ***1992 г. в должности медицинской сестры.

С учетом уточненных исковых требований просила суд включить спорные периоды в специальный стаж, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения  и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 24.04.2012 г.,

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области соглашается с решением суда, просит его отменить как вынесенное с существенным нарушением норм материального права. Указывает, что суд при рассмотрении дела применил закон не подлежащий применению – Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работниками просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». При этом суд применил закон не в полном объеме, а выборочно, взяв из него только те положения, которые выгодны истице. При этом характер работы  показаниями свидетелей не подтверждается. Период работы истицы в должности медицинской сестры профилактория колхоза  не может быть включен в специальный стаж. Правильность позиции пенсионного органа подтверждается также Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003 № 70 «О некоторых вопросах установления трудовых  пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 

Период нахождения на курсах повышения квалификации не включен законодательством в перечень периодов деятельности, которые включаются в стаж для назначения досрочных пенсии, поэтому данный период подлежит включению в общий страховой стаж, но не в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что 24.04.2012 г. Николаева В.Б. обратилась  в УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области по поводу назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости  связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Решением ответчика ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,  в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по причине отсутствия необходимого специального трудового стажа, который менее 25 лет, - 20 лет 9 месяцев 7 дней.

При этом в специальный стаж не были периоды работы в колхозе «К***» с ***1983 г. по ***1986 г.; с ***1991 г. по ***1992 г. в должности медицинской сестры и период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы с 2.10.2003г. по 29.11.2003 г.

Принимая решение о включении в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской и иной деятельности по охране здоровья населения, периода работы в качестве медицинской  сестры профилактория колхоза и периода нахождения на курсах повышения квалификации, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворения требований о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, не установлено.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется. 

В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых  пенсиях  в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных  с реализацией гражданами права на трудовые пенсии разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение  медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на  пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения  пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

В соответствии с пунктом 3 Постановления №1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464.

Пунктом 1 указанного постановления предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Николаева В.Б. имея среднее медицинское образование и квалификацию «медицинская сестра» в период с  ***1983 г. по ***1986 г.; с ***1991 г. по ***1992 года работала в должности медицинской сестры в профилактории колхоза «К***».

Как следует из Положения о медицинском профилактории, утвержденного приказом Министерства здравоохранения СССР от 01 июня 1984 года № 621, действовавшем в период работы истицы в должности медсестры в профилактории, медицинский профилакторий организовывался с заключением договора правлением колхоза с центральными районными больницами об открытии медицинского профилактория; назначали на должность медицинской сестры лиц, имеющих соответствующее медицинское образование и прошедших специальную подготовку по физиотерапии. Помещение профилактория находилось на балансе колхоза. В медицинском профилактории осуществлялся отпуск всех видов физиотерапевтических процедур по показаниям, регулярный опрос в целях выявления заболеваний и их лечения по назначениям врача, оказание первой помощи при травмах и др.

Таким образом, цели, предмет деятельности, функции медицинского профилактория соответствовали целям, предмету деятельности, функциям учреждения здравоохранения, а именно: выполнение медико-профилактической, лечебно-диагностической помощи населению, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Судом установлено, что в спорный период истица выполняла все функции (обязанности) медицинской  сестры, выражающиеся в оказании доврачебной медицинской помощи, санитарно-просветительской работы, проведении предрейсовых осмотров водителей, выполнение медицинских процедур, назначенных врачами. Следовательно, должность истицы в период работы в профилактории колхоза относилась к среднему  медицинскому персоналу, а сам профилакторий – к лечебно-профилактическому учреждению, предусмотренному Списком № 464.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о включении вышеуказанного периода работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Следует признать правильным решение суда и в части зачета в льготный стаж истицы периода нахождения на курсах повышения квалификации с 2.10.2003г. по 29.11.2003 г.

Довод жалобы о том, что действующее законодательство не предусматривает включение периода нахождения на курсах повышения квалификации в льготный стаж работы, судебной коллегией отклоняется как основанный на неправильном толковании норм материального права.

Как ранее действующее трудовое законодательство – ст.112 Кодекса законов о труде РФ, так и ныне действующее – ст.187 Трудового кодекса РФ, гарантировали работнику, направленному работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы, сохранение за ним места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы.

По сути, период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом его работы по основному месту работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В период лечебной деятельности, что не оспаривается ответчиком, истица Николаева В.Б. находилась на курсах повышения квалификации со 2.10.2003г. по 29.11.2003 г.

Таким образом, на курсы повышения квалификации истица направлялась работодателем, соответственно обучение для нее являлось обязательным. В периоды прохождения истицей обучения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось и место работы и заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд.

Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных основаниях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им, как работником, на основании должностной инструкции, обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности.

Принимая во внимание, что с учетом включения вышеуказанных периодов работы истицы в специальный стаж, на момент обращения в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии  Николаева В.Б. имела необходимый стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с осуществлением медицинской и иной деятельности по охране здоровья населения, суд первой инстанции, согласно ст.19 ФЗ «О трудовых  пенсиях в Российской Федерации», правомерно возложил обязанность на УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области назначить ей пенсию с даты обращения  к ответчику с заявлением о назначении пенсии.

Ссылка на неправильное применение судом норм материального права является несостоятельной.  Как правильно отметил суд первой инстанции, в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ № 2П от 29.01.2004 года за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не  усматривает.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 19 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области – без удовлетворения. 

 

Председательствующий

Судьи