Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение жилым помещением инвалида
Документ от 21.08.2012, опубликован на сайте 07.09.2012 под номером 34066, 2-я гражданская, об обязании обеспечить жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                                        Дело № 33-2507/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               21 августа 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Ульяниной Э.С.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от  08 июня 2012 года, по  которому постановлено:

 

Исковые требования Заргарян В*** Д*** действующей в интересах *** Заргарян А*** Н***,  удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Ульяновска предоставить Заргарян А*** Н*** вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилого помещения с учетом ее права на дополнительную жилую площадь.

В удовлетворении исковых требований Заргарян В*** Д***, действующей в интересах *** Заргарян А*** Н***, к Правительству Ульяновской области о предоставлении жилого помещения – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., объяснения Заргарян В.Д., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия       

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Заргарян В.Д., действующая в интересах своей *** дочери Заргарян А.Н., обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска, Правительству Ульяновской области о предоставлении жилого помещения.

В обоснование иска указала, что ее дочь - Заргарян А.Н., является *** в связи с наличием тяжелой формы психического заболевания. Однако до настоящего времени она жильем во внеочередном порядке не обеспечена, что нарушает ее права. Просила  обязать ответчиков предоставить дочери жилое помещение как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания.

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе администрация г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. Ссылается на статью 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Указывает, что предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях вне зависимости от их имущественного положения. Гражданам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 и пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной  категории граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации). Орган местного самоуправления муниципального образования «Город Ульяновск» полномочиями на обеспечение жилыми помещениями определенной категории граждан, к которой относится истица, до настоящего времени не наделен.  В обоснование данной позиции ответчик ссылается на определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года  № 551-О-О.

 

В возражениях на апелляционную жалобу  Заргарян В.Д. просит оставить решение суда без изменения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков администрации города Ульяновска, Правительства Ульяновской области, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Материалами дела установлено, что Заргарян А.Н., ***.1992 года рождения, является ***, инвалидность установлена бессрочно.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 июня 2010 года она признана ***, ее опекуном является мать Заргарян В.Д.

С 2000 г. Заргяран А.Н. состоит на учете в ГУЗ «О*** код заболевания – ***

*** Заргарян А.Н., в интересах которой обратилась в суд ее мать-опекун Заргарян В.Д., вместе с отцом – Заргарян Н.Г. зарегистрированы в доме *** по ул. К*** в г.Ульяновске, а Заргарян В.Д. – в доме *** по ул.М*** в г. Ульяновске.

Как установил суд первой инстанции, данные жилые помещения представляют собой частные жилые дома, собственниками которых являются: дома *** по ул. К*** - Низамутдинов И.З. (знакомый семьи Заргарян) и дома *** по ул. М*** – Заргарян А.Г. (сестра Заргарян Н.Г.).

Кроме того установлено, что семья Заргарян в указанных жилых помещениях фактически никогда не проживала, регистрация в жилых помещениях носит формальный характер.

Суд первой инстанции, дав надлежащую оценку собранным по делу доказательствам, нормам права, регулирующим спорные правоотношения, пришел к правильному выводу о наличии у Заргарян А.Н. права на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания, при котором  невозможно совместное проживание с ней в одной квартире.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. 

Постановлением Правительства Российской Федерации № 378 от 16 июня 2006 года утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Заболевание Заргарян А.Н. включено в указанный Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, что подтверждено собранными по делу доказательствами.

При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении исковых требований Заргарян В.Д., действующей  в интересах своей недееспособной дочери Заргарян А.Н., с возложением на администрацию города Ульяновска обязанности предоставить Заргарян А.Н.. вне очереди жилое помещение в соответствии с нормами предоставления жилья, правом на дополнительную жилую площадь, судебная коллегия признает обоснованным.

Довод апелляционной жалобы о том, что для предоставления истице жилого помещения  из муниципального жилищного фонда требуется признание Заргарян А.Н. малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, применительно к рассмотренному спору судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку правоотношения сторон по заявленному иску регулируются приведенными выше статьями 51 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации № 378 от 16 июня 2006 года «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», и требуют установления нуждаемости  инвалида в жилье в соответствии с названными нормами права.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что решением комиссии по учету и распределению жилой площади  мэрии города Ульяновска от 18 августа 2011 года Заргарян А.Н. признана нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Признав семью Заргарян нуждающейся в жилье, администрация города Ульяновска вместе с тем отказала Заргарян А.Н. в предоставлении жилого помещения, что в силу норм действующего законодательства нельзя признать обоснованным.

Довод жалобы о том,  что орган местного самоуправления муниципального образования «Город Ульяновск» не наделен полномочиями по обеспечению жилыми помещениями категории граждан, к которой относится истица, судебная коллегия также находит несостоятельным.

Часть 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность предоставления категориям граждан, перечисленным в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилых помещений муниципального жилищного фонда.

При этом возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 378 от 16 июня 2006 года, по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления.

Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, а также отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Администрация города Ульяновска, исполняя судебное решение об обеспечении истицы жилым помещением, не лишена возможности последующей компенсации понесенных расходов из средств федерального бюджета.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении № 551-О-О от 12 апреля 2011 года, на которое содержится ссылка в апелляционной жалобе, также отмечает, что действующим жилищным законодательством не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства - постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 08 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска -  без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи