Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Осуждённый законно и обоснованно признан виновным в покушении на дачу взятки инспектору ГИБДД
Документ от 08.08.2012, опубликован на сайте 12.10.2012 под номером 33858, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 30 ч.3, ст. 291 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья ***                                                            Дело №22-2643/2012 г.

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             08 августа 2012 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бескембирова К.К.,

судей Львова Г.В., Копилова А.А.

при секретаре Иванове А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании 08 августа 2012 года кассационную жалобу адвоката Р*** М.Г., поданную в интересах осужденного Ларионова А.К., на приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области от 26 июня 2012 года, которым

ЛАРИОНОВ  А***  К***,

***,

осужден по ч.3 ст.30, ч.1 ст.291 УК РФ (в редакции ФЗ №97-ФЗ от 04.05.2011г.) к штрафу в доход государства в размере *** рублей.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

 

Заслушав доклад судьи Львова Г.В., выступления осужденного Ларионова А.К., адвоката Р*** М.Г., прокурора Идеотулова Р.Ш.,  судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Ларионов осужден за покушение на дачу взятки инспектору ДПС ГИБДД МО МВД РФ “Д***” М*** в сумме *** рублей за несоставление в отношении него протокола об административном правонарушении с целью избежать ответственности за совершенное им административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.12.15 КоАП РФ.

Деяния имели место *** сентября 2011 года в г.Д*** при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В кассационной жалобе адвокат Р*** М.Г. выражает несогласие с приговором суда в отношении осужденного Ларионова. Ссылаясь на показания Ларионова о том, что показаний, изложенных  в протоколе допроса в качестве подозреваемого от *** сентября 2011 года, он не давал и данный протокол не подписывал, считает незаконным решение суда о признании указанного протокола допустимым доказательством. Кроме того, ставит под сомнение достоверность выводов почерковедческой экспертизы по подписи Ларионова в данном протоколе. Полагает, что видеозапись камеры, установленной в машине инспекторов ГИБДД, является неполной и не может служить доказательством по делу. Утверждает, что показания свидетелей К***, Л*** изложены в протоколе судебного заседания и приговоре суда неточно. Судом не исследовались показания свидетеля Ла*** в порядке ст.281 УПК РФ на страницах 90-91, 112-115 тома 1, на которые суд ссылается в приговоре. По его мнению, судом не дана оценка показаниям свидетеля К*** в части времени получения им видеозаписи, а также показаниям свидетеля М*** по результату прослушивания видеозаписи. Не дана оценка действиям Е*** по использованию камеры видеонаблюдения и хранению полученной информации. Считает, что сотрудники ДПС М*** и Ла*** знали о нахождении в салоне их автомобиля видеокамеры и вынудили Ларионова дать М*** деньги, тем самым спровоцировав Ларионова на совершение преступления. Просит отменить приговор в отношении Ларионова и прекратить в отношении него уголовное преследование.     

Кассационное представление, поданное государственным обвинителем Валиулиным А.Т., отозвано в порядке, предусмотренном ч.3 ст.359 УПК РФ.

 

В суде кассационной инстанции:

- адвокат Р*** М.Г., защищая интересы осужденного Ларионова А.К., поддержал доводы своей кассационной жалобы. Просил приобщить к материалам дела ДВД-диск  с аудиозаписью  судебных заседаний по данному уголовному делу, записанную им на личный диктофон, для подтверждения обоснованности внесенных им замечаний на протокол судебного заседания. Выразил несогласие с решением суда об отказе в удовлетворении его ходатайств о проведении дополнительной почерковедческой экспертизы по подписи Ларионова в протоколе его допроса от *** сентября 2011 года и в проведении технической экспертизы по видеозаписи с камеры, установленной в автомобиле сотрудников ГИБДД. Обратил внимание на то, что сотрудник ГИБДД Е*** в судебном заседании сослался на недействующие приказы, регламентирующие его работу. Полагал, что в действиях сотрудников  ГИБДД имела место провокация на совершение Ларионовым преступления;

- осужденный Ларионов поддержал кассационную жалобу адвоката;

- прокурор Идеотулов Р.Ш. обосновал своё мнение о законности и обоснованности приговора суда, постановленного в отношении Ларионова, а также о справедливости назначенного ему наказания. Обратил внимание на то, что  инициатива  на дачу взятки сотрудникам ГИБДД исходила от Ларионова. Установка видеокамеры в салоне сотрудников милиции не противоречит действующему законодательству. Экспертиза проведена в соответствии с требованиями закона, а её выводы не вызывают сомнений. Просил кассационную жалобу адвоката Р*** М.Г. оставить без удовлетворения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит приговор суда в отношении Ларионова А.К. законным и обоснованным, а назначенное ему наказание справедливым.

 

Вывод суда о виновности Ларионова в совершении инкриминируемого ему преступления соответствует фактическим обстоятельствам дела, которые установлены на оценке совокупности доказательств, исследованных в судебном заседании, подробно изложенных в приговоре.

Все доводы Ларионова и его защитника, приведенные в суде первой  инстанции,  в том числе утверждения Ларионова о том, что он передал сотруднику ДПС ГИБДД М*** деньги в сумме *** рублей в качестве штрафа за совершенное им административное правонарушение после согласования данного вопроса с инспектором ДПС ГИБДД Ла***,  были предметом тщательной проверки при рассмотрении дела и обоснованно судом отвергнуты, признаны несостоятельными, опровергнутыми исследованными доказательствами.

В частности, утверждения Ларионова о том, что он передал сотруднику ДПС ГИБДД М*** деньги в сумме *** рублей в качестве штрафа за совершенное им административное правонарушение после согласования данного вопроса с инспектором ДПС ГИБДД Ла***  опровергаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, показаниями свидетелей М***, Ла***, Л***, Х***, протоколом осмотра и прослушивания видеозаписи, признательными показаниями самого Ларионова.

Так, свидетель М*** подтвердил в судебном заседании, что водитель Ларионов признал факт совершения им административного правонарушения, но просил не составлять соответствующий протокол и принять от него деньги в качестве штрафа. Он объяснил Ларионову, что протокол об административном правонарушении  он обязан составить. Материалы с данным протоколом будут рассмотрены мировым судьей, а передача денег сотруднику ДПС ГИБДД в качестве уплаты штрафа на месте за несоставление протокола расценивается как дача взятки должностному лицу. Однако Ларионов после этого достал деньги в сумме *** рублей и положил их на полку в машине.

Из показаний свидетеля Ла***, исследованных в судебном заседании в порядке ст.281 УПК РФ, следует, что  им был зафиксирован факт нарушения водителем Ларионовым правил дорожного движения, влекущий административную ответственность по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, наказание за которое предусмотрено только в виде лишения права управления транспортным средством. Каких-либо разговоров об уплате штрафа на месте совершения данного правонарушения он с Ларионовым не вел, а сразу направил его к служебному автомобилю, где инспектор ДПС Моисеев должен был составить протокол об административном правонарушении в отношении Ларионова. Через некоторое время М*** сообщил ему о том, что Ларионов  пытался передать ему взятку в сумме *** рублей за несоставление  протокола об административном правонарушении.

Каких-либо противоречий в показаниях Ла*** не имеется.   

Свидетели Л*** и Х*** показали в судебном заседании, что принимали участие в качестве понятых при осмотре служебного автомобиля сотрудников ГИБДД, откуда были изъяты деньги в сумме *** рублей. Присутствующий при этом Ларионов не оспаривал нарушение им правил дорожного движения и пояснил, что указанные деньги он положил на полку в данном автомобиле для того, чтобы инспектор ДПС не составлял в отношении него протокол об административном правонарушении.

Суд правильно признал, что показания указанных свидетелей согласуются с записью камеры видеонаблюдения, установленной в автомобиле сотрудников ДПС ГИБДД, и подтверждаются признательными показаниями самого Ларионова, данными им в качестве подозреваемого *** сентября 2011 года, из содержания которых следует, что, управляя автомобилем, он нарушил правила дорожного движения. В связи с этим был остановлен сотрудником ДПС и направлен в служебный автомобиль для составления протокола об административном правонарушении. В машине сотрудник ДПС разъяснил ему права, а также указал на  ответственность в виде лишения права управлять транспортными средствами за совершенное правонарушение. Тогда он предложил деньги  инспектору ДПС за то, чтобы последний не составлял в отношении него протокола об административном правонарушении. Несмотря на пояснения сотрудника ДПС о незаконности его предложений, он решил  передать деньги сотруднику ДПС за несоставление протокола и положил *** рублей на полку под перчаточным ящиком. После этого сотрудник ДПС попросил его выйти из машины. 

Из положений ч.2 ст.17 УПК РФ следует, что все доказательства имеют одинаковую юридическую силу.

Поскольку в ходе предварительного расследования и в судебном заседании Ларионов изменил свои показания, суд принял меры к выяснению причин указанных противоречий в его показаниях.

Суд достаточно полно исследовал утверждения Ларионова в суде о том, что признательных показаний он не давал и протокол данного следственного действия не подписывал, и обоснованно признал их несостоятельными, поскольку они не нашли своего подтверждения. Из материалов дела следует, что допрос Ларионова в качестве подозреваемого проводился в установленном законом порядке, с участием адвоката. Заявлений, ходатайств от Ларионова и его защитника в ходе проведения следственного действия не поступало.

Кроме того, согласно выводам почерковедческой экспертизы  рукописный текст “С моих слов записано верно, мною прочитано”, а также подписи от имени Ларионова А.К. в данном протоколе выполнены самим Ларионовым А.К.

Дав оценку заключению данной экспертизы с учетом совокупности исследованных доказательств, судья обоснованно признал её допустимым  доказательством  и положил в основу обвинительного приговора.

Сомнения, выраженные адвокатом Р*** М.Г. в части обоснованности выводов указанной экспертизы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку экспертиза проведена экспертом с соблюдением требований УПК РФ и методической литературы, с подробным изложением в описательно-мотивировочной части экспертизы оснований, по которым эксперт пришел к тем или иным выводам. 

Судом были исследованы и оценены все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела. Все исследованные в судебном заседании доказательства в приговоре проанализированы.

Таким образом, дав оценку исследованным доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями УПК РФ, суд обоснованно признал Ларионова виновным в совершении указанного преступления и правильно квалифицировал его действия по предъявленному обвинению по ч.3 ст.30, ч.1 ст.291 УК РФ.

Что касается мнения адвоката Рачко М.Г. о наличии провокации в действиях  сотрудников ДПС ГИБДД Ла*** и М***  на совершение Ларионовым данного преступления, то судебная коллегия находит его надуманным, поскольку установленные судом обстоятельства совершения данного преступления  бесспорно свидетельствуют, что  именно Ларионов был инициатором передачи денег сотруднику ДПС М*** за неисполнение им обязанности составить протокол об административном правонарушении, а затем неоднократно настаивал на этом, несмотря на разъяснение ему ответственности за неправомерные действия.  

Судебное разбирательство по делу проведено в установленном законом  порядке, при соблюдении принципов состязательности и равноправия сторон.

Из протокола судебного заседания следует, что по всем заявленным ходатайствам, в том числе о назначении проведении различных экспертиз,  судом были приняты решения в установленном законом порядке. Как следует из протоколов судебных заседаний, подсудимый Ларионов и его защитник  были согласны закончить судебное разбирательство.

Что касается утверждений адвоката Р*** М.Г. о неправильном изложении в протоколе судебного заседания показаний свидетелей, то судебная коллегия находит их надуманными. Как видно из материалов уголовного дела, протокол судебных заседаний составлен в соответствии с требованиями ст.259 УПК РФ. Содержание показаний лиц, изложенных в приговоре, не противоречит их показаниям, изложенным в протоколе судебного заседания. Замечания, поступившие от адвоката Р*** М.Г. и осужденного Ларионова на протокол судебного заседания, рассмотрены председательствующим по делу в установленном законом порядке.

Наказание осужденному Ларионову назначено в соответствии с требованиями  закона, в том числе с учётом характера и степени общественной опасности совершённого им преступления.

При определении вида и размера наказания судом были учтены все обстоятельства, влияющие на назначение наказания.

Мотивы  принятого решения  в приговоре судом приведены.

Обвинительный приговор соответствует требованиям ст.ст.303, 304, 307-309 УПК РФ. Каких-либо противоречий в выводах суда не усматривается.

Нарушений уголовно – процессуального закона, влекущих отмену приговора,   не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области от 26 июня 2012 года в отношении Ларионова А*** К*** оставить без изменения, а кассационную жалобу адвоката Р*** М.Г.– без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: