Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Взыскание единовременной страховой выплаты в связи с профзаболеванием
Документ от 24.07.2012, опубликован на сайте 08.08.2012 под номером 33498, 2-я гражданская, о взыскании единовременной страховой выплаты и морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Петрова   С.А.                                                                       Дело-33- 2214/2012 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 24 июля 2012 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.

судей Казаковой М.В. , Грудкиной Т.М.

при секретаре  Атногуловой И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Малова А*** К*** на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 21 мая 2012 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Малова А*** К*** к закрытому акционерному обществу «Авиастар-СП» о взыскании единовременной страховой выплаты и морального вреда отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Малова А.К., его представителя – Маловой П.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ЗАО «Авиастар-СП» - Бухаровой К.Г., возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора Балашовой Н.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Малов А.К.  обратился в суд с иском к закрытому акционерному обществу «Авиастар-СП» (ЗАО «Авиастар-СП») о взыскании единовременной страховой выплаты и морального вреда. В обоснование иска указал, что с ***.1978 работал на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе (УАПК) сборщиком-клепальщиком летальных аппаратов. В 1992 году в связи с преобразованием УАПК был переведен в ОАО «Авиастар», а в 1997 году  в связи с преобразованием ОАО «Авиастар» - в ЗАО «Авиастар -СП». В период с 2000 г. по 2005 г. не работал в связи с обострением профессионального заболевания, с 2005 г. по 01.11.2011 вновь работал в ЗАО «Авиастар - СП». В 1988 году у него было выявлено профессиональное заболевание - ***, в 1994 году впервые установлена инвалидность, в 1995 году установлена инвалидность 3 группы и 40% утраты профессиональной трудоспособности, которые с 2001 года  установлены бессрочно. Полагал, что имеет право на получение единовременной страховой выплаты  в сумме 21 069 руб. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24.12.1992 № 4214-1 «Об утверждении правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными  с исполнением  ими трудовых обязанностей», поскольку заболевание было получено до 01.12.1992, а также компенсацию морального вреда в сумме 150 000 руб. 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе  Малов А.К. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что работал на УАПК, был переведен в ОАО «Авиастар», затем ЗАО «Авиастар-СП», то есть работал на одном и том же предприятии, поэтому ответчик должен нести ответственность за причиненный его здоровью вред.

В судебном заседании Малов А.К., его представитель – Малова П.В. доводы апелляционной жалобы  поддержали.

В судебном заседании представитель ЗАО «Авиастар-СП» с жалобой не согласился, указав, что общество не является причинителем вреда здоровью истца.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Малов А.К. с 1978 г. по 1995 г. работал в ГП  УАПК «Авиастар» сборщиком-клепальщиком летательных аппаратов, с 1992 г. по 1997 г. – в АО «Авиастар» той же должности, с 1997 г. по 2000 г.,  а затем с 2000 г. по 2011 г.– в ЗАО «Авиастар-СП» в должностях слесаря-сборщика летательных аппаратов (1998-1999), дежурного по ангару, контролера  сборочного производства, контрольного мастера.

В 1992 году на основании распоряжения Президента РСФСР от 26.01.1991 №103-рп «Об Ульяновском авиационном промышленном комплексе» и Постановления Правительства РСФСР от 26.11.1991 № 23 «Вопрос акционерных обществ «Авиастар и Волга-Днепр»  ГП УАПК Авиастар» было преобразовано в АО «Авиастар».

Впоследствии  АО «Авиастар» выступило учредителем  ЗАО «Авиастар-СП», которое 02.12.1997  зарегистрировано в качестве самостоятельного юридического лица.

Заключением консультативной поликлиники Горьковского института гигиены труда и профзаболеваний от 01.08.1988  Малову А.К. установлен диагноз: *** – профессиональное заболевание.

Впервые процент утраты профессиональной трудоспособности Малова А.К.  определен в 20% с 31.10.1994 сроком на один год. В 1995 году определено 40%  утраты трудоспособности истца, которая с 2001 г. установлена бессрочно.

В связи с повреждением здоровья вследствие профессионального заболевания Малову А.К.  с 1994 года назначены и выплачиваются ежемесячные страховые выплаты.

Разрешая заявленные Маловым А.К. требования к ЗАО «Авиастар-СП» о взыскании единовременной страховой выплаты и компенсации морального вреда, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворении данных требований  не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется. 

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» право на получение обеспечения по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.

При этом единовременные и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному, если результатом наступления страхового случая стала утрата профессиональной трудоспособности, а также лицам, имеющим право на их получение, если результатом наступления страхового случая стала смерть застрахованного.

Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, для определения права на единовременную страховую выплату имеет значение дата наступления страхового случая и дата установления процента утраты профессиональной трудоспособности.

В соответствии с п. 5 ст.7 Федерального закона № 125-ФЗ лица, получившие повреждение здоровья в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей до вступления в силу данного Закона, получают право на обеспечение по страхованию с ранее действующим законодательством.

В соответствии со с. 1 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.1992 № 4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» отношения по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и указанными Правилами.

При этом согласно данному Постановлению выплата единовременного пособия, предусмотренного статьей 24 Правил, производится в случаях трудового увечья, полученного после 01.12.1992.

Вместе с тем при вступлении в силу Федерального закона № 125-ФЗ вышеуказанная норма Правил была отменена.

При этом пунктом 17 Пленума Верховного Суда Российской Федерации  от 10.03.2011 № 2 «О применении судами законодательства об обязательном  социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» разъяснено, что единовременная страховая выплата назначается в тех случаях, когда профзаболевание установлено до вступления в силу Закона № 125-ФЗ (то есть до 06.01.2000), однако право на получение страховой выплаты (процент утраты профессиональной трудоспособности) определено после вступления в силу Закона № 125-ФЗ.

Следовательно, если право на получение единовременной страховой выплаты (утрата профессиональной трудоспособности застрахованного) возникла после 06.01.2000, единовременная страховая выплата назначается независимо от даты произошедшего несчастного случая (установления диагноза профессионального заболевания).

Однако если несчастный случай на производстве (профессиональное заболевание) и утрата трудоспособности имели место в период с 01.12.1992 до января 2000 года, единовременная страховая выплата относится к задолженности работодателя согласно ст. 28 Федерального закона № 125-ФЗ, поскольку право на получение единовременной страховой выплаты возникло у застрахованного до вступления в силу Закона и он мог реализовать его, обратившись за данными выплатами к работодателю.

Что касается компенсации морального вреда, то действующим законодательством в случае профессионального заболевания в порядке обязательного социального страхования она не предусмотрена, поэтому взыскание такой компенсации производится с причинителя вреда или лица, ответственного за причинение вреда.

Право на возмещение вреда, причиненного работнику при исполнении трудовых обязанностей, предусмотрено ст.ст.220, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым возмещению подлежит вред жизни и здоровью работника, а также компенсация морального вреда. При этом ответственность работодателя наступает при наличии его вины в причинении вреда работнику.

Поскольку профессиональное заболевание у истца установлено ***.1988, а процент утраты трудоспособности определен до 2000 года (20% - в 1994 г., 40% - в 1995 г.), то есть до начала работы в ЗАО «Авиастар-СП», суд первой инстанции обоснованно отказал в иске о взыскании единовременной страховой выплаты и компенсации морального вреда к данному ответчику.

То обстоятельство, что в ЗАО «Авиастар-СП»  Малов А.К. некоторый период (1998-1999 г.г.) работал в качестве слесаря-сборщика, правильность выводов суда не опровергает, поскольку установленный в 1995 году процент утраты его профессиональной трудоспособности впоследствии не изменялся, доказательств ухудшения здоровья в связи с работой в ЗАО «Авиастар-СП» в материалах дела не имеется.  

Доводы Малова А.К. о том, что предприятия, на которых он работал реорганизовывались, поэтому ЗАО «Авиастар-СП» является надлежащим ответчиком, являлись предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

В частности, суд правильно указал, что в силу п. 3 ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица.

Как следует из учредительных документов ЗАО «Авиастар-СП», оно является юридическим лицом, созданным ОАО «УАПК «Авиастар». Следовательно, каждое из указанных предприятий несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам перед своими работниками и оснований для взыскания единовременной страховой выплаты и компенсации морального вреда  с ЗАО «Авиастар-СП», не виновного в причинении вреда здоровью истца, не имелось.  

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 21 мая 2012 года  оставить без изменения, а апелляционную жалобу Малова А*** К*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: