УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Уланов А.В Дело №
33-1406/2012
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 15 мая 2012
года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Грудкиной Т.М.,
при секретаре Ганеевой
И.Р.,
рассмотрела в открытом
судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Лагунова И*** Н***
- Куликовой А*** А*** на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской
области от 29 марта 2012 года, по
которому постановлено:
В удовлетворении
исковых требований Лагунова И*** Н*** к
Администрации МО «Кандалинское сельское поселение» Старомайнского района
Ульяновской области, Администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской
области о признании незаконным заключения
межведомственной комиссии о признании
жилого помещения пригодным для проживания и возложении обязанности по
постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении – отказать.
Заслушав доклад
судьи Герасимовой Е.Н., объяснения представителя Лагунова И.Н. – Куликовой
А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Лагунов И.Н. обратился
в суд с иском к Администрации муниципального образования «Кандалинское
сельское поселение» Старомайнского
района, Администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской
области о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для
проживания и возложении обязанности по постановке на учет в качестве
нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование иска указал, что является
участником Великой Отечественной войны, проживает в одноэтажном деревянном доме, 1974 года постройки, по
адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с. Л***, ул.М***,!% который
принадлежит ему на праве собственности. Другого жилья истец не имеет, однако
несмотря на данное обстоятельство и наличие у Лагунова И.Н. соответствующих
льгот, решением Администрации муниципального образования «Старомайнский район»
Ульяновской области Лагунову И.Н. было отказано в постановке на учет в качестве
нуждающегося в жилом помещении. В настоящее время принадлежащий истцу дом
является ветхим и неблагоустроенным. По его заявке Торгово-промышленной палатой
Ульяновской области была проведена
экспертиза по определению пригодности жилого дома для проживания. Экспертами
установлено, что жилой дом не пригоден для дальнейшего использования по
назначению. Вместе с тем заключением межведомственной комиссии от 25.10.2011,
утвержденным постановлением Администрации муниципального образования
«Кандалинское сельское поселение», дом истца признан пригодным для проживания,
с чем Лагунов Н.И. не согласен. Полагал, что проживает в не пригодном для проживания помещении и
имеет право на получение мер социальной поддержки в виде улучшения жилищных
условий. Просил признать незаконным акт обследования жилого помещения,
заключение межведомственной комиссии от 25.10.2011, отказ в принятии на учет в
качестве нуждающегося в жилом помещении; возложить на Администрацию
муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области
обязанность принять истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Рассмотрев данный
спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной
жалобе представитель Лагунова И. Н. - Куликова А.А. не соглашается с решением
суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении
исковых требований Лагунова И.Н. в полном объеме. В обоснование жалобы
ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Указывает, что суд
необоснованно критически отнесся к заключению экспертизы Ульяновской
торгово-промышленной палаты, эксперт которой, по мнению суда, не предупреждался
об ответственности за дачу ложного заключения, а сам акт не соответствует
критериям производства экспертиз. При этом суд не принял во внимание, что
именно администрация муниципального образования «Кандалинское сельское
поселение» посоветовало истцу обратиться в данную организацию. Автор жалобы
считает, что содержащееся в заключении судебной строительно-технической
экспертизы описание некоторых конструкций жилого дома, не соответствует
фактическому состоянию объекта. Полагает,
что дом *** по улице М*** в селе Л*** Старомайнского района Ульяновской области не пригоден для постоянного
проживания, поскольку не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым
помещениям.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Лагунова И.Н., представителей
ответчика Администрации муниципального образования «Кандалинское сельское
поселение» Старомайнского района Ульяновской области, Администрации
муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области, которые
судом апелляционной инстанции были извещены о времени и месте судебного разбирательства
надлежащим образом.
В судебном
заседании представитель истца Лагунова
И.Н. – Куликова А.А. на доводах апелляционной жалобы настаивала в полном
объеме, считая решение суда первой инстанции незаконным. Указала, что
положенное в основу решения суда заключение судебной строительно-технической
экспертизы ЗАО «Многопрофильный деловой центр» является неполным, поскольку не
отражает фактическое состояние жилого дома истца.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно подпункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от
12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам
Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том
числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в
улучшении жилищных условий
и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии
с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной
войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем
один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года,
обеспечиваются жильем в соответствии с
жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной
войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу части 1 статьи 23.2 Федерального закона «О
ветеранах», Российская Федерация
передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации
полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате
жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего
Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со
статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005
года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17
- 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий.
В соответствии с Постановлением Правительства
Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 «О форме предоставления меры
социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в
Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению
жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, возложены на Министерство труда и социального
разивтия Ульяновской области. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению
жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих
детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме
социальных выплат на приобретение жилья
в собственность.
Указом Президента РФ «Об обеспечении
жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» № 714 от 07 мая 2008 года постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в
улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей
погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих
право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному
закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
В статье 51 Жилищного кодекса РФ перечислены основания признания граждан нуждающимися в жилых
помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи
собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по
договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами
семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого
помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении,
не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Решением Совета депутатов муниципального образования «Кандалинское сельское поселение» от 26.06.2007 № 19
«Об установлении учетной нормы и нормы
предоставления площади жилого помещения
на территории муниципального образования «Кандалинское сельское
поселение» Старомайнского района Ульяновской области» определено, что учетная норма площади жилого помещения
по договору социального найма для одиноко проживающего человека составляет не
менее 17 кв.м., для семьи из двух и
более человек – не менее 14 кв.м.
Как следует из
материалов дела, истец является ветераном Великой Отечественной войны,
проживает по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, село Л***, улица
М***.
Жилой дом, в котором проживает истец,
принадлежит ему на праве
собственности, имеет общую площадь 37,21 кв.м., из которой 17,95 кв.м относится
к жилой. На указанной жилой площади, как и в целом в спорном доме, Лагунов Н.И.
проживает один.
20.10.2011
истец обратился к ответчику с заявлением
о признании жилого дома, принадлежащего ему на праве собственности не пригодным
для проживания.
Согласно заключению
межведомственной комиссии от 25.10.2011 жилой дом *** по улице М*** в селе Л***
Старомайнского района Ульяновской области является пригодным для дальнейшего
использования.
Исследовав жилищные
условия истца – ветерана Великой Отечественной войны, инвалида второй группы, Администрация
муниципального образования «Кандалинское сельское поселение» не нашла
предусмотренных законом оснований для признания Лагунова И.Н. нуждающимся в
улучшении жилищных условий.
К такому же выводу
пришел и суд с учетом всех обстоятельств дела.
Решение суда мотивировано, представленным доказательствам, наряду с
фактическими условиями жизни ветерана Лагунова И.Н., дана надлежащая оценка,
которая сомнений в правильности не вызывает.
Как видно из материалов дела, доводы, приведенные в апелляционной жалобе
о необоснованном отказе в постановке Лагунова И.Н. на учет в качестве нуждающегося
в улучшении жилищных условий по причине непригодности жилого дома для
использования по назначению, были предметом исследования суда первой инстанции
и им дана правильная юридическая оценка.
В силу части 2, 3, 4 статьи 15 и части 2 статьи 16 Жилищного кодекса
Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение,
которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания
граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам,
иным требованиям законодательства).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым
должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской
Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по
основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое
состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования,
предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с
их проживанием в таком здании.
Согласно пункту 12 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для
проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции», утвержденного
Постановлением Правительства Росийской
Федерации от 28 января 2006 года № 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами
(электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение,
водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и
газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и
двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных
уборных.
Не может служить основанием для признания жилого
помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной
канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.
В обоснование иска,
как и в апелляционной жалобе, истец описывает отдельные конструктивные элементы
жилого дома, состояние которых, по мнению представителя Лагунова И.Н., делает
помещение не пригодным для использования по назначению. Между тем, указанные
доводы своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли. Напротив,
совокупность имеющихся в деле доказательств свидетельствует об обратном. По
делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза. Согласно
заключению экспертизы, дом, расположенный по адресу: Ульяновская область, Старомайнский
район, село Лесное Никольское, улица Магистральная,
дом 34, соответствует требованиям СНиП,
градостроительных, санитарных норм, условиям проживания. Физический износ
жилого дома 32%, при этом конструкции жилого дома имеют работоспособное
техническое состояние. Жилой дом, с учетом физического износа менее 65%, не
может быть отнесен к категории ветхого жилья. Имеющиеся дефекты (дефекты
фундамента, мелкие повреждения в верхней части бревен и столбов, биоповреждения
на части деревянных конструкций крыши и дефекты кровли) являются устранимыми
текущим ремонтом.
В силу изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что решение
ответчика об отказе в удовлетворении заявления истца о постановке
его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении соответствует требованиям закона, поскольку
оснований для принятия иного решения установлено не было.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с заключением эксперта ЗАО
«Многопрофильный деловой центр» судебная коллегия находит несостоятельными.
Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо
ложного заключения, имеют необходимую квалификацию и достаточный стаж работы.
Указанное заключение судом оценено по правилам ст. 67 ГПК РФ в совокупности с
другими доказательствами.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной в августе 2009
года технической инвентаризации жилого дома истца процент износа конструктивных
элементов спорного строения был определен специалистами Бюро технической
инвентаризации как 31,50%.
Тем самым, исследованные судом первой инстанции доказательства очевидно
свидетельствуют о том, что жилой дом истца требует текущего ремонта, в ходе
которого возможно устранение и тех повреждений, которые, по мнению представителя
Лагунова И.Н., делают жилой дом ветерана Великой Отечественной войны не
пригодным для проживания.
В связи с изложенным решение суда является правильным, отмене по
доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской
области от 29 марта 2012 года оставить
без изменения, а апелляционную жалобу представителя Лагунова И*** Н*** -
Куликовой А*** А*** без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи