Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в индексации пенсии за выслугу лет
Документ от 15.05.2012, опубликован на сайте 04.06.2012 под номером 32304, 2-я гражданская, об обязании произвести оценку пенсионных прав из установленного размера пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья   Смирнова Ю.В                                                                   Дело № 33-1401/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      15 мая 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей   Герасимовой Е.Н., Грудкиной Т.М.,

при секретаре Ганеевой И.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Овчинникова В*** П*** на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 16 марта  2012 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении  исковых требований Овчинникова В*** П***  к Управлению Пенсионного фонда РФ  (государственному учреждению) в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области о признании отказа  произвести индексацию назначенной  пенсии за выслугу лет, произведя оценку его пенсионных прав, исходя из установленного размера пенсии за выслугу лет, выделив из неё базовую часть пенсии и страховую  часть, проиндексировав обе части пенсии в порядке, установленном ст. 17 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» незаконным; обязании произвести оценку его пенсионных прав исходя из установленного размера пенсии, определив страховую часть пенсии путем вычитания из назначенного размера пенсии  базовой части, установленной на момент назначения пенсии 2 ноября 2006 года; обязании  произвести индексацию базовой и страховой частей пенсии в порядке, установленном статьей 17 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» на основании принятых федеральных законов и Постановлений Правительства РФ  с  момента назначения пенсии  2 ноября 2006 года и выплатить недополученную со 2 ноября 2006 года  из-за отсутствия индексации пенсию отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., объяснения Овчинникова В.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия    

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Овчинников   В.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области (УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области) о признании незаконным отказа произвести оценку его пенсионных прав и индексацию пенсии в порядке, предусмотренном статьей 17 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», взыскании недополученной пенсии.

В обоснование иска указал, что решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 30 марта 2009 года   ему была назначена пенсия за выслугу лет со 2 ноября 2006 года. Данная пенсия  не индексировалась и её величина  оставалась постоянной  по 31  декабря 2009 года включительно. На основании Федерального закона  Российской Федерации от 24.07.2009 № 213-ФЗ начальной датой индексации пенсии является 01.01.2010.

Обращение истца к ответчику по вопросу оценки пенсионных прав исходя из установленного размера пенсии, определении страховой части пенсии путем вычитания из назначенного размера пенсии базовой части, установленной на момент назначения пенсии 02.11.2006, и ее индексации с указанной даты в порядке, предусмотренном статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», было оставлено без удовлетворения, что Овчинников В.П. считает незаконным. Ситуация с истцом противоречит правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 № 8-П, определении от 02.11.2006 № 563-О, а также положениям статьи 25 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, гарантирующим защиту реальных доходов населения от инфляции путем введения системы индексации доходов и сбережений или других мер защиты денежных доходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2002 № 42 утвержден коэффициент индексации трудовой пенсии с 01.02.2002, который, по мнению истца, применим при индексации всех видов пенсий, в том числе назначенных в соответствии с ранее действовавшими нормативными актами, поскольку иной механизм индексации отсутствует. Именно на такой порядок индексации пенсий указывают и соответствующие разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации. Тем самым, по мнению истца, сложилась ситуация, при которой его право на индексацию пенсии возникает из посылок ранее действующего законодательства, а порядок реализации права регулируется уже другим – более поздним законодательством, при этом право истца на указанную индексацию, приобретенное в соответствие с ранее действовавшем законодательством, не может быть отменено при его реализации в конкретных правоотношениях. Дискриминация в пенсионных правах несовместима с положениями статей 1, 2, 18, 55 Конституции Российской Федерации.

 

Рассмотрев данный спор, суд  постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Овчинников В.П. не соглашается с решением суда, просит его отменить.  Считает, что решение суда противоречит правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24.05.2001 №8-П, согласно которой придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции РФ. Пенсионное обеспечение работников летно-испытательного состава осуществлялось ранее в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Порядок льготного обеспечения указанной категории граждан позднее был конкретизирован в Положении о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 № 384, которым, однако, не был затронут вопрос индексации пенсий за выслугу лет. Вступивший в силу с 01.01.2002 Федеральный закон Российской Федерации «О трудовых пенсиях в РФ» не определил какие-либо специальные условия пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава. С 01 января 2002 года индексация пенсий производится с учетом названного Федерального закона Российской Федерации, которым и предусмотрен компенсирующий механизм, направленный на периодическое приведение пенсии в соответствие с ростом стоимости жизни. Данный порядок индексации пенсий предусмотрен также Информационным письмом Министерства труда и социального развития РФ № 1465-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ № МЗ-06-25/2339 от 15.03.2002, телетайпограммой  Министерства труда и социального развития РФ № 487-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ № МЗ-06-32/802 от 28.01.2002.

 

В судебном заседании Овчинников В.П. настаивал на отмене решения районного суда, поддержав доводы апелляционной жалобы.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области, извещенного о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции надлежащим образом.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с п. 3 ст. 31 Федерального закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» сохраняются действующие до дня вступления в силу данного Федерального закона условия и нормы установления пенсий летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами. Указанные условия и нормы применяются и при оценке пенсионных прав летно-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с нормами Закона.

На момент вступления в силу Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 при назначении пенсий работникам летно-испытательного состава применялось Положение «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава», утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР № 384 от 05.07.1991, а также положения Закона РФ № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». 

На основании вышеуказанных нормативных правовых актов Овчинникову В.П. решением Заволжского районного суда г. Ульяновска с 02.11.2006 назначена пенсия за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава.

Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от ***09.2010 на УПФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области была возложена обязанность определить Овчинникову В.П. размер пенсии за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава, исходя из его среднемесячного заработка за 24 последних месяца работы перед обращением за пенсией, то есть за 24 последних месяца работы перед 29.09.2004.

Как видно из материалов дела, пенсионным органом для расчета пенсии за выслугу лет был учтен стаж работы истца с 13.01.1982 по 25.07.1985, с 01.09.1985 по 24.06.1989, с 22.12.1992 по 19.06.1998, с 29.07.1998 по 01.11.2006 и заработная плата с 01.09.2002 по 31.08.2004.

25 ноября 2011 года Овчинников В.П. обратился в УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области с заявлением об индексации назначенной ему пенсии в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в котором просил произвести оценку его пенсионных прав из установленного размера пенсии, определив страховую часть пенсии путем вычитания из назначенного размера пенсии базовой части, установленной на момент ее назначения (02.11.2006). В удовлетворении такого заявления Овчинникову В.П. было отказано.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и письмом Пенсионного Фонда от 22.08.2008 № ЛЧ-25-25/7960 конвертация пенсионных прав лиц из числа работников летно-испытательного состава осуществляется в соответствии с п.п. 2-5 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть, исходя из стажа и заработка за период до 01.01.2002.

При расчете пенсий, назначенных в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» после 01.01.2002, стаж и заработок после указанной даты не принимаются во внимание, а учитываются страховые взносы и иные поступления в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо.

Статьей 17 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что индексация размера трудовой пенсии производится путем индексации ее базовой и страховой частей различными способами, установленными данной нормой.

Овчинникову В.П. пенсия за выслугу лет назначена после 01.01.2002. Назначенная ему пенсия за выслугу лет не отнесена к видам трудовых пенсий, перечисленных в ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и не делится на базовую и страховую части.

Порядок производства  оценки пенсионных прав застрахованных лиц регламентирован статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Пунктом 6 указанной статьи предусмотрен порядок оценки пенсионных прав для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ».  При этом по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента.

Поскольку Овчинникову В.П. пенсия за выслугу лет назначена после 31 декабря 2001 года, порядок оценки пенсионных прав, предусмотренный п. 6 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не может быть применен.

Размер пенсии за выслугу лет, который определен Овчинникову В.П. в связи с его стажем работы и размером заработка, не может быть принят в качестве расчетного размера пенсии при конвертации пенсионных прав, поскольку это противоречит  статье 30 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Ссылка Овчинникова В.П. на информационное письмо Министерства труда и социального развития РФ № 1465-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ № МЗ-06-25/2339 от 15.03.2002, телетайпограмму Министерства труда и социального развития РФ № 487-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ № МЗ-06-32/802 от 28.01.2002 является несостоятельной, поскольку в указанных документах речь идет о порядке индексации пенсий за выслугу лет, установленных на 01.01.2002 лицам из числа работников летно-испытательного состава.

Правильно были разрешены судом первой инстанции и требования Овчинникова В.П. об индексации назначенной ему пенсии с момента ее назначения (02.11.2006).

Как  было  указано  выше,  пенсия  за  выслугу  лет  Овчинникову В.П.  была  назначена  на  основании  Закона  РФ  от 20.11.1990 № 340-1 «О  государственных  пенсиях в  РФ» и  Положения «О  порядке  назначения  и выплаты  пенсии  за  выслугу  лет  работникам  летно-испытательного  состава».

В  пункте  9  названного  выше  Положения  перечислены  статьи  Закона «О  государственных  пенсиях  в  Российской  Федерации», подлежащие  применению при назначении и выплате пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, в том числе и статья 7 закона «О государственных пенсиях в Российской  Федерации» от 20.11.1990 № 340-1.

Пунктом  «в»  статьи  7  указанного  закона  предусматривалось  увеличение назначенных  пенсий  в связи с ростом заработной платы в стране  четыре раза в год - с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября.

В  этой  же  норме  закона  (ст. 7)  указано, что среднемесячная заработная плата в стране за периоды, указанные в пункте «в» настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября соответствующего года.

Увеличение пенсий, исчисленных по нормам Закона без применения индивидуального коэффициента, производится в сроки, предусмотренные пунктом «в» настоящей статьи, путем индексации в соответствии с ростом среднемесячной заработной платы в стране.

С  01.01.2002 Закон «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 № 340-1 утратил силу в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».  С этого  времени среднемесячная зарплата в стране, учитываемая для увеличения пенсий,  больше  не утверждалась, в  связи с  чем коэффициент индексации для пенсии за выслугу лет до 01.01.2010 не устанавливался.

Вступивший  в  силу    с  1  января  2002  года  Федеральный  закон «О  трудовых  пенсиях  в Российской  Федерации»  не  установил  механизма  индексации  пенсий  за  выслугу  лет  работникам  летно-испытательного  состава.   

Федеральным Законом № 213-Ф3 от 24.07.2009,  вступившим  в  силу  с  01.01.2010,   пункт 3 ст. 31 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» признан утратившим силу.

Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 02.11.2009 №.883 «О некоторых  вопросах  пенсионного  обеспечения  граждан  из  числа  космонавтов  и  работников  летно-испытательного  состава»  Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. № 384 «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава», за исключением пунктов 3 – 5,  признано  утратившим  силу.

В  соответствии со ст. 37 Федерального закона РФ от 24.07.2009 № 213-Ф3, вступившей в силу с 01.01.2010, пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, установленные до 1 января 2010 года в соответствии с пунктом 3 ст. 31 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в  редакции,  действовавшей  до  дня  вступления  в  силу  настоящего  Федерального  закона), подлежат пересмотру путем установления им пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в  редакции  настоящего  Федерального  закона) и трудовой пенсии по старости (трудовой  пенсии  по  инвалидности) в соответствии с Федеральным законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»    (в  редакции  настоящего  Федерального  закона)  и с учетом положений статьи 40 настоящего Федерального закона. При этом, если размер получаемой до 01 января 2010 года пенсии за выслугу лет превышает размер пенсии за выслугу лет, предусмотренный ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в  редакции  настоящего  Федерального закона), за гражданином сохраняется пенсия за выслугу лет в более высоком размере.

На основании статьи 25 Федерального закона РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2009)  пенсии  граждан из  числа  работников  летно-испытательного  состава индексируются при индексации размера социальных  пенсий.

Из материалов дела следует, что Овчинникову В.П. пенсия за выслугу лет определена в сохраненном размере.

Установленного с  01.01.2010  порядка  индексации  пенсий  указанной категории  граждан, как видно из материалов дела, ответчик придерживается.

Доводы  апелляционной жалобы Овчинникова В.П. о  том, что  указанным  решением  ущемляется  конституционное  право    истца  на  социальное  обеспечение, являются  несостоятельными, поскольку    истец  получает  пенсию  за  выслугу  лет,  которая  в  соответствии  с  нормами  Закона  РФ  «О  государственных  пенсиях  в  Российской  Федерации»  и  Положения  о  порядке  назначения    и  выплаты  пенсий  за  выслугу  лет  работникам  летно-испытательного состава, утвержденного  Постановлением  Совета  Министров  РСФСР  от 05.05.1991  №  384,  назначена  ему  в  повышенном  размере  в      связи  с  длительной  профессиональной  деятельностью  в  чрезвычайных  условиях, опасных  для  жизни  и  здоровья. 

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Овчинникова В.П.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 16 марта  2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Овчинникова В*** П***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи