Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 03.04.2012, опубликован на сайте 24.04.2012 под номером 31600, 2-я гражданская, о признании права на назначение досрочной пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Фирулева Л.И.                                                                  Дело-33-879/2012 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 03 апреля 2012 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Камаловой Е.Я.

при секретаре Ульяниной Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 03 февраля 2012 года, по которому постановлено:

 

Иск Гаврилиной И*** Н*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области,   удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области включить Гаврилиной И*** Н*** в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 года по 06.05.1995 года в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца) и назначить ей с учетом указанного периода досрочную трудовую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста с момента обращения к ответчику, то есть с 27.10.2011 года.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Гаврилина И.Н. обратилась в суд с уточненным исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области о признании  права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование иска указала, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Радищевском районе Ульяновской области от 07.11.2011 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста по п.п. 20 п. 1. ст.27 Федерального закона №173 - ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия необходимого медицинского стажа. При этом в специальный стаж не был включен период с 06.10.1992 г. по 06.05.1995 г. - отпуск по уходу за ребенком. Данный отказ ответчика считала незаконным.

Просила  суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области включить ей в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 года по 06.05.1995 года в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца) и назначить ей с учетом указанного периода досрочную трудовую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста с 27.10.2011 года.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как вынесенное с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Жалобу мотивирует тем, что в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет после 06.10.1992года и отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не может быть включен в специальный трудовой стаж, тем более в льготном исчислении. Кроме того, по мнению автора жалобы, истицей не предоставлено достаточных доказательств, подтверждающих наличие необходимого стажа для назначения ей досрочной пенсии по старости, в связи  с  этим срок назначения пенсии может быть установлен судом не ранее, чем с даты вступления решения суда в  законную силу.

 

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о рассмотрении апелляционной жалобы.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, правильно применил материальный закон, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 этой же нормы установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истица имеет среднее специальное образование, специальность медицинской сестры. Обратившись к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, Гаврилина И.Н. получила отказ по причине отсутствия у неё необходимого для назначения пенсии на льготных основаниях специального стажа. По подсчету пенсионного органа специальный стаж истицы составил 22 года 09 месяцев 22 дня, при этом в зачете периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 по 06.05.1995 ей было отказано.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в  учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Указанным Списком предусмотрена должность медицинской сестры (раздел «Наименование должностей), осуществлявшей деятельность, в частности, в больницах всех наименований (п.1 раздела «Наименование учреждений»).

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г., статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации №3543-1 от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.

Как усматривается из трудовой книжки истицы, в период с 30.07.1988 по настоящее время она работает в должности медицинской сестры терапевтического отделения Р***

Отпуск по уходу за ребенком, рожденным 12.07.1992, был предоставлен Гаврилиной И.Н. с 29.09.1992 по 11.02.1994(до 1,5 лет) и с 12.02.1994 до 07.05.1995 (до 3-х лет) в период ее работы медсестрой в терапевтического отделения Радищевской центральной районной больницы. Таким образом, отпуск истицы по уходу за ребенком начался до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» и продолжался после внесения указанных изменений. Период отпуска по уходу за ребенком до 06.10.1992 включен ответчиком истице в специальный стаж.

Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался у истицы 29.09.1992, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 06.10.1992 по 06.05.1995, подлежит включению в специальный стаж работы истицы для назначения досрочной пенсии.

Судебная коллегия находит, что период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребёнком с 06.10.1992 по 06.05.1994 правомерно зачтен судом первой инстанции в ее специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца

Ранее действовавшее законодательство так же предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г № 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

Поскольку период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет, имевшего место до 6 октября 1992 года, включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

При включении указанного периода в специальный стаж истицы, на момент ее обращения в Пенсионный фонд, у нее имелся необходимый для назначения пенсии специальный стаж работы продолжительностью 25 лет в сельской местности. В связи с этим суд первой инстанции обоснованно возложил на Пенсионный фонд обязанность назначить истце пенсию с  момента обращения ее в Пенсионный фонд – с 27.10.2011.

Довод жалобы об отсутствии оснований назначения истице пенсии с момента ее обращения к ответчику не основан на законе.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 03 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Радищевском районе  Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: