Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Досрочное назначение пенсии в связи с работой на лесозаготовках
Документ от 03.04.2012, опубликован на сайте 18.04.2012 под номером 31504, 2-я гражданская, о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Касымова Э.Р.                                                                        Дело-33- 852/2012 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 03 апреля 2012 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Камаловой Е.Я.

при секретаре  Ульяниной Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 26 января 2012 года, по которому постановлено:

 

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области включить в специальный стаж Кирсанова А*** А*** периоды работы в Б*** лесозаготовительном участке с 01.08.1971 по 14.05.1973, с 17.03.1980 по 26.03.1986 в должности лесоруба, обрубщика сучьев (Список № 2).

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области назначить Кирсанову А*** А*** досрочную трудовую пенсию с 5 января 2012 года.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Кирсанова А.А., возражавшего против жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кирсанов А.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии. В обоснование иска указал, что решением пенсионного органа ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда из-за отсутствия необходимого специального стажа. При этом в специальный трудовой стаж не включены периоды его работы в Б*** лесозаготовительном участке с 01.08.1971 по 17.05.1973, с 17.03.1980 по 26.03.1986 в должности лесоруба, обрубщика сучьев, поскольку не представлены документы, подтверждающие льготные условия труда. Просил включить в специальный стаж спорные периоды работы  и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 05.01.2012.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе  Управление Пенсионного фонда в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается досрочно работникам лесозаготовок  при условии наличия специального стажа не менее 12 лет 6 месяцев. При этом  снижение пенсионного возраста (при наличии при этом не менее половины специального стажа)  пропорционально отработанному стажу данной нормой закона не предусмотрено. Кирсанов А.А. не имеет стажа, достаточного для назначения досрочной трудовой пенсии.

Дело рассмотрено в отсутствие Управления Пенсионного фонда в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном заседании Кирсанов А.А. против доводов жалобы возражал, полагая, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со снижением возраста пропорционального отработанному им времени на лесозаготовках.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости ввиду неправильного толкования и применения судом норм материального права.

Из материалов дела следует, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области от 27.09.2011 Кирсанову А.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.7 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»  из-за отсутствия необходимого специального стажа. При этом в специальный стаж истца не включены периоды его работы в Б*** лесозаготовительном участке с 01.08.1971 по 17.05.1973, с 17.03.1980  по 26.03.1986 в должности лесоруба, обрубщика сучьев, поскольку не представлены документы, подтверждающие льготные условия труда.

Факт работы истца на лесозаготовках в  должности «лесоруба» и «обрубщика сучьев»  в спорные периоды подтвержден в ходе  судебного разбирательства, поэтому, по мнению судебной коллегии, суд обоснованно включил их в специальный стаж истца, продолжительность которого составила  7 лет 9 месяцев 26 дней.

Однако, принимая решение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, суд указал, что, поскольку  спорные периоды работы истца имели место до 01.01.1992 года (то есть до введения п. «ж» ст. 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272), Кирсанов А.А. имеет право на назначение пенсии по Списку № 2 со снижением  пенсионного возраста на 3 года.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

В период работы Кирсанова А.А. на лесозаготовках действовал  Закон СССР «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 года, пунктом «б» статьи 9 которого предусматривалось, что на льготных условиях право на пенсию по старости имеют рабочие и служащие, занятые на работах с тяжелыми условиями труда,  по достижении возраста 55 лет (мужчины), отработавшие на работах  с тяжелыми условиями труда не менее 25 лет.

Далее указывалось, что рабочие и служащие, предусмотренные пунктом «б» статьи 9, имеют право на трудовую пенсию по старости на льготных условиях, если не менее половины стажа, необходимого для назначения им этой пенсии, приходится на соответствующие работы, дающие право на пенсию на льготных условиях (независимо от места последней работы).

Перечень рабочих и служащих, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, предусматривался Списком № 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173, в который  были включены «лесорубы» и «обрубщики сучьев» на «лесозаготовках».

В подп. «б» пункта 16 действовавшего в тот период Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного Постановлением Совмина СССР от 04.08.1956 № 1044, воспроизводилось положение закона о государственных пенсиях и указывалось, что на льготных условиях имеют право на пенсию по старости мужчины, занятые на работах с тяжелыми условиями труда (Список № 2), по достижении возраста 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет.

Пунктом 92 того же Положения разъяснялось, что рабочим и служащим на работах с тяжелыми условиями труда пенсии по старости назначаются на льготных условиях, если не менее половины всего стажа, необходимого им для назначения  пенсии по старости (подпункт «б» пункта 16) приходится на эти работы или в общей сложности на эти работы и подземные  работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах.

Анализ указанных нормативных  положений свидетельствует о том, что для назначения досрочной пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда по законодательству, действующему в спорные периоды, необходимым условием являлось достижение мужчиной возраста 55 лет, наличие у него общего стажа 25 лет, из которых специальный стаж должен составлять 12 лет 6 месяцев. Следовательно, при наличии специального стажа 7 лет 9 месяцев 26 дней, истец права на досрочное назначение пенсии по ранее действовавшему законодательству, не приобрел, поскольку не выработал необходимой продолжительности  стаж  на соответствующих видах работ, дававших право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Впоследствии по Закону Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1  «О государственных пенсиях в Российской Федерации» ( п. «ж» ч.1 ст. 12), а затем Федеральному закону Российской Федерации от 17.12.1973 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подп.7 п.1 ст. 27) работы на лесозаготовках были выделены из Списка № 2, в отношении профессий и должностей рабочих, занятых на лесозаготовках, был принят отдельный Список,  утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации  от  24.04.1992 № 273.

При этом для таких лиц (мужчин) сохранялось условие о необходимости выработки специального стажа не менее 12 лет 6 месяцев, положения о возможности пропорционального снижения пенсионного возраста в случае отработки на таких работах половины срока (от 12 лет 6 месяцев), предусмотренное подп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни один из указанных выше законов не содержал.

Следовательно, изменением пенсионного законодательства, на которое сослался в своем решении суд первой инстанции, положение истца не затрагивалось, поскольку продолжительность специального стажа для назначения льготной пенсии для работников лесозаготовок оставалась неизменной.

Применение судом в данном случае положений п.п.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исходя из того обстоятельства, что ранее  выполняемая истцом работа относилась к Списку №2 от 22.08.1956, не может быть признано правильным, так как при досрочном назначении трудовой пенсии по старости по указанной норме действующего законодательства применяется Список № 2 производств, работ, профессий,  должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10. Данные список не содержит раздела «лесозаготовки». Назначение пенсии работникам, занятым на лесозаготовках, регулируется п.п.7 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях», не предусматривающего возможность  уменьшения предусмотренного законом возраста в порядке, установленном п.п.2 ч.1 той же статьи.

При таких обстоятельствах выводы суда о наличии оснований для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года с учетом  его специального стажа 7 лет 9 месяцев 23 дней вместо требуемых 12 лет 6 месяцев, не может быть признан правильным. Решение подлежит отмене в части назначения пенсии Кирсанову А.А., а в иске в данной части надлежит отказать.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 26 января 2012 года отменить в части назначения досрочной трудовой пенсии по старости, постановить по делу в этой части новое решение.

В удовлетворении требований Кирсанов А*** А*** к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области  о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 5 января 2012 года отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи: