Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья
Документ от 03.04.2012, опубликован на сайте 16.04.2012 под номером 31489, 2-я гражданская, об обязании предоставить единовременную соц.выплату на приобретение жилья, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Родионова В.П.                                                  Дело № 33-915/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          03 апреля 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Смышляевой О.В. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Ганеевой И.Р.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Исаковой М*** А*** – Пчеловой И*** В*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 31 января 2012 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Исаковой М*** А*** к Мэрии города Ульяновска о признании незаконным бездействия и отказа Мэрии города Ульяновска в предоставлении помощи в виде единой социальной выплаты на приобретение жилья и возложении обязанности на Министерство труда и социального развития Ульяновской области в предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета как ветерану Великой отечественной войны – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Исаковой М.А. и ее представителя – Пчеловой И.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Исакова М.А. обратилась в суд с иском к Мэрии города Ульяновска о признании незаконными бездействия и отказа в предоставлении помощи как ветерану Великой отечественной войны в виде единовременной социальной выплаты на приобретение жилья; к Министерству труда и социального развития Ульяновской области – об обязании предоставить единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета.

Требования мотивировала тем, что является ветераном Великой Отечественной войны, имеет в собственности 2/6 доли квартиры, расположенной по адресу: г. У***, ул. К***, д. ***, кв. ***, которые перешли к ней в порядке наследования после смерти брата. Указанной квартирой, где решением суда ей выделена комната площадью 8 кв. м, пользоваться не имеет возможности, поскольку сособственник – Ц*** в этом препятствия. В этой связи она вынуждена проживать в квартире по ул. Т*** совместно со своим сыном, являющимся инвалидом. Полагает, что при рассмотрении ее обращения о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилья Мэрией города Ульяновска не было учтено, что в состав ее семьи входит названный сын, с июля 2011 года попасть в собственную квартиру она не может, так как Ц*** установила на дверях в комнаты замки, запрещает пользовать даже теми комнатами, которые переданы в общее пользование.

Ссылаясь на ст. ст. 13, 15 Федерального закона «О ветеранах», считает, что имеет право на обеспечение жильем, поскольку в квартире по адресу: г. У***, ул. К***, д. ***, кв. ***, обеспеченность жилой площадью, с учетом ее незарегистрированного там по месту жительства, но являющегося членом ее семьи сына, составляет менее учетной нормы.

 

Рассмотрев по существу предъявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе представитель Исаковой М.А. – Пчелова И.В. просит решение отменить. Полагает, что суд неправильно истолковал закон, подлежащий применению, в частности ст. ст. 15, 23.2. Федерального закона «О ветеранах», и неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Суд не учел тот факт, что бездействие Мэрии города Ульяновска выразилось не в отказе предоставления единовременной социальной выплаты, а в нежелании оказать помощь ветерану и изучить сложившуюся ситуацию. Мэрия города Ульяновска вместо передачи письма истицы в Министерство труда и социального развития Ульяновской области передала просьбу о помощи в отдел по учету и распределению жилья.

Полагает, что Исакова М.А. является нуждающейся в улучшении жилищных условий в независимости от наличия у нее в собственности квартиры, которой она не может пользоваться, в связи с чем как ветеран Великой Отечественной войны имеет право на получение жилья в пределах общей площади не менее 36 кв.м. В качестве примера сложившейся судебной практики по этому вопросу приводит определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 21.06.2011 г.

 

В суде апелляционной инстанции Исакова М.А. и ее представитель – Пчелова И.В. поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей ответчиков, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам.

В соответствии с ч. 3 указанной статьи жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным данным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном данным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Статьями 17, 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» предусматривается предоставление участникам Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех участников Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Разрешая предъявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска Исаковой М.А. о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья не имеется.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и основания для признания его неправильным отсутствуют.

В соответствии с частями 4-5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 г. № 136 установлена ученая норма площади жилого помещения в размере 12 кв. м на каждого члена семьи.

С 03 сентября 2008 г. Исакова М.А зарегистрирована по месту жительства в трехкомнатной квартире общей площадью 56,87 кв. м, расположенной по адресу: г.У***, ул. К***, д. ***, кв. ***, принадлежащей ей на праве общей долевой собственности (доля в праве 2/6).

Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 02 апреля 2009 г. был определен порядок пользования указанной квартирой: в пользование сособственника – Ц*** передана жилая комната площадью 11,04 кв. м с подсобным помещением площадью 2,72 кв. м; в пользование Исаковой М.А. – комната площадью 8,58 кв. м; в общем пользовании оставлена комната площадью 18,08 кв. м, балкон, кухня, ванная комната, туалет, коридор.

До августа 2008 года Исакова М.А. была зарегистрирована по месту жительства в принадлежавшей ей двухкомнатной квартире площадью 47,48 кв. м по адресу: г. У***, ул. Т***, д***, кв. ***, которую 29 марта 2004 г. она продала своему сыну – И***. В настоящее время в указанной квартире зарегистрирован по месту жительства и проживает второй сын – И***

Оценив наличие у истцы в общей долевой собственности жилого помещения и установленный судебным решением порядок пользования им, суд пришел к правильному выводу о том, что Исакова М.А. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.

Наличие связанных с порядком пользования квартирой споров с сособственниками, на что указывается в жалобе, на правильность принятого решения не влияет.

Ссылка в жалобе на судебные решения по конкретным делам несостоятельна, поскольку судебный прецедент не является источником права.

Судебная коллегия так же соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия Мэрии города Ульяновска, так как все обращения Исаковой М.А. по вопросу оказания содействия в получении жилого помещения были рассмотрены, истице даны ответы.

Кроме того, как правильно указано в решении суда, Исакова М.А. в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» относится к категории лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР (труженица тыла), меры социальной поддержки которых в силу статьи 20 названного Федерального закона определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами Ульяновской области меры социальной поддержки по обеспечению жильем указанной категории ветеранов не предусмотрены. Как следствие, истица не вправе претендовать на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 31 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Исаковой М*** А*** – Пчеловой И*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи