Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в признании права собственности на земельный участок
Документ от 20.03.2012, опубликован на сайте 12.04.2012 под номером 31423, 2-я гражданская, признание права собственности на земельный участок, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Ватрушкина О.А.                                                                        Дело № 33-721/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                              20 марта 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,   

судей Гурьяновой О.В. и  Маслюкова П.А.

при секретаре  Устимовой Т.В. 

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Федотовой Е*** Р*** - Ромаданова С*** В*** на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 19 января 2012 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Федотовой Е*** Р*** к Огуречникову А*** В***, Рогачевой Н*** В*** о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. С*** Б*** Яр!%, ул. К***, ***, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., объяснения  представителя  истицы  Ромаданова С.В., поддержавшего доводы  апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Федотова Е.Р. обратилась в суд с иском к Огуречникову А.В., Рогачевой Н.В. о признании права собственности на земельный участок.

В  обоснование  заявленных  требований  указала, что 06.05.2011г. она заключила с ответчиками договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с.С*** ***, ул. К***, *** Данный земельный участок общей площадью 3000 кв.м ранее принадлежал О*** А.В. на основании свидетельства о праве собственности на землю от 01.10.1992г., а жилой дом с надворными постройками – на  основании записи в похозяйственной  книге № 6 за 2009 год.

***г. О*** А.В. умерла. Наследниками после смерти О*** А.В. являются ее дети Огуречников А.В. и Рогачева Н.В., которые фактически приняли наследство после смерти матери. Являясь собственниками вышеназванного земельного участка и жилого дома в  порядке наследования,    ответчики распорядились указанным имуществом, продав его ей (истице) по договору купли-продажи. Она передала ответчикам денежные средства по договору в полном объеме. Поскольку наследники не оформили надлежащим образом принадлежащее им имущество, в настоящее время она не имеет возможности переоформить земельный участок на свое имя. Ответчики отказываются оформлять земельный участок, считают, что этим должна заниматься она.

Просила признать за ней право собственности на земельный участок, площадью 3000 кв.м, расположенный по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район,     с. С*** ***, ул. К***, ***.

Рассмотрев требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Федотовой Е.Р. - Ромаданов С.В., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, как незаконное и необоснованное. Полагает, что  суд  безосновательно   отказал  в  удовлетворении  иска, поскольку  ответчики  по  делу   признали  исковые  требования  Федотовой  Е.Р.  в  полном  объеме. При  этом суд,  в нарушении  требований  ст. 173  ГПК РФ, не  указал  в решении  почему   не  принимает   признание  иска  ответчиками. Считает, что признание за Федотовой Е.Р. права собственности на   спорный земельный участок  никоим  образом  не  нарушит права   и законные интересы  других лиц.  Суд не  учел, что  свидетельство   о  праве  на  наследство   на  дом  и земельный  участок ответчиками  не  получено в  связи с тем, что  необходимо  оформлять   кадастровые паспорта  на  дом  и  земельный  участок,   а  это  связано с  определенными материальными затратами. При  этом  их  право  на  наследственное  имущество никем не  оспаривается.  Не  согласен он и с выводом  суда  о том, что  заключение предварительного договора не может повлечь перехода права собственности, а  лишь   порождает у сторон право и обязанность заключить основной договор. При этом указывает, что заключая предварительный договор купли-продажи 06.05.2011г.,  волеизъявление сторон было направлено именно на совершение сделки купли-продажи имущества, а ни на что другое. Предварительным  договор  был  назван   из-за  того, что  право  собственности  на  землю  и на  дом надлежащим  образом  оформлено не  было. От  заключения  основного  договора   ответчики отказываются,  что  подтверждается  материалами дела.

Проверив материалы дела,  обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Статьей 429 ГК РФ предусмотрена возможность заключения между сторонами предварительного договора, по которому стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.

В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445 ГК РФ).

Как усматривается из материалов дела, ***. умерла О*** А.В. После её смерти осталось наследственное имущество, состоящее из жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: с. С*** Б***, ул. К***, д.***  и  денежных вкладов с причитающимися процентами.

14.03.2008г. Рогачевой Н.В. и Огуречникову А.В., являющихся детьми О*** А.В., нотариусом было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежные вклады. На  жилой дом и земельный участок свидетельство о праве на наследство по закону ответчикам не выдавалось.

06.05.2011г. между Федотовой Е.Р. (покупателем) и Рогачевой Н.В., Огуречниковым А.В. (продавцами) был заключен предварительный договор купли-продажи  земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. С*** ***, ул. К***, ***.

Из договора следует, что указанные жилой дом и земельный участок принадлежат   продавцам на основании открытого наследственного дела после смерти матери О*** А.В. Факт принадлежности земельного участка О*** А.В. подтверждается свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного 01.10.1992 г.  Главой администрации Белоярского сельского совета Чердаклинского района Ульяновской области, а жилого дома -  на основании справки № 845 от 20.08.2009г., выданной специалистом муниципального образования «Белоярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области.

Из п. п.3,4 договора следует, что стороны договорились о стоимости указанного имущества в размере 600 000 руб., расчет между сторонами произведен в полном объеме согласно передаточному акту от 06.05.2011г.

По соглашению сторон  договор купли-продажи в окончательной форме будет заключен в срок до 10.05.2012 года.

В  силу  п.4  ст. 445  ГК  РФ   если сторона, для  которой   в  соответствии с настоящим  Кодексом  или иными законами  заключение договора  обязательно, уклоняется от  его  заключения, другая  сторона   вправе обратиться в суд с требованием   о  понуждении  заключить   договор.

В данном  случае  истица  обратилась  в  суд  с  иском  к  ответчикам  не  о  понуждении   к  заключению  договора, а   о  признании  за ней  права  собственности  на  земельный  участок.

Пунктом 2 статьи 8 ГК РФ определено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него.

В частности, в силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи (в том числе и земельные участки), ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Как следует из содержания ст.ст. 209, 223 ГПК РФ, право собственности, а соответственно, и право распоряжения имуществом в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, возникает у приобретателя вещи по договору с момента такой регистрации.

По смыслу  указанных  норм собственник вправе производить отчуждение только принадлежащего ему имущества. Данное правило действует также применительно к заключению предварительного договора по отчуждению имущества.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что на момент заключения  предварительного договора купли-продажи жилого дома и земельного участка у  ответчиков Рогачевой Н.В. и Огуречникова А.В. отсутствовали надлежащим  образом   оформленные  документы  на  данное  недвижимое  имущество. Право  собственности  указанных  лиц  на данное  имущество   в  Росреестре   не  зарегистрировано.

При таких обстоятельствах,  суд пришел к правильному выводу, что само по себе заключение истцом Федотовой Е.Р. предварительного договора купли-продажи жилого дома и земельного участка,  не является основанием для признания за ней права собственности на данное имущество.

Доводы, приведенные представителем истицы в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

Доводы  жалобы  о  том,  что 06.05.2011г.  между  сторонами  был заключен  не  предварительный  договор, а   договор купли-продажи земельного участка и жилого дома, который  между  сторонами  фактически   исполнен, не  могут  быть  приняты  во  внимание, поскольку  при  указанных  выше  обстоятельствах  они не  порождают   признание  права   за  истицей  на  спорное  имущество.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом были исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 19 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Федотовой Е*** Р*** - Ромаданова С*** В*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий    

 

Судьи