Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О перерасчете ежегодной выплаты в возмещение вреда здоровью
Документ от 20.03.2012, опубликован на сайте 30.03.2012 под номером 31334, 2-я гражданская, О перерасчете ежегодной денежной компенсации за вред здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Поспелова Г.Н.                                                                    Дело-33-722/2012 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 20 марта 2012 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Камаловой Е.Я. и  Трифоновой Т.П.,

при секретаре Ульяниной Э.С.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Прибылова П*** С*** на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 17 января 2012 года, по которому постановлено:

 

Отказать Прибылову П*** С***  в удовлетворении требований об индексации ежегодной денежной компенсации за вред здоровью, выплаченной в 2010 году и 2011 году, установлении размера ежегодной денежной компенсации не ниже размера, выплаченного в 2009 году с ежегодной последующей индексацией в соответствии с ростом уровня инфляции бессрочно.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., заключение прокурора Балашовой Н.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прибылов П.С. обратился в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Вешкаймскому району о перерасчёте ежегодной денежной компенсации за вред здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы.

В обоснование исковых требований указал, что он является инвалидом *** группы, заболевание связано с аварией на Чернобыльской АЭС. Ежегодно ему выплачивается компенсация за вред здоровью, но по непонятной ему причине размер выплаченной компенсации в 2010 и 2011 годах в три раза меньше, чем в 2009 году. Если в 2009 году размер компенсации составлял 2 166 рублей 61 копеек, то в 2010 году составил всего 789 рублей 70 копеек, в 2011 году – 841 рубль 03 копейки. Просил проиндексировать ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью, выплаченную в 2010 году и 2011 году, и установить размер ежегодной денежной компенсации не ниже размера выплаты, произведенной в 2009 году, с ежегодной последующей индексацией в соответствии с ростом уровня инфляции.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Прибылов П.С. находит решение суда подлежащим отмене.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. При этом указывает, что снижение за последние два года размера денежной компенсации вреда здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС является явным нарушением его прав и повлекло ухудшение состояния его здоровья и материального положения. Просит дать оценку деятельности ответчика по снижению  размера выплаченной денежной компенсации в 2010-2011 годах.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Вешкаймскому району просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Истец Прибылов П.С., представитель ответчика  Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Вешкаймскому району, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились. Судебная коллегия, с учетом мнения участников процесса, определила рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  Прибылова П.С., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется. 

Судом установлено, что Прибылов П.С.является инвалидом *** группы в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС  бессрочно.

Решением  Вешкаймского районного суда Ульяновской области от 02 апреля 2007 года  с УДСЗН Ульяновской области по Вешкаймскому району в пользу истца  взыскана  ежегодная компенсация за вред здоровью  за период с 2000 года по 2007 год включительно с индексацией в сумме 7 895 рублей 63 копейки. Решение суда вступило в законную силу.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, -конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В Постановлении от 1 декабря 1997 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой  сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Выплаты ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены частью 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ).

Из части 3 статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) следует, что размеры выплат гражданам, установленных настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Ранее положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежегодной компенсации  за вред здоровью  был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей.

При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей.

Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми инвалидам *** группы гарантируется ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 400 рублей.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11 -П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»(в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных Законов от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев» (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежегодной компенсации на оздоровление в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 847, от 7 мая 2005 года № 292, от 25 апреля 2006 года № 246 и от 21 марта 2007 года № 171 утверждены Правила индексации в 2004,2005,2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При этом то обстоятельство,  что ежегодная денежная компенсация за вред здоровью, наравне с  ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входит в объем возмещения вреда, причиненного вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью  и ежегодной  компенсации за вред здоровью не может быть различен.

Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а  впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежегодная компенсация за вред здоровью индексируется путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, в соответствии с постановлением Правительства РФ №1024 от 16  декабря 2009 года «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам,  подвергшимся  воздействию радиации вследствие  катастрофы на Чернобыльской АЭС  и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (789,70 рублей) и постановлением Правительства РФ №1079 от 21  декабря 2010 года «Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам,  подвергшимся  воздействию радиации вследствие  катастрофы на Чернобыльской АЭС  и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (841,30 рублей).

Из дела следует, что размер выплаченной истцу ежегодной  компенсации за вред здоровью в 2010 году составил 789,70 рублей, в 2011 году – 841,03 рубля (л.д.7).

С учетом  вышеизложенного, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что законодателем на момент обращения истца Прибылова П.С. с настоящим иском установлен порядок индексации указанных сумм и их размер, который соответствует размеру получаемых истцом выплат ежегодной компенсации за вред здоровью.

Ссылка  истца на ранее вынесенное решение суда от  02 апреля 2007 года  не может служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, поскольку в нем определялись конкретные суммы, подлежащие выплате, и взыскивалась задолженность в связи с их несвоевременной выплатой, однако не устанавливался порядок индексации.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Майнского районного суда Ульяновской области от 17 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Прибылова П*** С*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: