Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Осуждение лица за совершение ряда преступлений (разбои и грабёж) признано законным и обоснованным
Документ от 14.03.2012, опубликован на сайте 17.04.2012 под номером 31292, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 162 ч.2; ст. 162 ч.1; ст. 161 ч.2 п.г, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Р***                                                                       Дело №22-694/2012 г.

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                           14 марта 2012 года

 

Судебная   коллегия   по   уголовным   делам  Ульяновского  областного суда   в составе:

председательствующего судьи Бескембирова К.К.,

судей  Львова Г.В., Копилова А.А.,

при секретаре Гайнулине Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 марта 2012 года кассационную   жалобу адвоката Т*** Г.В. в интересах осужденного Ферафонтова О.В. на приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области от 26 января 2012 года, которым

ФЕРАФОНТОВ  О***  В***,

***

осужден:   по п. “г” ч.2 ст.161 УК РФ (в редакции ФЗ РФ №26 от 07.03.2011г.) к 3 годам лишения свободы; по ч.1 ст.162 УК РФ (в редакции ФЗ РФ №26 от 07.03.2011г.)  к 2 годам 6 месяцам лишения свободы; по  ч.2 ст.162 УК РФ (в редакции ФЗ РФ №26 от 07.03.2011г.) к 4 годам лишения свободы. На основании ч.3 ст.69 УК РФ, по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 5 лет 6 месяцем лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Срок отбытия наказания постановлено исчислять с 17 сентября 2011 года.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

Этим же приговором постановлено взыскать с Ферафонтова О.В. процессуальные издержки за оплату труда адвоката в сумме *** рублей *** копеек.   

 

Заслушав доклад судьи Львова Г.В., выступления адвоката Никишиной С.А.,  прокурора Новикова А.В.,  судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Ферафонтов осуждён за открытое хищение имущества В*** на общую сумму *** рублей  с применением к нему насилия, не опасного для жизни и здоровья, совершенное *** августа 2011 года.

Он же осужден за нападение на К*** в целях хищения её имущества, с применением к ней насилия, опасного для жизни и здоровья, совершенное *** сентября 2011 года.

Он же осужден за нападение на М*** в целях хищения его имущества, с применением к нему насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия, совершенное *** сентября 2011 года.

Преступления совершены в г.Д*** У*** области при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

 

В кассационной жалобе адвокат Т*** Г.В. оспаривает законность и обоснованность приговора, постановленного в отношении Ферафонтова. Полагает, что суд дал ненадлежащую оценку  противоречиям в показаниях потерпевшего В*** в части нанесения ему ударов Ферафонтовым, что повлияло на обоснованность осуждения Ферафонтова по данному эпизоду. Считает необоснованным осуждение Ферафонтова по эпизоду в отношении потерпевшей К***, поскольку последняя в судебном заседании показала об оговоре осужденного в ходе предварительного следствия в части высказанных в её адрес угроз и применения к ней насилия в виде удушения. Обращает внимание на показания свидетеля Ф*** и М*** о том, что Ферафонтов не угрожал и не душил К***, а телефон потерпевшей находился в квартире после того, как оттуда ушел Ферафонтов. Ставит под сомнение возможность использования в качестве допустимого доказательства показания свидетеля Л***, ссылаясь на то, что последний не смог вспомнить обстоятельства своего участия в качестве понятого по данному делу, а на момент судебного разбирательства работал сотрудником полиции.  По его мнению, доказательств виновности осужденного Ферафонтова в хищении имущества у потерпевшего М*** в суде представлено не было. Сам М*** показал, что не видел, кто у него отобрал деньги. Свидетель М*** показал, что очевидцем данного преступления не был и показаний в ходе предварительного следствия не давал. Просит приговор в отношении Ферафонтова отменить и прекратить в отношении него уголовное преследование. 

Кассационное представление, поданное государственным обвинителем Валиулиным А.Т., отозвано в соответствии  с ч.3 ст.359 УПК РФ.

 

В судебном заседании кассационной инстанции:

- адвокат Н*** С.А. поддержала доводы кассационной жалобы адвоката Т*** Г.В., поданные в защиту интересов осужденного Ферафонтова, и изложила своё мнение о несоответствии   выводов суда о виновности осужденного в инкриминируемых ему преступлениях фактическим обстоятельствам дела. Считала, что суд дал ненадлежащую оценку исследованным доказательствам;

- прокурор Новиков А.В. считал доводы, изложенные в кассационной жалобе и в выступлении адвоката Н*** С.А., необоснованными, поскольку виновность осужденного Ферафонтова в совершенных преступлениях подтверждена совокупностью исследованных доказательств. Доводы жалобы об оказании непроцессуального воздействия на потерпевших и свидетелей в ходе предварительного следствия со стороны сотрудников полиции считал надуманными. Квалификацию действий Ферафонтова считал правильной, а назначенное ему наказание справедливым. Просил приговор суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит приговор суда законным, обоснованным и справедливым.

 

Обстоятельства преступлений, совершенных осужденным Ферафонтовым,  установлены на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, подробно изложенных в приговоре суда.

Вывод суда о виновности Ферафонтова в открытом хищении сотового телефона и кольца-печатки у В***  с применением к нему насилия, не опасного для жизни и здоровья, соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, подробно изложенных в приговоре.

Утверждения Ферафонтова о том, что он не бил потерпевшего В***, а принадлежащие потерпевшему вещи забрал, чтобы в последующем вернуть их В***, были предметом тщательной проверки суда первой инстанции и обоснованно судом отвергнуты как несостоятельные, опровергнутые совокупностью исследованных доказательств.

Доводы кассационной жалобы адвоката Т*** о ненадлежащей оценке показаний потерпевшего В*** в части нанесения ему ударов Ферафонтовым, судебная коллегия находит необоснованными.

В основу обвинительного приговора положены показания потерпевшего В***, свидетеля Ф***, данные ими в ходе предварительного следствия, а также признательные показания самого Ферафонтова, из содержания которых следует, что в ходе совместного распития спиртных напитков Ферафонтов нанес В*** не менее 3 ударов кулаком по лицу, а затем  забрал из кармана одежды В*** сотовый телефон и снял с пальца руки В*** кольцо-печатку.

Кроме того, из признательных показаний Ферафонтова следует, что умысел на хищение указанных вещей потерпевшего у него возник после того, как он увидел сотовый телефон в руках В*** и кольцо-печатку на пальце руки потерпевшего.

Потерпевший В*** также последовательно показывал в ходе предварительного следствия о том, что Ферафонтов неожиданно напал на него и стал избивать, нанося удары руками и ногами по телу, а затем стал осматривать содержимое карманов его одежды. Испытывая сильную боль после применения физического насилия, он не смог оказать сопротивление Ферафонтову, когда последний забрал из кармана его одежды сотовый телефон и снял с пальца его руки кольцо-печатку. После этого он решил убежать от Ферафонтова, но последний догнал его  и ударил ногой, отчего он упал на землю.  Увидев, что в их сторону едет автомобиль сотрудников полиции, Ферафонтов убежал.  

В судебном заседании В***, хотя и утверждал о его избиении неустановленными лицами, однако показал, что именно Ферафонтов достал из кармана его брюк сотовый телефон, а затем стал снимать с его пальца кольцо-печатку. В ответ на его сопротивление данным действиям Ферофонтова, последний нанес не менее 3 ударов кулаком по его лицу, отчего он потерял сознание.

Давая оценку показаниям В***, суд обоснованно признал достоверными его показания данные в ходе предварительного следствия, поскольку они согласуются с признательными показаниями самого Ферафонтова и подтверждаются показаниями свидетеля Филатова.

Анализ и оценка показаний подсудимого в судебном заседании в приговоре приведены в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

С учетом оценки совокупности исследованных доказательств, суд обоснованно признал версию, выдвинутую подсудимым Ферафонтовым в суде,  как способ защиты от предъявленного ему обвинения.

Таким образом, на основании указанных выше, а также других приведенных в приговоре доказательств, суд обоснованно пришел к выводу о виновности осужденного Ферафонтова в совершении данного преступления и правильно квалифицировал его действия по  п.“г” ч.2 ст.161 УК РФ.

 

Вывод суда о виновности Ферафонтова в совершении разбойного нападения на потерпевшую К*** соответствует фактическим обстоятельствам дела, которые, вопреки доводам кассационной жалобы, установлены судом правильно.

Все доводы Ферафонтова, приведенные им в  свою защиту, были предметом тщательной проверки в суде первой инстанции и обоснованно судом отвергнуты, признаны несостоятельными.

В частности, выдвинутая Ферафонтовым версия о том, что он не имел намерений на хищение сотового телефона потерпевшей, не угрожал ей убийством и не применял в отношении неё какого-либо насилия, опровергается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, которым судом дана надлежащая оценка.

Изложенные адвокатом в кассационной жалобе сомнения в части  достоверности показаний потерпевшей К*** в ходе предварительного следствия,  судебная коллегия находит необоснованными.

В основу обвинительного приговора положены показания потерпевшей К***, данные в ходе предварительного следствия, из содержания которых следует,  что в ходе ссоры с Ферафонтовым последний вырвал из её руки сотовый телефон, сказав, что забирает его в счет компенсации за разбитую раковину в квартире М*** и вернет его после того, как она оплатит стоимость раковины. На её требования вернуть ей телефон, Ферафонтов схватил руками её шею и стал душить, высказывая при этом угрозу убийством и заявляя, что телефон ей он не отдаст. Данную угрозу она восприняла реально. Опасаясь за свою жизнь, поскольку Ферафонтов со значительной силой сжимал руками её горло и ей было трудно дышать, она смогла  убрать руки Ферафонтова со своей шеи. После этого Ферафонтов нанес удар рукой по затылочной части её головы и вытолкнул её из квартиры.

Из положений ч.2 ст.17 УПК РФ следует, что все доказательства имеют одинаковую юридическую силу, а поэтому суд обоснованно положил в основу обвинительного приговора первоначальные показания потерпевшей К***, данные в ходе предварительного следствия.

Поскольку в судебном заседании К*** изменила свои показания, утверждая, что Ферафонтов отобрав у неё телефон, только один раз ударил рукой по голове, суд принял меры к выяснению причин указанных противоречий в её показаниях.

Суд обоснованно пришел к выводу, что изменение показаний потерпевшей К*** связано с её желанием помочь ранее знакомому Ферафонтову избежать ответственности за содеянное, поскольку первоначальные показания К*** согласуются с явкой с повинной и признательными показаниями самого Ферафонтова, данными им в ходе предварительного следствия при допросе в качестве подозреваемого.

Так, из содержания указанных показаний Ферафонтова следует, что в ходе ссоры с К*** он увидел в её руке сотовый телефон. Решив похитить данный телефон, он вырвал его из руки К***. В ответ на требования К*** вернуть ей телефон, он вытолкнул её из квартиры. Всех своих действий в отношении К*** не помнит, так как находился в сильной степени алкогольного опьянения.

Анализ и оценка показаний Ферафонтова и К*** в приговоре приведены в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Оснований не согласиться с мотивированными суждениями суда в части оценки  их показаний не имеется, поскольку каких-либо оснований для оговора осужденного Ферафонтова  у К*** не установлено. Первоначальные показания потерпевшей К*** носят не общий, а детализированный характер и согласуются по всем существенным обстоятельствам совершенного преступления с другими исследованными в суде доказательствами, в том числе с показаниями свидетелей П***, М***, Л***.

Кроме того, как следует из протокола судебного заседания, судом были исследованы показания свидетелей Ф*** и М***, данные в ходе предварительного следствия, в которых каждый из них показал, что был очевидцем того, как Ферафонтов вырвал из рук К*** сотовый телефон. В ответ на требования К*** вернуть ей телефон, Ферафонтов стал душить К***, обхватив руками шею потерпевшей, говоря, что телефон не отдаст, пока она не принесет деньги за раковину, которую она ранее разбила в квартире М***. После того, как К*** вырвалась от Ферафонтова, последний нанес удар рукой по голове потерпевшей. Кроме того, из показаний М*** следует, что Ферафонтов высказывал угрозу убить К***, когда душил её руками.

При этом, М*** подтвердил в судебном заседании, что не просил Ферафонтова требовать у К*** деньги за разбитую раковину.

Поскольку указанные показания свидетелей М*** и Ф*** согласуются с первоначальными показаниями К***, суд обоснованно признал недостоверными показания в суде данных свидетелей, в которых они утверждали, что Ферафонтов не выхватывал из рук К*** сотовый телефон, не бил, не душил её и не высказывал в её адрес каких-либо угроз.

Не могут быть признаны обоснованными и доводы кассационной жалобы о необходимости исключения из числа допустимых доказательств показаний свидетеля Л***. В судебном заседании данный свидетель подтвердил, что принимал участие в качестве понятого при личном досмотре Ферафонтова, в ходе которого у него был изъят сотовый телефон. При этом, Л*** пояснил, что работает *** в полиции с ноября 2011 года и на момент его участия в качестве *** по данному делу нигде не работал. 

Таким образом,  дав надлежащую оценку исследованным доказательствам, суд  правильно установил, что в ходе нападения на потерпевшую К*** осужденный Ферафонтов в целях подавления её воли к сопротивлению применил к потерпевшей насилие, которое являлось опасным для жизни и здоровья ввиду характера, способа его применения (удушения).

Именно в результате этого воля потерпевшей была сломлена и Ферафонтов смог завладеть чужим имуществом.

С учетом изложенного, указанные действия Ферафонтова правильно квалифицированы  по ч.1 ст.162 УК РФ.

 

Что касается доводов кассационной жалобы адвоката Т*** Г.В.. об отсутствии доказательств виновности Ферафонтова  в хищении имущества у М***, то судебная коллегия находит их необоснованными.

Аналогичные утверждения осужденного в судебном заседании были предметом тщательной проверки и признаны несостоятельными, опровергнутыми исследованными в суде доказательствами, в том числе показаниями потерпевшего М*** и свидетеля К***.

Так, из содержания показаний М*** следует, что он находился возле дома по месту жительства М***, где ранее незнакомый ему Ферафонтов  и М*** разговаривали между собой на повышенных тонах. Он обратился к Ферафонтову, но последний потребовал, чтобы он не лез к ним в разговор. Через некоторое время после этого Ферафонтов неожиданно  напал на него и стал наносить удары руками по различным частям тела, в том числе в область лица и головы, а затем стал проверять содержимое карманов куртки, надетой на нем. В ответ на его сопротивление и  требование о прекращении указанных действий Ферафонтов нанес удар доской по его голове, отчего он потерял сознание. Очнувшись, он обнаружил, что с него снята куртка и из неё пропали деньги.

Свидетель К*** подтвердила в судебном заседании, что вышла из дома на улицу на шум и увидела, как Ферафонтов наносит удары ногами по телу М***, который лежал на земле. При этом, находившийся рядом М*** просил Ферафонтова прекратить указанные действия. После этого Ферафонтов наклонился над М*** и стал проверять содержимое карманов куртки, надетой на М***. М*** стал оказывать сопротивление Ферафонтову. Тогда Ферафонтов взял из находившейся рядом кучи доску и нанес ею удар по голове М***, после которого М*** перестал двигаться. Ферафонтов снял с М*** куртку и что-то достал из кармана куртки, а затем бросил куртку на землю и ушел.

Суд обоснованно положил в основу обвинительного приговора показания потерпевшего М*** и свидетеля К***, поскольку они являются последовательными, согласуются с показаниями свидетеля М***, данными им в ходе предварительного следствия,  и подтверждаются протоколом осмотра места происшествия.      

Судом были исследованы все представленные сторонами доказательства, в том числе и показания свидетеля М*** в суде, которые суд расценил как недостоверные, опровергнутые совокупностью других доказательств.

Таким образом, дав надлежащую оценку совокупности исследованных доказательств, суд правильно установил, что *** сентября 2011 года Ферафонтов с целью хищения чужого имущества напал на потерпевшего М***, применив к нему насилие, опасное для жизни и здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия.

О том, что насилие, примененное к М*** в целях завладения его имуществом,  являлось опасным для жизни и здоровья, свидетельствует характер, способ его применения, а именно: нанесение удара деревянной доской, обладающей большой поражающей способностью, в жизненно-важный орган – голову потерпевшего. Об этом свидетельствуют и показания М***, свидетелей К***, М***, согласно которым М*** потерял сознание после нанесения ему указанного удара по голове.   

С учетом установленных судом обстоятельств, совершенных Ферафонтовым в отношении потерпевшего М***,  суд правильно квалифицировал его действия по   ч.2 ст.162 УК РФ.

 

Судебное разбирательство по делу проведено в установленном законом порядке, при соблюдении принципа состязательности сторон. Представленные доказательства исследованы судом по инициативе сторон.

Данных о том, что предварительное следствие и судебное разбирательство по делу  проведены с явным обвинительным уклоном, были сопряжены с нарушением процессуальных прав осужденного, в материалах дела не имеется. Все  ходатайства, заявленные сторонами, судом разрешены в установленном законом порядке.

Обвинительный приговор соответствует требованиям ст.ст.303, 304, 307 - 309 УПК РФ. В нем указаны обстоятельства, установленные судом, проанализированы доказательства, обосновывающие вывод суда о виновности осужденного в содеянном, и мотивированы выводы относительно  квалификации совершенных им преступлений.

 

Наказание осужденному Ферафонтову назначено в соответствии с требованиями ст.60 УК РФ, с учетом установленных судом первой инстанции обстоятельств, смягчающих наказание, и влияющих на назначение наказания.

Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену  приговора, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь ст.377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области от 26 января 2012 года в отношении Ферафонтова О*** В*** оставить без изменения, а кассационную жалобу  - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: