Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Приговор суда по ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ признан законным, обоснованным
Документ от 29.02.2012, опубликован на сайте 27.03.2012 под номером 31105, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 30 ч.3, ст. 228.1 ч.2 п.б, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья ***.                                                         Дело № 22 – 523/2012 г.

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    29 февраля 2012 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Терентьевой Н.А.,

судей Кабанова В.А. и  Геруса М.П.,

при секретаре Гайнулине Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 29 февраля 2012 года кассационную  жалобу адвоката Ахметзянова А.Р. в интересах осужденного Степанова А.О. на приговор Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 18 января 2012 года, которым                                                              

 

СТЕПАНОВ А*** О***, ***, несудимый,

 

осужден по ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу изменена на заключение под стражу.

Срок отбытия  наказания  Степанову А.О. постановлено исчислять с 18 января 2012 года.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.    

Заслушав доклад судьи Кабанова В.А., выступления адвоката Ахметзянова А.Р., прокурора Лобачевой А.В., судебная  коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Приговором суда Степанов А.О. признан виновным в покушении на незаконный сбыт психотропных веществ (*** массой 0,492г. и 0,602г.)  в крупном размере.

 

Преступление им было  совершено ****** и *** *** года в г.*** при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

 

В кассационной жалобе адвокат Ахметзянов А.Р. не соглашается с приговором и  считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. При этом указывает, что судом не были учтены обстоятельства, которые могли существенно повлиять на его выводы, что привело к вынесению обвинительного приговора, при этом выводы, изложенные в нем, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Считает, что приговор  основан на показаниях свидетелей, заинтересованных в  исходе дела, каковыми являются сотрудники  госнаркоконтроля О*** Ш.А. и Ф*** А.А., и которыми  факт передачи психотропного вещества зафиксирован не был, а свидетель Ф*** К.А., будучи  фактически стажером УФСКН, принимал участие в оперативно-розыскных мероприятиях в качестве понятого. Судом не были учтены показания свидетеля О*** А.С. в судебном заседании, согласно которым он уговорил Степанова А.О. помочь ему в приобретении *** у их общего знакомого, так как сам должен был  последнему  деньги. 08 декабря 2010 года О*** А.С. психотропное вещество не приобретал, денежные средства, выданные ему на проведение проверочной закупки, присвоил, а оперативным сотрудникам выдал ***, который  находился  в его автомобиле. Данные показания подтверждаются детализацией телефонных переговоров, аудиозаписями и показаниями Степанова А.О. Вместе с тем судом необоснованно взяты за основу показания О*** А.С.  в ходе предварительного следствия. В ходе задержания у Степанова А.О. ничего запрещенного обнаружено не было, по месту работы и жительства обыски не проводились.  Считает, что судом был нарушен принцип презумпции невиновности, предусмотренный Конституцией РФ и ст.14 УПК РФ, а приговор основан на предположениях. Просит приговор суда отменить, дело направить на новое судебное разбирательство.  

 

Принесенное по делу кассационное представление государственного обвинителя  отозвано в соответствии с частью 3 статьи 359 УПК РФ.

 

В суде кассационной инстанции:

- адвокат Ахметзянов А.Р. поддержал доводы кассационной жалобы, указав также на  противоречивость в оценке показаний свидетеля  О*** А.С. и нарушения судом статьи 278 УПК РФ при его допросе, недоказанность эпизода сбыта  от 08.12.2010г., неверную квалификацию действий осужденного по эпизоду от 28.11.2010г., ненадлежащую мотивацию судом  оснований для изменения категории преступления;

- прокурор Лобачева А.В. обосновала  несостоятельность всех доводов и  просила приговор суда  оставить без изменения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнения вышеуказанных лиц, судебная коллегия находит приговор суда законным, обоснованным и справедливым.

Вопреки доводам жалобы, вывод суда о виновности осужденного Степанова А.О. в совершении преступления соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, подробно изложенных в приговоре, и которым суд дал надлежащую и правильную оценку.

При этом обстоятельства совершенного осужденным преступления судом установлены правильно.

Так,  сам  осужденный  Степанов А.О. не отрицал свою причастность   к  сбыту  О*** А.С. психотропного вещества 28.11.2010г., однако считал, что  он был лишь посредником в  приобретении,  а также не отрицал тот факт, что 08.12.2010г. встречался с О*** А.С., находился в его автомобиле, однако ничего ему  не передавал.

Вместе с тем, не смотря на занятую осужденным позицию, его  вина подтверждалась  показаниями свидетеля  О*** А.С., О*** Ш.А., Ф*** К.А., документами оперативно-розыскной деятельности, выводами судебных экспертиз,  а также  другими  доказательствами.

Доводы  о невиновности  Степанова А.О. тщательно проверялись судом и обоснованно признаны несостоятельными, а показания осужденного о непричастности к  сбыту *** правильно оценены судом с критической стороны, как способ защиты от предъявленного обвинения.

Так, из показаний свидетеля О*** А.С., данных им в ходе предварительного следствия и признанных судом достоверными следует, что 28.11.2010 года и 08.12.2010 года он участвовал в проведении  проверочных закупок *** у Степанова А.О. Перед проведением данных действий и в присутствии понятых был проведен его личный досмотр, вручены деньги и цифровой диктофон, что фиксировались протоколами. 08.12.2010 г., перед проверочной закупкой, был досмотрен также его автомобиль. 28.11.2010 г. около 13 часов 30 минут встретился с ним на территории автобазы «***», где передал деньги, полученные от сотрудников госнаркоконтроля, а Степанов А.О. передал сверток из полимера. 08.12.2010 г. на встречу со Степановым А.О. он поехал на своем автомобиле ***.  Осужденный сел к нему в автомобиль,  позже  подъезжая к дому *** по ул. *** он передал  ему деньги, а  последний отдал  сверток из полимера с ***.  После этого довез Степанова А.О. до  дома *** по ул. *** где  осужденный вышел из автомобиля,  а он проехал к железнодорожному вокзалу, где его ожидали сотрудники госнаркоконтроля. Каждый раз полученное от Степанова А.О. вещество, а также цифровой диктофон он  выдавал в присутствии понятых.

Аналогичные показания  дали   свидетели О*** Ш.А. и Ф*** А.А., сотрудники УФСКН,  также  подтвердившие факты проведения  проверочных закупок О*** А.С. у Степанова А.О.  28.11.2010г. и 08.12.2010г., а также тот факт, что О*** А.С.  каждый раз выдавал  вещество, приобретенное   в ходе закупок, о  чем были составлены соответствующие протоколы.

Оснований не доверять вышеуказанным показаниям свидетелей у суда не имелось, поскольку они последовательны, согласуются не только между собой, но и с другими доказательствами по делу.

Достоверность  этих показаний также подтверждается  документами о производстве проверочных закупок, которые в соответствии с требованиями ФЗ РФ  «Об оперативно – розыскной деятельности» проводились на основании постановлений, утвержденных руководителем  органа, осуществляющего  оперативно – розыскную деятельность.

Так, согласно  протоколам  личного  досмотра О***  А.С. 28.112010г. и  08.12. 2010г.  перед проведением проверочных  закупок при нем не имелось  психотропных веществ.

Из протоколов осмотра и вручения денежных средств и технического средства видно, что  в вышеуказанные дни О*** А.С. каждый раз вручались  денежные средства в размере 1800  рублей, а также  цифровой диктофон, на котором отсутствовали файлы с записью.

Из протоколов  приема и осмотра выданного  вещества в данные дни следует, что  О*** А.С. выдал вещество, приобретенное им  в ходе проверочных закупок у Степанова А.О.

Из показаний свидетеля Ф*** К.А. следует, что он был понятым при проведении вышеуказанных действий, и  что  они проводились в  присутствии его и другого понятого.

Факт того, что Степанов А.О. занимался незаконным оборотом психотропных веществ, подтверждается  заключениями экспертов, согласно которым вещество, выданное О*** А.С. 28 ноября  2010 года и 08 декабря 2010 года, является психотропным веществом – *** массой  соответственно:  0,492 г. и 0,602 г.

Проанализировав вышеуказанные, а также другие приведенные в приговоре доказательства в их совокупности, дав оценку им и доводам сторон процесса, в том числе указанным в жалобе, суд пришел к правильному выводу о доказанности вины осужденного Степанова А.О. в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ и правильно квалифицировал его действия как покушение на незаконный сбыт психотропных веществ в крупном размере.

В действиях сотрудников УФСКН,   организовавших проведение  проверочных закупок у осужденного, а  также свидетеля О*** А.С. признаков подстрекательства, склонения, побуждения в прямой или косвенной форме к совершению последним противоправных действий, что могло бы свидетельствовать о провокации в отношении осужденного, не усматривается.

В связи с этим результаты оперативно-розыскных мероприятий обоснованно использованы судом в качестве доказательств вины осужденного Степанова А.О., поскольку они были получены в соответствии с требованиями закона, были рассекречены, представлены следователю и достоверность изложенных в них сведений была проверена как в ходе предварительного расследования, так и в судебном заседании. Они свидетельствуют о наличии у осужденного умысла на незаконный оборот психотропных веществ, который сформировался независимо от деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Каких-либо данных о фальсификации  доказательств по уголовному делу, заинтересованности свидетелей со стороны обвинения, вопреки приведенным доводам, судом  не установлено, как и не было установлено  нарушений требований уголовно-процессуального законодательства, связанных с участием понятых, в том числе Ф*** К.А., ставящих под сомнение допустимость его показаний об обстоятельствах проведения ОРМ, поскольку эти показания подтверждаются другими доказательствами.

Доводы  жалобы о  том, что  выводы  суда о виновности осужденного в сбыте психотропных веществ не соответствуют фактическим обстоятельствам  дела,  что Степанов А.О. был лишь пособником на стороне О*** А.С. по эпизоду от 28.11.2010 г., по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными.

По смыслу уголовного закона не имеет правового значения, являлся ли владельцем психотропного вещества осужденный Степанов А.О. или иное лицо, а также, на чьи деньги и на каких условиях осужденный приобретал эти средства, поскольку  уголовный закон в данном случае статья 228.1 УК РФ предусматривает ответственность за незаконный сбыт психотропных веществ независимо от способа, цели и характера владения ими.

Кроме того, по смыслу уголовного закона, под сбытом психотропных веществ,  следует понимать любые способы их возмездной или безвозмездной передачи другим лицам, а также иные способы их распределения. Как достоверно установлено судом первой инстанции, 28.11.2010г. и 08.12.2010г. Степанов А.О. выполнял объективную сторону преступления, передавая за деньги ***, при этом преступление им не было окончено по не зависящим от него обстоятельствам.

Суд обоснованно отнесся критически к показаниям осужденного Степанова А.О. о том, что он не передавал О*** А.С.  ***  08.12.2010г.,  как и к показаниям  последнего в судебном заседании о том, что у Степанова А.О. он   до 28.11.2010г. психотропное вещество не приобретал,  и  в этот день просил у осужденного взять для него *** у  другого лица,  и  что не приобретал его у него  08.12.2010г.

Показания *** А.С. данные им в ходе предварительного следствия, где он указывал об обратном,  были последовательными, согласовались и подтверждались другими материалами дела, в связи с чем суд обоснованно сделал вывод об их достоверности, каких-либо нарушений закона при  его допросе  следователем установлено не было.

Приведенные данным свидетелем в судебном заседании доводы о том, что он  08.12.2010г. выдал сотрудникам наркоконтроля психотропное вещество, принадлежащее ему и хранимое им в автомобиле, опровергаются также протоколом транспортного средства, согласно которому в ходе досмотра перед проведением закупки автомобиля ***,  на котором передвигался О*** А.С.,  предметов и веществ, запрещенных в гражданском обороте, обнаружено не было.

При оценке данных показаний судом  также не допущено существенных противоречий, ставящих под сомнение их достоверность.

Как, следует из протокола судебного заседания, допрос  свидетеля  О*** А.С. был проведен в соответствии с требованиями статьи 278 УПК РФ,  и первой ему задавала вопросы сторона обвинения, по инициативе которой  он  и был вызван в судебное заседание.

При этом ссылки  адвоката осужденного  в жалобе в подтверждение доводов на показания  свидетелей  в той части, в которой они  не  отражены в протоколе судебного  заседания, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, так как замечания на протокол были рассмотрены судом в  порядке,  установленном статьей 260 УПК РФ, и  мотивированным постановлением отклонены.

Оснований сомневаться в  обоснованности принятого судом решения в этой части судебная коллегия не усматривает.

Как следует из материалов дела, уголовное преследование  Степанова А.О.  было начато спустя продолжительное время после проведения  у него  проверочных закупок,  а поэтому  тот факт, что  при его задержании не было обнаружено психотропное вещество, не свидетельствует о  его невиновности в сбыте, равно как не проведение  органом следствия обысков по месту  жительства и работы,  поскольку вывод суда о виновности осужденного  основан на совокупности иных доказательств.

Приговор  суда  соответствует требованиям статей 299, 304 и 307-309 УПК РФ,  поскольку в нем  содержатся мотивированные  выводы  как относительно квалификации преступления,  так и выводы относительно наказания,  указаны обстоятельства, установленные судом, проанализированы доказательства, обосновывающие вывод суда о виновности осужденного в содеянном, он не содержит предположений и неустраненных противоречий.

Исследовав обстоятельства, подлежащие доказыванию, предусмотренные статьей  73 УПК РФ, суд оценил их по правилам статьи 88 УПК РФ и в соответствии со статьей 307 УПК РФ указал мотивы, по которым он в основу своих выводов положил одни доказательства и отверг другие, в частности, показания осужденного об отрицании им своей вины в сбыте психотропных веществ.

При этом судом сделан правильный вывод о допустимости всех представленных доказательств, которые положены в основу приговора.

Протоколы  осмотра предметов, в ходе которых были просмотрены видеозапись встречи осужденного с О*** А.С., а также аудиозаписи их разговоров 28.11.2010г. и 08.12.2010г., данные об их телефонных соединениях,  также правильно оценены судом, и они вопреки доводам жалобы, не свидетельствуют о невиновности осужденного.

Вопреки доводам жалобы, при рассмотрении настоящего уголовного дела судом не допущено нарушения прав и законных интересов осужденного, поскольку из протокола судебного заседания следует, что судебное следствие проведено в соответствии с требованиями статей 273-291 УПК РФ, объективно и с соблюдением всех принципов уголовного судопроизводства, в том числе принципа презумпции невиновности.  

Все  ходатайства сторон  судом были разрешены в установленном порядке,  все представленные  сторонами доказательства были исследованы в соответствии с уголовно-процессуальным  законодательством, по окончании предварительного следствия  каких-либо иных ходатайств заявлено не было.

Наказание  осужденному Степанову А.О. было  назначено в соответствии с требованиями статей 6 и 60 УК РФ, то есть с учетом характера и степени общественной опасности совершенного им преступления,  данных о его  личности, наличия обстоятельств смягчающих наказание и отсутствия отягчающих, влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

С учетом всех обстоятельств по делу суд обоснованно пришел к выводу о том, что исправление осужденного возможно только в условиях изоляции от общества, и назначил ему наказание в виде лишения свободы без назначения дополнительных наказаний.

В соответствии с требованиями закона в приговоре приведены мотивы назначения  Степанову А.О. наказания.

Суд при постановлении приговора должным образом мотивировал отсутствие оснований для применения статей 64 и  73 УК РФ.

Каких-либо нарушений требований уголовно-процессуального и уголовного закона при назначении осужденному наказания, влекущих отмену или изменение приговора, судом не допущено, иных обстоятельств, которые влияли бы на назначение наказания и не были учтены судом первой инстанции, также не установлено.

Несмотря на приведенные доводы, учитывая  фактические обстоятельства  и  степень общественной опасности совершенного Степановым А.О. преступления,  суд первой инстанции  правильно не нашел оснований для изменения   категории преступления  в соответствии с частью 6  статьи 15 УК РФ (в редакции  закона  от 07 декабря 2011 г. N 420-ФЗ).

Таким образом судебная коллегия не находит оснований  для изменения либо отмены приговора суда по доводам кассационной жалобы.

Нарушений уголовного и  уголовно - процессуального законов, влекущих отмену  или  изменение приговора, также не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 377, 378, 388 УПК РФ,  судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Приговор Засвияжского районного суда города Ульяновска от 18 января 2012 года в отношении СТЕПАНОВА А*** О*** оставить без изменения, а кассационную жалобу адвоката Ахметзянова А.Р. оставить - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: