Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Взыскание единовременного пособия сотруднику ОВД
Документ от 01.03.2012, опубликован на сайте 23.03.2012 под номером 31050, 2-я гражданская, о взыскании единовременного пособия и ежемесячной выплаты в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Алексеева Е.В.                                                                       Дело-33-633/2012 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              01 марта 2012 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Камаловой Е.Я.  и  Васильевой Е.В.,

при секретаре Ганеевой И.Р.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе УМВД России по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 декабря 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Ярухина В*** Е*** к Управлению Министерства внутренних дел России по Ульяновской области о взыскании единовременного пособия и ежемесячной выплаты в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья – удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Министерства внутренних дел России по Ульяновской области в пользу Ярухина В*** Е*** единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания в сумме 452 100 рублей.

В остальной части иска – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., пояснения истца Ярухина В.Е., представителя истца Ярухина В.Е. – адвоката Мадюкова Г.Д., возражавших против доводов жалобы, заключение прокурора Фомичева Д.Ю., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ярухин В.Е. обратился в суд с иском к УМВД России по Ульяновской области о взыскании единовременного пособия и ежемесячной выплаты в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья.

В обоснование исковых требований указал, что он проходил службу в системе МВД РФ с 01.10.1985 по 01.02.2011 и был уволен согласно приказа УВД по Ульяновской области № *** от 25.01.2011 по пункту «з» части седьмой  статьи 58 (по ограниченному состоянию здоровья), на  основании рапорта от   20.01.2011,  свидетельства о болезни № *** от 27.12.2010 и приказа МВД России от 14.12.2009 за № *** с должности н*** (по обслуживанию микрорайона «Н***») в звании подполковника милиции. Перед увольнением он был направлен ответчиком на ВВК для определения категории годности к службе. Согласно заключению свидетельства о болезни № *** от 27.12.2010 ВВК МСЧ УВД по Ульяновской области было установлено, что заболевание  им получено в период военной службы, установлена категория годности к военной службе – «В», степень ограничения 4; военная травма, степень ограничения к военной службе 3.  27.12.2010 ему была выдана справка № *** о том, что он действительно получил военную травму при исполнении служебных обязанностей. Все необходимые документы на получение единовременного пособия в размере пятилетнего содержания им были предоставлены ответчику, однако последний отказал ему в этой выплате. Кроме того, решением бюро МСЭ от 14 марта 2011 года по последствиям полученных травм он был признан инвалидом *** группы, причина инвалидности – военная травма. Полагал, что в силу ст.ст.1084, 1085, 1086 ГК РФ имеет право на получение от ответчика ежемесячных выплат в возмещение вреда, причиненного его здоровью. Просил взыскать с ответчика в свою пользу единовременное пособие в размере пятилетнего содержания в сумме 452 100 рублей, задолженность за 7 месяцев  по ежемесячным выплатам в размере 82 179, 60 рублей, а также обязать ответчика осуществлять ему ежемесячные выплаты в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, в сумме 11 882, 80 рублей.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ответчик УМВД по Ульяновской области просит отменить решение суда, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

В обоснование доводов жалобы указывает, что признание истца ограниченно годным к военной службе и не годным к службе в занимаемой должности не исключали возможность прохождения Ярухиным В.Е. дальнейшей службы в органах внутренних дел в должностях, отнесённых к 4-й группе предназначения. Подача истцом рапорта на увольнение явилась свидетельством его нежелания продолжать службу в указанных должностях. Полагает, что ответчик не обязан был предлагать истцу вакансии по рекомендованным ВВК группам предназначения. Считает необоснованной ссылку суда на Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 21-П "По делу о проверке конституционности части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" в связи с жалобой гражданина К.А. Охотникова", поскольку это постановление принято в отношении уволенного из органов внутренних дел лица, признанного ВВК годным к военной службе с незначительными ограничениями в результате полученной в служебной командировке травмы. Кроме того, не установлена причинная связь между имеющейся у истца военной травмой и его увольнением по ограниченному состоянию здоровья, поскольку наряду с военной травмой у истца имелись и другие заболевания, полученные в период военной службы.

В возражениях на апелляционную жалобу Ярухин В.Е. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу УМВД России по Ульяновской области – без удовлетворения.

Представитель ответчика УМВД России по Ульяновской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился. Судебная коллегия, с учетом мнения участников процесса, определила рассмотреть дело в  его отсутствие.

В судебном заседании истец Ярухин В.Е. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Пояснил, что при увольнении из органов внутренних дел ответчиком  другая работа ему не предлагалась. В настоящее время он является получателем пенсии за выслугу лет.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Из дела следует, что Ярухин В.Е. служил в системе МВД РФ с 01.10.1985 по 01.02.2011. Последняя занимаемая должность  - н*** (по обслуживанию микрорайона «Н***») управления внутренних дел по городу Ульяновску УВД по Ульяновской области, звание - подполковник милиции.  Приказом начальника УМВД по Ульяновской области № *** от 25 января 2011г. истец уволен по пункту «з» части седьмой статьи 19 - по ограниченному состоянию здоровья.

Основанием к увольнению послужили: рапорт истца от 20 января 2011 года, свидетельство о болезни № *** от 27 декабря 2010 года и приказ МВД России от 14 декабря 2009 года № ***.

Согласно свидетельству о болезни № *** от 27 декабря 2010 года истцу установлена категория годности В - ограниченно годен к военной службе, степень ограничения -3, военная травма;  ограниченно годен к военной службе, степень ограничения - 4, не годен к службе в должности н*** УВД по г.Ульяновску.

12 июля 2011 года УМВД по Ульяновской области отказало истцу в выплате единовременного пособия в размере пятилетнего содержания, поскольку имеющаяся у истца военная травма и её последствия не исключают возможности дальнейшего прохождения им службы в органах внутренних дел. 

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что истец имеет право на выплату указанного единовременного пособия. Решение в части отказа  в назначении ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью сторонами не оспаривается.

До 01.03.2011 года действовал Закон РФ от 08 апреля 1991 года N 1026-1 «О милиции». Статья 29 указанного закона предусматривала право сотрудника милиции при получении им в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, выплату единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Закон Российской Федерации "О милиции" в связи с принятием Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" утратил силу с 01 марта 2011 года. Однако право сотрудников милиции на получение единовременного пособия сохранено в части 5 статьи 43 данного Федерального закона, согласно которой при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие в размере, равном 60-кратному размеру оклада денежного содержания, установленного на день выплаты пособия.

К числу сотрудников милиции, для которых вследствие телесных повреждений, полученных при осуществлении служебной деятельности, исключалось дальнейшее прохождение службы, относятся с учетом положений пункта 19 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких (утверждена Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 805), устанавливающего основания для издания приказа о выплате указанного единовременного пособия, - сотрудники милиции, которые заключением военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе признавались ограниченно годными к военной службе (категория "В") при отсутствии возможности перемещения по службе.

Эти лица увольнялись со службы в милиции по ограниченному состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе (пункт "з" части седьмой статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции"). 

Препятствием для дальнейшего прохождения службы в милиции при получении сотрудником телесных повреждений в связи с осуществлением служебной деятельности и признании его ограниченно годным к военной службе (категория "В") является его неспособность по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности по занимаемой должности и невозможность перемещения на другую должность - либо в связи с отсутствием соответствующих вакансий, либо если получивший телесное повреждение сотрудник милиции не имеет профессионального образования и не обладает навыками, необходимыми для занятия должности, исполнение обязанностей по которой возможно при наличии ограничений по состоянию здоровья. При этом отсутствие реальной перспективы перемещения на другую должность с неизбежностью влечет за собой увольнение в связи с невозможностью дальнейшего прохождения службы лиц, относящихся к категории "В". О невозможности продолжения службы в таких случаях свидетельствовал сам факт увольнения со службы в милиции.

Согласно п. 19 вышеуказанной Инструкции основанием для издания приказа о выплате единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания являются: исключение возможности дальнейшего прохождения службы сотрудников при вынесении ВВК заключения о категории его годности к военной службе в формулировке "ограниченно годен к военной службе" или "не годен к военной службе", установление причинной связи телесного повреждения в редакции "военная травма" и приказ об увольнении со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья (пункты "ж" и "з" статьи 58 Положения).

В данном случае все вышеперечисленные условия в отношении истца соблюдены: заключением ВКК МСЧ УВД по Ульяновской области истец признан ограниченно годным к военной службе – категория годности В, степень ограничения -3, военная травма; категория годности – В, не годен к службе в должности н*** по г.Ульяновску, степень ограничения -4 (свидетельство о болезни № 203 от 27 декабря 2010 года);  причиной признания его ограниченно годным к военной службе явилась именно военная травма; имеется приказ об увольнении истца из органов внутренних дел по ограниченному состоянию здоровья (пункт «з» ст. 19 Закона РФ «О милиции»). Следовательно, истец имеет право на получение единовременного пособия. 

Доводы УМВД по Ульяновской области о том, что имеющаяся у истца военная травма и её последствии не исключали для него возможности дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел,  правомерно не были приняты во внимание судом первой инстанции.

Сам факт увольнения истца по пункту «з» ст. 19 Закона РФ «О милиции»  предполагает отсутствие возможности перемещения его по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья.

Также не может быть принят во внимание довод ответчика о том, что не установлена причинная связь между имеющейся у истца военной травмой и его увольнением по ограниченному состоянию здоровья, поскольку наряду с военной травмой у истца имелись и другие заболевания, полученные в период военной службы.

Из свидетельства о болезни № *** следует, что у истца имелись как военная травма, так и заболевания, полученные в период военной службы. При этом как военная травма, так и заболевания, полученные в период военной службы (независимо друг от друга) послужили основанием для признания истца ограниченно годным к военной службе (категория годности В), степень ограничения 3 или 4.

Необоснованна ссылка на то, что Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" в связи с жалобой гражданина К.А. Охотникова» распространяется на правоотношения, возникшие после вступления его в силу.

Данное Постановление Конституционного Суда РФ признало не  соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2) и 39 (часть 1), часть третью статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" в той мере, в какой в системе действовавшего правового регулирования она не предполагала выплату единовременного пособия сотрудникам милиции, получившим телесные повреждения в связи с осуществлением служебной деятельности, признанным годными к прохождению военной службы с незначительными ограничениями (категория "Б") и уволенным со службы по пункту "з" части седьмой статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции" - по ограниченному состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе.

В Постановлении Конституционного Суда РФ  идет речь о сотрудниках милиции, признанных годными к прохождению военной службы с незначительными ограничениями (категория "Б") и уволенных со службы по пункту "з" части седьмой статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции" - по ограниченному состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе.

Истец же был признан ограниченно годным к военной службе – категория «В» и уволен со службы по пункту "з" части седьмой статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции" - по ограниченному состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе. Таким образом, у истца имеется право на получение единовременного пособия независимо от позиции, изложенной в вышеприведенном Постановлении Конституционного Суда РФ.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 декабря 2011 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу УМВД России по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: