Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Досрочная пенсия в связи с медицинской деятельностью
Документ от 14.02.2012, опубликован на сайте 28.02.2012 под номером 30874, 2-я гражданская, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Янина И.В.                                                                           Дело-33- 537/2012 г.                                                             

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                           14 февраля  2012 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Казаковой М.В. , Камаловой Е.Я.

при секретаре Ульяниной Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Любушкиной Е*** И*** и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Николаевском районе Ульяновской области на решение Николаевского районного суда  Ульяновской области  от 20 декабря  2011 года  (с учетом определения об описке того же суда от 12 января 2012 года), по которому постановлено:

 

Исковые требования Любушкиной Е*** И***  к  Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Николаевском районе Ульяновской области о назначении  досрочной трудовой пенсии по старости оставить без удовлетворения. 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Любушкиной Е.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Любушкина Е.И. обратилась в суд с иском к  Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Николаевском районе Ульяновской области о назначении  досрочной трудовой пенсии по старости как лицу не менее 25 лет осуществляющему лечебную или иную деятельность  по охране здоровья населения в государственных и  муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа. В обоснование  иска указала, что ответчик необоснованно отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку неправильно подсчитал ее специальный трудовой стаж. В частности, период работы до 01.11.1999 в качестве медицинской сестры-анестезиста  засчитал с применением  коэффициента 1,6 и не применил коэффициент сельской местности 1,3, а  период работы после 01.11.1999 в той же должности засчитал в стаж в календарном порядке, в то время как он подлежал исчислению с применением коэффициента 1,6, поскольку она работала медсестрой –анестезистом в палате интенсивной терапии и реанимации хирургического отделения МУЗ «Н***».  В оспариваемый период принимала непосредственное участие во всех плановых и экстренных оперативных вмешательствах, проводимых  под наркозом, а также оказании реанимационной помощи больным всех отделений больницы. На базе хирургического отделения функционирует палата интенсивной терапии, как медсестра анестезиологии и реанимации она осуществляет уход и лечебные процедуры за больными данной палаты. С учетом спорных периодов, исчисленных с применением коэффициентов 1,3 и 1,6 , ее специальный стаж составляет более 25 лет, в связи с чем просила обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе  Любушкина Е.И. не соглашается с решением суда. просит его отменить. Указывает, что суд необоснованно отказал во включении периода ее работы  после 01.11.1999 в специальный стаж из расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев, так как в этот период она работала медсестрой-анестезиологом в палате реанимации и интенсивной терапии, обслуживала все отделения районной больницы, когда  в них возникала необходимость в применении анестезии, поэтому у суда имелись все основания исчислить ее стаж в льготном порядке в соответствии с  Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066. Суд не учел приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 439 от 05.07.2005 об установлении тождества отделения анестезиологии-реанимации и палаты реанимации и интенсивной терапии, в результате чего пришел к неправильному выводу о том, что ее работа в такой палате не предусмотрена действующим после 01.11.1999 законодательством. Кроме того, суд не учел судебную практику по другим искам о назначении пенсии  медсестер этой же больницы, которым досрочная трудовая пенсия была назначена.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Николаевском районе Ульяновской области также не соглашается с решением суда в части включения в ее специальный стаж периода работы в должности медицинской сестры-анестезистки хирургического отделения районной больницы с 05.06.1995 по 31.10.1999 с применением к календарному году двойного коэффициента (1 год работы за 1 год 6 месяцев за работу в хирургическом отделении + 1 год 3 месяца за работу в сельской местности). Полагает, что суммирование льгот ранее действовавшим законодательством не предусматривалось, впервые введено Правилами, утвержденными Постановлением Правительства российской Федерации от 29.10.2002 № 781 при смешанном стаже. У истицы смешанный стаж отсутствует. Кроме того, судом допущены ошибки  при исчислении льготного стажа: период с 16.11.1994 по 28.02.1995 – в льготном порядке 4 месяца 9 дней  вместо правильного 4 месяца 8 дней; с 13.01.1999 по 31.10.1999 –  в льготном порядке 1 год 5 месяцев 26 дней вместо правильного 1 год 4 месяца 25 дней;  с 01.07.2002 по 22.09.2011 – в календарном порядке 10 лет 7 месяцев 22 дня вместо правильного 9 лет 2 месяца 22 дня.

В возражениях на кассационные жалобы Любушкина  Е.И. и Управление пенсионного фонда РФ в Николаевском районе не соглашаются с доводами жалоб друг друга.

В соответствии с Федеральным законом от 09.12.2010 № 353-ФЗ кассационные жалобы по делу рассматриваются по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации до 01.01.2012.

Дело рассмотрено в отсутствии Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Николаевском районе Ульяновской области, извещенного о месте и времени судебного рассмотрения надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что решением комиссии  по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан по  Управлению Пенсионного Фонда РФ(ГУ) в Николаевском районе Ульяновской области Любушкиной Е.И.  отказано в назначении досрочной трудовой пенсии  по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия  требуемого  стажа, который по мнению ответчика составил 16 лет 02 месяца 12 дней.  При этом  периоды работы в должности медсестры – анестезистки хирургического отделения Н*** с 05.06.1995 по 24.09.1997 , с 13.01.1999 по 31.10.1999  засчитаны пенсионным органом в ее специальный стаж с применением коэффициента 1 год 6 месяцев за 1 год работы, так как сложение льгот не предусматривалось ранее действующим пенсионным законодательством; периоды работы в этой же должности после  01.11.1999 засчитаны  в специальный  стаж в календарном порядке, поскольку льготный порядок исчисления стажа по занимаемой ею должности не предусмотрен действующими Списками. 

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  Любушкиной Е.И., не установлено. При этом суд правомерно произвел перерасчет ее специального стажа.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»  трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 указанного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил  лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

Данным Перечнем предусмотрена   медицинская сестра-анестезистка в отделениях (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6.

Таким образом, с 1 ноября 1999 года  льготное исчисление стажа – год работы как год и 6 месяцев связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером деятельности в определенных условиях; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности структурных подразделений лечебных учреждений.

Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», не предусматривает возможности установления соответствия выполняемой работы наименованию другой должности, нежели той, на которой работал гражданин. В судебном порядке может быть установлено лишь тождество должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное списками или перечнем, наименованию должности, содержащемуся в списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.

В соответствии с Положением об отделении (группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения, утвержденным  Приказом Минздрава СССР от 11 июня 1986 года №841, отделение (группа) анестезиологии-реанимации  организовывались в составе лечебно-профилактического учреждения (п.1.1). С разрешения Министерства здравоохранения союзной республики в составе отделения анестезиологии-реанимации могли быть организованы  палаты для реанимации и интенсивной терапии в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих определенное количество коек, в том числе хирургического профиля. В частности, для центральных районных больниц –  200 и более коек при наличии в больнице не менее 60 коек хирургического профиля (п. 2). 

Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается законодателем не с любой работой в качестве медицинской сестры-анестезистки, а только с такой, которая имеет место в специальных структурных подразделениях лечебно-профилактических учреждений, где она имеет наиболее интенсивный характер.

Из материалов дела усматривается, что в больнице  в оспариваемый истицей  период не было 200 коек (за исключением 2000 года) и 60 коек хирургического профиля, поэтому отделение, группа либо палата  реанимации и интенсивной терапии в виде отдельного структурного подразделения  не создавались. Приказом главного врача № 34 от 01.02.2006 г. на базе хирургического отделения больницы была развернута «палата для реанимации и интенсивной терапии» на 2 койки. При этом должность медсестры анестезистки на 2,5  ставки по штатному расписанию предусматривалась в составе хирургического отделения больницы. Фактически данная палата, как поясняла сама истица и свидетели, допрошенные по делу, до 2006 года являлась послеоперационной палатой интенсивной терапии хирургического отделения, и  после издания приказа № 34 от 01.02.2006 должностные обязанности истицы не изменились.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что созданная в МУЗ «Николаевская ЦРБ» палата интенсивной терапии не может быть отнесена к структурному подразделению анестезиологии - реанимации и интенсивной терапии, работа в котором давала бы право истице на льготное исчисление медицинского стажа. 

Доводы кассационной жалобы Любушкиной Е.И. о наличии оснований для исчисления периода ее работы после 01.11.1999 в льготном порядке в связи с работой в палате реанимации и интенсивной терапии, в силу вышеизложенного, не являются основанием для отмены решения суда.

Ссылку истицы в жалобе на приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 439 от 05.07.2005 судебная коллегия находит несостоятельной, не влияющей на правильность выводов суда.

Указанным приказом установлено тождество структурного подразделения «отделение анестезиологии-реанимации с палатой реанимации и интенсивной терапии», не предусмотренного Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев,  с «отделением анестезиологии-реанимации».

Истица работала в «палате для реанимации и интенсивной терапии хирургического отделения» районной больницы, которая к вышеуказанным структурным отделениям не относится, тождество в отношении такого рода палат в установленном законом порядке не устанавливалось.

Довод о наличии иных судебных решений по аналогичным требованиям медицинских работников  основанием к отмене решения суда не являются, так как преюдициального значения для разрешения настоящего спора не имеют.

Однако специальный стаж Любушкиной Е.И.  до 01.11.1999  исчислен ответчиком неправильно, на что обоснованно указано  в решении суда.

По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464 установлено, что 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе; врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях исчислялся за один год и 6 месяцев.

Поскольку истица работала в сельской местности и медсестрой в  хирургическом отделении больницы, суд правильно указал на необходимость включения в стаж истицы в льготном исчислении 1 год работы  как 1 год 9 месяцев (сельская местность и отделение хирургического профиля) – периоды работы в должности медицинской сестры – анестезистки хирургического отделения Н***  до 01.11.1999.

Доводы, приведенные Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Николаевском районе Ульяновской области в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Ссылка на необоснованное сложение судом льгот (1,3 и 1,6) при исчислении специального стажа истицы в период ее работы в качестве медсестры хирургического отделения до 01.11.1999 на правильность принятого судом решения не влияет, так как по ранее действовавшему пенсионному законодательству были предусмотрены обе льготы  и  запрет на их сложение отсутствовал.

Между тем доводы пенсионного органа об арифметической ошибке, допущенной  судом при исчислении специального стажа истицы,  заслуживают внимания. Судебная коллегия полагает возможным исправить данную ошибку, не передавая дело на новое рассмотрение, указав следующее.

Период работы  истицы с 16.11.1994  по 28.02.1995  в календарном порядке составил  03 месяца 13 дней, в льготном порядке – 04 месяца 08 дня; период с 01.03.1995 по 04.06.1995  в календарном порядке – 03 месяца 04 дня, в льготном порядке – 03 месяца 28 дней; период с 05.06.1995 по 24.09.1997  в календарном порядке – 02 года 03 месяца 20 дней, в льготном порядке 4 года 13 дней, период с 13.01.1999  по 31.10.1999  в календарном порядке – 09 месяцев 19 дней, в льготном порядке 1 год 04 месяца 25 дней; период работы с 01.11.1999 по 20.06.2001  в календарном порядке составил 1 год 07  месяцев 20 дней, с 01.07.2002  по 22.09.2011    в календарном порядке составил 9 лет  02  месяца 22 дня.

Таким  образом, на дату обращения к ответчику специальный стаж Любушкиной Е.И, исчисленный в порядке, определенном судом первой инстанции,  составил 16 лет 11 месяцев 26 дней.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Николаевского районного суда  Ульяновской области  от 20 декабря  2011 года  (с учетом определения об описке того же суда от 12 января 2012 года) оставить без изменения, а кассационные жалобы Любушкиной Е*** И*** и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Николаевском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

Исправить в мотивировочной части решения выводы суда о продолжительности специального стажа истицы «18 лет 05 месяцев 28 дней», указав правильно «16 лет 11 месяцев 26 дней».

 

Председательствующий

 

Судьи: