Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оборудовании здания МОУ СОШ с.Стоговка кнопкой экстренного вызова
Документ от 31.01.2012, опубликован на сайте 20.02.2012 под номером 30804, 2-я гражданская, о признании бездействия Администрации МО Кузоватовский район, МУ Управление образования администрации МО Кузоватовский район, МОУ СОШ с.Стоговка в части необорудования здания МОУ СОШ с.Стоговка кнопкой экстренного вызова милиции незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Костычева Л.И.                                                                      Дело № 33- 437/2012

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                              31 января 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Костюниной Н.В., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Гайнулине Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области и Правительства Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 24 ноября 2011 года, по которому постановлено:

Требования прокурора удовлетворить в полном объеме.

Признать бездействие Правительства Ульяновской области, администрации муниципального образования «Кузоватовский район», муниципального учреждения Управления образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район»,  муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Стоговка в части не оборудования здания МОУ СОШ с.Стоговка кнопкой экстренного вызова милиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть ОП (дислокация в р.п.Кузоватово) МО МВД РФ «Барышский», системой видеонаблюдения, не организацией охраны службами охранного предприятия, незаконной.

Обязать Правительство Ульяновской области, администрацию муниципального образования «Кузоватовский район», муниципальное учреждение Управления образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район»,  муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Стоговка оборудовать здание МОУ СОШ с.Стоговка кнопкой экстренного вызова милиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть ОП (дислокация в р.п.Кузоватово) МО МВД РФ «Барышский», системой видеонаблюдения, организовать охрану службами охранного предприятия.

Установить срок  исполнения мероприятий до 01 января 2013 года.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Кузоватовский район», муниципального учреждения Управления образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район»,  муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Стоговка в части не устранения нарушений норм пожарной безопасности в здании МОУ СОШ с.Стоговка незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Кузоватовский район», муниципальное учреждение Управления образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район», муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Стоговка: - план (схемы) эвакуации выполнить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2002, - в коридоре 1-го и 2-го этажей, на лестничной клетке с южной и северной стороны здания установить аварийное освещение.

Установить срок  устранения требований противопожарной безопасности до 16 января 2012 года.

В части признания бездействия по не устранению нарушений норм пожарной безопасности в здании МОУ СОШ с.Стоговка и возложении обязанности устранить нарушения норм пожарной безопасности в отношении Правительства Ульяновской области, отказать.

Взыскать с муниципального учреждения Управления образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район» и  муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Стоговка государственную пошлину  в доход муниципального бюджета  200 рублей, в равных долях по 100 рублей с каждого.    

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., пояснения представителя администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области Ильина А.С., представителя Правительства Ульяновской области Корастелевой Е.А., представителя МОУ  «Средняя общеобразовательная школа с.Стоговка» и МУ Управление образования администрации МО «КУзоватовский район» Белобровиной Н.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Кузоватовского района обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования «Кузоватовский район», Муниципальному учреждению Управление образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район», МОУ СОШ с. Стоговка  о признании их бездействия незаконным и возложении обязанности оборудовать здание МОУ СОШ с.Стоговка кнопкой экстренного вызова милиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть ОП (дислокация в р.п.Кузоватово) МО МВД РФ «Барышский», системой видеонаблюдения, организовать охрану и устранить нарушения требований пожарной безопасности.

В обоснование требований указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Кузоватовского района, состояния антитеррористической защищенности и пожарной безопасности МОУ СОШ с.Стоговка, установлено, что в нарушении требований закона, ответчиками не принято мер к исполнению приказа Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности.  В частности, не организовано безусловное выполнение предписаний органов Государственного пожарного надзора МЧС России: -  план (схемы) эвакуации не соответствуют требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2002; - в нарушении п.3 ППБ 01-03, п.7.72 СНиП 23-05-95, в коридоре 1 и 2 этажей, на лестничных клетках с северной и южной сторон не смонтировано аварийное эвакуационное освещение. Кроме того, образовательное учреждение не оснащено современными техническими средствами антитеррористической защиты, в соответствии с перечнем (планом) мероприятий по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, указанных в письмах Минобрнауки России «О подготовки образовательных учреждений к новому учебному году» от 12.03.2008 № АФ-102/09,  43-828-19, 01/2050-8-23 от 04.06.2008 № 03-1423, от 16.06.2010 № ЮС-343/09 и № ЮС-350/09, предусматривающих установку тревожной сигнализации, оборудование экстренной связи с органами МВД России, ФСБ России, организации охраны, установку систем видеонаблюдения.

Отсутствие кнопки экстренного вызова милиции в МОУ СОШ с.Стоговка, не организация охраны и системы видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения. Наличие нарушений норм пожарной безопасности, в случае возникновения пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье как, несовершеннолетних учащихся, преподавателей, так и других работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение. Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического и противопожарного законодательства нарушают права, свободы и интересы обучающихся несовершеннолетних учащихся, преподавателей, так и других работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение, на жизнь и охрану здоровью, закрепленные в Конституции РФ и указанных нормативно-правовых актах, круг лиц, определить не представляется возможным.

Прокурор просил признать бездействие ответчиков незаконным и возложить обязанность устранить вышеуказанные недостатки.

Судом к участию в деле в качестве ответчика было привлечено Правительство Ульяновской области.

Рассмотрев спор по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе администрация муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Жалоба мотивирована тем, что в соответствии приказом Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» и п. 3 ч. 2 ст. 5 ФЗ от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в компетенции Правительства РФ и Правительства Ульяновской области  находится обеспечение мер по разработке и реализации комплекса мероприятий по оснащению образовательных учреждений Ульяновской области современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты, в том числе системой видеонаблюдения, тревожной кнопки сигнализации, контроля. Однако в 2009-2011 гг. ни в федеральном бюджете, ни в бюджете Ульяновской области средств на реализацию полномочий по обеспечению мер по противодействию терроризму предусмотрено не было, следовательно, такие средства не могли быть предусмотрены и в бюджете муниципального образования «Кузоватовский район».

Полагает, что судом необоснованно отказано в привлечении в качестве соответчика Правительства РФ. Удовлетворяя требования прокурора, суд не учел, что достаточных доказательств, свидетельствующих о бездействии ответчиков в части непринятия мер к организации охраны здания школы силами охранного предприятия, системы видеонаблюдения не представлено. Ссылается на неисполнимость постановленного по делу решения, поскольку в нарушение п. 2 ст. 207 ГПК РФ, возлагая на ответчиков обязанность по устранению нарушений требований антитеррористической безопасности, по принятию мер противопожарной безопасности, суд не указал в решении способ его исполнения и соразмерность, а установленный судом срок исполнения решения в части устранения нарушений требований антитеррористической безопасности, является недостаточным, поскольку для устранения всех недостатков необходимо более длительное время. Кроме того, судом не принято во внимание, что дежурная часть ОП в р.п.Кузоватово отсутствует, в связи с чем исполнение решения суда в части возложения на ответчиков обязанности оборудовать здание школы кнопкой экстренного вызова милиции с выводом на пульт в дежурную часть ОП (дислокация в р.п.Кузоватово) МО МВД РФ «Барышский», не возможно.

В кассационной жалобе Правительство Ульяновской области просит решение суда отменить в части признания незаконным бездействия и обязания Правительства Ульяновской области оборудовать здание школы системой видеонаблюдения, тревожной кнопкой, организации охраны службами охранного предприятия.

Считает, что анализ положений ст. 15, 51 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 15, 86 БК РФ, части 2 статьи 120 ГК РФ, ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» позволяет сделать вывод о том, что обязанность по реализации антитеррористических и противопожарных мер возлагается непосредственно на образовательное учреждение и его собственника за счет собственных средств. Находит несостоятельной ссылку суда на постановление Правительства Ульяновской области от 12.10.2010 г. № 37/336-П (с изменениями от 14.03.2011 г.) «Об утверждении областной целевой программы «Комплексные меры по профилактике правонарушений на территории Ульяновской области» на 2011 и 2012 годы» поскольку указанная целевая программа не предусматривает среди мер по противодействию терроризму и экстремизму такие мероприятия как оборудование образовательных учреждений кнопкой экстренного вызова милиции, системой видеонаблюдения.

Полагает, что решение суда не соответствует нормам ГПК РФ, в частности статьям 55, 59-61, 67, т.к. прокурором не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что отсутствие охраны, осуществляемой службами охранного предприятия в школе, системы видеонаблюдения и тревожной кнопки отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения. Кроме того, в нарушение требований ст. ст. 11, 198 ГПК РФ суд в решении не указал закон, который предусматривает обязанность Правительства субъекта РФ оборудовать образовательное учреждение, принадлежащее по праву собственности муниципальному образованию, системой видеонаблюдения, тревожной кнопкой и системой охраны.

В возражении на кассационную жалобу администрация муниципального образования «Кузоватовский район» не соглашается с доводами Правительства Ульяновской области об отсутствии оснований для возложения обязанности на органы исполнительной власти субъекта РФ по принятию мер антитеррористической безопасности в образовательных учреждениях субъекта.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалоб в порядке главы 40 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 года), обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно статье 2 Федерального закона РФ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.

Из дела следует, что прокуратурой Кузоватовского района Ульяновской области проведена проверка соблюдения муниципальным образовательным учреждением средней общеобразовательной школы с.Стоговка законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения. В ходе проведенной проверки установлено, что учреждение не оборудовано кнопкой экстренного вызова милиции («тревожная кнопка»), системой видеонаблюдения, не организована охрана службами охранного предприятия.

Факт отсутствия системы видеонаблюдения, кнопки экстренного вызова милиции, а также факт отсутствия организации охраны учреждения ответчиками не оспаривается.

Правительством Российской Федерации 23.12.2005 года утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов.

Так, приказом от 11.11.2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмах Министерства образования и науки Российской Федерации о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 гг., из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.

Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, Министерством образования и науки Российской Федерации 04.06.2008 года разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебном процессу. При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

Принимая во внимание указанные выше акты и учитывая, что отсутствие в образовательном учреждении охраны, системы видеонаблюдения и тревожной кнопки способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних учащихся на охрану жизни и здоровья, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчиков обязанность по оборудованию в школе системы видеонаблюдения, кнопки экстренного вызова милиции и организации охраны службами охранного предприятия.

Разрешая требования прокурора об устранении нарушений норм пожарной безопасности, суд правомерно руководствовался положениями Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной  безопасности».

В соответствии с требованиями статьи 34 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной  безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В силу ст. 37 ФЗ данного закона, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления, иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за несоблюдение требований пожарной безопасности.

При этом, согласно ст. 35 закона, руководители организаций имеют право вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности  и обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной  защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в соответствии с  действующим законодательством, несут не только руководители организаций и  учреждений, но и собственники имущества, руководители органов местного самоуправления.

Обязанность собственника нести бремя содержания имущества возложена               ст. 120 ГК РФ.

Установлено, что здание МОУ СОШ с.Стоговка является муниципальным имуществом.

В соответствии со ст.ст. 1.7, 6.2 Положения «О муниципальном учреждении Управления образования администрации «Кузоватовский район», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Кузоватовский район» № 30/44 от 24.04.2008 года, Управление образования является юридическим лицом, обеспечивает своевременное целевое финансирование учреждений образования в соответствии с утвержденной сметой расходов. Осуществляет контроль и непосредственное управление деятельностью муниципальных образовательных учреждений (п.1.5). Основными задачами Управления являются: обеспечение конституционных прав граждан муниципального образования «Кузоватовский район» на образование и социальную защиту детей и работников системы образования, обеспечение выполнение федеральной, областной и районной программ развития образования, создание необходимых условий для реализации прав граждан на образование, обеспечение и контроль выполнения государственных образовательных стандартов, реализация действующего законодательства об образовании, разработка и обоснование бюджета системы образования (п.п.2.1-2.5,2.11,2.12). Осуществляет планирование и контроль за выполнением мероприятий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, подростков в образовательных учреждениях (совместно с органами здравоохранения, государственного пожарного надзора и трудовой инспекции) (п.2.9).

На основании пунктов 4 и 10 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18 июня 2003 года (далее ППБ 01-03), руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной плановой проверки в  МОУ СОШ с.Стоговка государственным инспектором Кузоватовского района по пожарному надзору, совместно с директором учреждения,  14, 24 марта 2011 года, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, что подтверждается предписанием №28/1/24, в котором были установлены сроки устранения нарушений до 01.08.2011 года. Однако, как установлено проведенной прокуратурой района проверкой и подтверждается информацией отделения Госпожнадзора по Кузоватовскому району № 2-12-6 от 20.10.2011 года, адресованной прокурору Кузоватовского района, в здании МОУ СОШ с.Стоговка: -  планы эвакуации не соответствуют требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2002 (п.3, 16 ППБ 01-03), - в коридоре 1 и 2 этажей, на лестничной клетке с северной и южной стороны не смонтировано аварийное освещение (п.3 ППБ 01-03, п.7.72 СНиП 23-05-95). Нарушения на сегодняшний день не устранены.

Наличие  указанных выше нарушений норм пожарной безопасности в случае возникновения пожара ставит под угрозу жизнь и здоровье как, несовершеннолетних учащихся, преподавателей, так и других работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения уточненных требований прокурора о признании бездействия администрации муниципального образования «Кузоватовский район», муниципального учреждения Управления образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район», муниципального образовательного учреждению средней общеобразовательной школы с.Стоговка, в части не устранения нарушений требований пожарной безопасности незаконным и правомерно возложил на них обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.

Судебная коллегия находит несостоятельным довод жалобы администрации муниципального образования «Кузоватовский район» о необоснованном возложении на этого ответчика обязанности по оборудованию школы системой видеонаблюдения, тревожной кнопкой и организации охраны.

Согласно Уставу муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Стоговка, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области № 200 от 28.05.2009 года, учредителем школы является администрация муниципального образования «Кузоватовский район», школа является юридическим лицом, обладает на праве собственности и оперативного управления обособленным имуществом.

В силу п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий в местных бюджетах должны предусматриваться средства, направляемые на исполнение указанных расходных обязательств.

Кроме того, как следует из дела, обязанность по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях возникла у ответчиков с момента принятия Правительством Российской Федерации 23.12.2005 года Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

В соответствии с п.2 ст. 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения у ответчиков обязанности по оборудованию школы системой видеонаблюдения, тревожной кнопкой и организации охраны) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Таким образом, администрация муниципального образования «Кузоватовский район», обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

Судебная коллегия считает необоснованной ссылку ответчика на необходимость привлечения судом к участию в деле Правительства Российской Федерации. В обоснование этого довода ответчик ссылается на то, что в компетенции Правительства РФ находится обеспечение мер по разработке и реализации комплекса мероприятия по созданию и оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты и финансирование расходов на эти цели за счет средств федерального и областного бюджетов.

Однако при возникших между сторонами спора правоотношениях исполнение органом местного самоуправления своих обязательств не может ставиться в зависимость от исполнения обязательств каким-либо государственным органом, а отсутствие бюджетного финансирования само по себе не может являться основанием для отказа в иске к ответчикам по делу.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для привлечения к участию в деле Правительства Российской Федерации.

Более того, как указано выше, Правительством Российской Федерации в рамках своих полномочий в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы разработан комплекс мероприятий по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях, обеспечены меры по реализации этих мероприятий и их финансированию с указанием конкретных сумм, выделяемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, поэтому в случае спора по поводу выделения указанных средств ответчик не лишен права предъявить иск к Правительству Российской Федерации в общем порядке.

Не может быть принят во внимание и довод кассационной жалобы Правительства Ульяновской области о том, что в нарушение требований ст. ст. 11, 198 ГПК РФ суд в решении не указал закон, который предусматривает обязанность Правительства субъекта РФ оборудовать образовательное учреждение, принадлежащее по праву собственности муниципальному образованию, системой видеонаблюдения, кнопкой экстренного вызова милиции и системой охраны.

В мотивировочной части решения суд правомерно сослался на ст. 5 Федерального закона РФ «О противодействии терроризму», в соответствии с которой органы исполнительной власти субъектов осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий, и указал, что Правительство Ульяновской области, как высший исполнительный орган государственной власти субъекта, должно принимать участие в реализации комплекса мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения в связи с необходимостью бюджетного финансирования.

Кроме того, следует отметить, что обязанность субъектов Российской Федерации по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях предусмотрена Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации и изданными во исполнение этой программы актами.

Не опровергает правильность принятого судом решения и довод кассационной жалобы Правительства Ульяновской области на необоснованность ссылки в мотивировочной части решения на Постановление Правительства Ульяновской области от 12.10.2010г. «Об утверждении областной целевой программы «Комплексные меры по профилактике правонарушений на территории Ульяновской области» на 2011 и 2012 годы», в связи с тем, что данная программа не предусматривает среди мер по противодействию терроризму и экстремизму такие мероприятия как оборудование образовательных учреждений кнопкой экстренного вызова милиции, системой видеонаблюдения.

В силу ч.2 ст.362 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 года) правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Ссылка в кассационной жалобе администрации муниципального образования «Кузоватовский район» на то, что, возлагая на ответчиков обязанность по устранению нарушений требований антитеррористической безопасности, по принятию мер противопожарной безопасности, суд не указал в решении способ его исполнения и соразмерность также не может повлечь отмену решения суда, поскольку в случае неясности решения суда, суд, принявший его, по заявлению участвующих в деле лиц или судебного пристава-исполнителя, вправе разъяснить это решение в порядке ст. 202 ГПК РФ.

Несостоятельна и ссылка на недостаточность установленного судом срока исполнения решения в части устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам  и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.

Доводы кассационных жалоб ответчиков являются аналогичными их возражениям в суде первой инстанции, которые являлись предметом исследования суда, в решении им дана правильная оценка.

Учитывая изложенное, решение суда отмене по доводам кассационных жалоб не подлежит.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ (в редакции до 01.01.2012 г.), судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 24 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области и Правительства Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи