Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Спор об обеспечении инвалида лекарственными препаратами
Документ от 02.02.2012, опубликован на сайте 14.02.2012 под номером 30711, 2-я гражданская, об обеспечении инвалида лекарственным средством, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                                                  Дело № 33-485/2012                                                                         

 

А П Е Л Л  Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                            02 февраля 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Васильевой Е.В. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Ганеевой И.Р.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Низамова Р*** Р*** и апелляционному представлению прокурора Ленинского района г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23 декабря 2011 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах Низамова Р*** Р***, к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным средством пожизненно отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения истца Низамова Р.Р., поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Ленинского района г.Ульяновска Карабанова А.С., подержавшего доводы апелляционного представления, возражения представителя Министерства здравоохранения Ульяновской области Быковой О.К., полагавшей кассационную жалобу и апелляционное представление не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ленинского  района г. Ульяновска, действующий в интересах Низамова Р.Р., обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить Низамова Р.Р. лекарственным средством «ф***» или аналогом пожизненно.

В обоснование требований указал, что прокурорской проверкой соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов выявлено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области не обеспечило жизненно необходимым лекарственным средством инвалида *** группы Низамова Р.Р., страдающего наследственной болезнью Ф***, которая имеет прогрессирующее течение с тяжелым прогнозом. Низамову Р.Р. показана пожизненная фермент-заместительная терапия препаратом «ф***» или аналогом.

Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 гражданам РФ гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и международными нормами  и международными договорами РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, включая меры социального характера (ст. 20 Основ).

В соответствии со ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» финансирование расходов по оплате лекарственных средств, отпускаемых  населению в соответствии с перечнем групп населения, в которых включены инвалиды и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Низамова Р.Р. лекарственным средством «ф***» или аналогом пожизненно.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Низамов Р.Р. просит отменить постановленное по делу решение как незаконное и необоснованное и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что судом неверно истолкован Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно ст. 9 гл.2 названного Закона, вступившей в законную силу 01.01.2012, органы  государственной власти  и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством  Российской Федерации.

Пунктом 19 ст. 16 Закона, вступившей в силу 01.01.2012, предусмотрено, что в полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья входит организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 Закона.

Считает, что отсутствие в Законе четко прописанных гарантий оказания такой помощи ведет к ограничению бесплатной помощи.

В апелляционном представлении прокурор Ленинского района г. Ульяновска также просит отменить решение суда и постановить по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование представления приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Ссылается на судебную практику других регионов России, согласно которой подобные требования судами удовлетворялись.

В возражениях на кассационную жалобу Министерство здравоохранения Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу Низамова Р.Р. – без удовлетворения.

Указывает, что необходимые Низамову Р.Р. лекарственные препараты «ф***» и «р***» не включены в перечень препаратов, которыми должны быть обеспечены лица, имеющие право на получение государственной социальной помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ № 665 от 18.09.2006 в измененной редакции. Обеспечение лекарственными препаратами, не включенными в льготный перечень, не может быть осуществлено во избежание нецелевого расходования выделенных на данные цели средств.

Поясняет, что право на приобретение лекарственных средств с 50 % скидкой имеют только инвалиды 3 группы, признанные в установленном порядке безработными. Поскольку Низамов Р.Р. трудоустроен, право на льготное приобретение лекарств с 50 % скидкой он не имеет.

Ссылается на то обстоятельство, что в настоящее время болезнь Фабри не включена в категорию заболеваний, для целей которой возможно финансирование расходов по предоставлению бесплатной лекарственной помощи гражданам.

В связи с вступлением в законную силу 01.01.2012 положений Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» порядок оказания медицинской помощи гражданам, страдающим редкими заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, а также перечень таких заболеваний, утверждаются Правительством Российской Федерации. Для этих целей должен быть создан Федеральный регистр лиц, страдающих редкими заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Такой регистр предполагается создать к 01.07.2012.

Поскольку законодательная база по вышеизложенному вопросу находится на стадии разработки, оснований для удовлетворения исковых требований Низамова Р.Р. не имеется.

В суде апелляционной инстанции истец  и прокурор Карабанов А.С. поддержали доводы жалобы и апелляционного представления, просили решение суда отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме. Дали суду пояснения,  аналогичные изложенным  в суде первой инстанции.

Представитель Министерства здравоохранения Ульяновской области Быкова О.К. в судебном заседании не согласилась с доводами кассационной жалобы и апелляционного представления, просила отказать в их удовлетворении. Указала, что в ближайшее время будет опубликован проект приказа  Минздравсоцразвития России по вопросу ведения регистра пациентов с редкими заболеваниями. К 01.07.2012 предполагается закончить составление регистра, что позволит подсчитать возможное участие федерального бюджета в лекарственном обеспечении редких заболеваний. Обратила внимание на то обстоятельство, что стандарты лечения заявленными истцом препаратами еще не утверждены Минздравсоцразвития России.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и апелляционного представления, возражений на кассационную жалобу, заслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Установлено, что Низамов Р.Р., ***1986 года рождения, является инвалидом *** группы по общему заболеванию бессрочно; страдает наследственной болезнью Ф***. Заболевание имеет прогрессирующее течение с тяжелым прогнозом. Низамову Р.Р. показана пожизненная фермент – заместительная терапия препаратом «ф***» или аналогом.

По сообщению Министерства здравоохранения Ульяновской области по информационным данным число пациентов с болезнью Ф*** в России составляет около 20 человек. Лечение заболевания основано на заместительной терапии путем введения больным каждые две недели отсутствующего фермента. В качестве его источников используют два препарата: «ф***» и «р***», которые впервые зарегистрированы на территории Российской Федерации в 2009 году. Стоимость лечения одного пациента составляет около 15 млн. рублей в год.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев на 100 тысяч населения.

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет».

Перечень указанных жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утверждается Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения граждан, страдающих включенными в перечень заболеваниями, лекарственными препаратами осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Ведение Федерального регистра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 9 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ обеспечение граждан, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в п.2 ч.1 ст. 15 названного Закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Суд первой инстанции, дав правильную оценку представленным в деле доказательствам, пришел к верному выводу об отсутствии в настоящее время оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Согласно приведенным выше нормам Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» перечень редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни, а также Федеральный регистр лиц, страдающих такими заболеваниями, формируется уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти и утверждается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время Минздравосоцразвития России во исполнение ст. 44 Федерального закона № 323-ФЗ подготовило проект перечня редких (орфанных) заболеваний, который находится на стадии обсуждения специалистов Минздравсоцразвития России.

Предусмотренный названным Законом перечень редких (орфанных) заболеваний, для лечения которых будет осуществляться государственное финансирование, в установленном законом порядке Правительством Российской Федерации не утвержден.

Регистр пациентов с редкими заболеваниями также находится на стадии формирования.

Поскольку в настоящее время Перечень редких (орфанных) заболеваний не утвержден Правительством Российской Федерации, оснований для возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности обеспечить Низамова Р.Р., страдающего болезнью Ф***, лекарственным средством пожизненно не имеется.

Суд первой инстанции, правильно применив нормы материального и процессуального права, постановил законное и обоснованное решение в соответствии с действующим законодательством.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе и апелляционном представлении, не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Низамова Р*** Р*** и апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                

 

Судьи: