Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об отказе в признании незаконным требования таможенного органа о доплате таможенных платежей и взыскании излишне уплаченных сумм
Документ от 31.01.2012, опубликован на сайте 13.02.2012 под номером 30696, 2-я гражданская, о признании незаконным тебования о доплате таможенных платежей и взыскании излишне уплаченных таможенных платежей, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Ганченкова В.А.                                                                      Дело № 33-391/2012

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                            31 января 2012  г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е.,  Костюниной Н.В.,

при секретаре Калмыковой В.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Ульяновской таможни  на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 сентября  2011 года, по которому постановлено:

Исковые требования Колыманова А*** Ф*** к Ульяновской таможне о признании незаконным требования от 15 августа 2008 года  о доплате таможенных платежей и взыскании излишне уплаченных таможенных платежей удовлетворить.

Признать незаконным требование Мордовской таможни от 15 августа 2008 года, направленное Колыманову А*** Ф*** о доплате таможенных платежей в сумме 195 934 (ста девяноста пяти тысяч девятисот тридцати четырех) рублей 74  (семидесяти четырех) копеек.

Взыскать с Ульяновской таможни в пользу Колыманова А*** Ф*** излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 195934 (ста девяноста пяти тысяч девятисот тридцати четырех) рублей.

Взыскать с Ульяновской таможни в пользу Колыманова А*** Ф*** 5140 (пять тысяч сто сорок) рублей в качестве возмещения расходов, понесенных истцом по оплате государственной пошлины.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой  О.Е., объяснения представителей Ульяновской таможни Долгаевой И.А., Калялиной Т.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Колыманов А.Ф. обратился в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия  с иском к  Мордовской таможне о признании незаконным требования от 15.08.2008 о доплате таможенных платежей и взыскании излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 195 934 руб. 74 коп., расходов по оплате госпошлины в размере 5 140 руб.

Требования мотивировал тем, что 29.04.2008  на основании контракта № ***, заключенного с A***, в г. Дубай Объединенных Арабских Эмиратов приобрел автомобиль ***, 2008 г. выпуска, стоимостью 25 300 долларов США. Поскольку с момента выпуска приобретенного им автомобиля прошло не более 3-х лет, а его стоимость не превышает 650 000 руб., поэтому таможенные платежи должны исчисляться в порядке, установленном абзацем 2 подпункта «а» п. 11 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования (далее – Положения), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 № 718, то есть по единой ставке, равной 48% таможенной стоимости, но не менее 3,5 евро за 1 куб.см рабочего объема двигателя. Таможенные платежи в сумме 348 000 руб. им были перечислены 08.07.2008.   15.08.2008 г. по требованию о необходимости доплаты таможенных платежей на счет  Мордовской таможни им была произведена доплата  в сумме 195 934 руб. 74 коп. Данная доплата возникла в связи с расчетом таможенным органом таможенных платежей по единой ставке 5,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.   Считает   определение ответчиком стоимости автомобиля в сумме 28866 долларов США и требование о доплате таможенных платежей незаконными. Полагает, что  доплата была произведена излишне и на основании п. 1 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации она подлежит возврату.

Определением Ленинского районного суда г. Саранска от 22.09.2011 произведена замена ненадлежащего ответчика Мордовской таможни на надлежащего ответчика Ульяновскую таможню.

Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе Ульяновская таможня, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что расчетная стоимость автомобиля таможенным органом была правильно определена на основании информации иностранных организаций, осуществляющих продажу автомобилей,  информации, доведенной вышестоящим таможенным органом – Приволжским таможенным управлением, сообщений Посольства России в Объединенных Арабских Эмиратах. Судом необоснованно не принята во внимание указанная ценовая информация, в том числе два письма Посольства России в ОАЭ от января и июня 2008 года, поскольку приведенные в них цены установлены при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции. Вывод суда о том, что таможенным органом представлена информация о стоимости автомобилей другой комплектации и года выпуска, необоснован. Согласно пункту 11 Положения под стоимостью автомобиля понимается цена, по которой такой или подобный автомобиль продается или предлагается к продаже, то есть не полностью идентичный.  Судом необоснованно не было приобщено к делу письмо Астраханской таможни от 22.09.2011, согласно которому автомобиль истца прибыл на таможенную территорию РФ в полнокомплектном состоянии. Данное обстоятельство не было выяснено судом, несмотря на то, что оно влияет на сумму таможенных платежей.  Договор по конкретной сделке не является основанием для исчисления таможенных платежей в отношении ввозимых на таможенную территорию России для личных целей новых автомобилей.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 22.11.2011 было удовлетворено заявление состава суда о самоотводе. Дело направлено в Верховный Суд Российской Федерации для разрешения вопроса о передаче дела в суд кассационной инстанции другого субъекта Российской Федерации.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2011 дело по указанному выше иску передано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда для рассмотрения в кассационном порядке.

Истец Колыманов А.Ф. в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела в суде кассационной инстанции был извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Ульяновской таможни,   судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что  29 апреля 2008 года Колыманов А.Ф. приобрел у продавца A*** в г. Дубай Объединенных Арабских Эмиратов за 25300 долларов США автомобиль *** выпуска 2008 г., идентификационный номер ***, имеющий следующие технические характеристики: мощность двигателя 160 кВт, рабочий объем двигателя 2694 куб.см, тип двигателя – бензиновый.

Согласно пункту 1 статьи 285 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 287 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу для личного пользования, уплачиваются физическими лицами в виде совокупного таможенного платежа (уплата в виде общей суммы таможенных пошлин, налогов без разделения на составляющие таможенные пошлины, налоги) или по единым ставкам таможенных пошлин, налогов (статья 282).

Статья 282 Кодекса, регламентирующая ввоз и вывоз товаров и транспортных средств для личного пользования и применение таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров и транспортных средств, закрепляет, что в отношении транспортных средств применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов. Порядок применения этих ставок определяется Правительством Российской Федерации исходя из среднего размера установленных ставок таможенных пошлин, налогов, применяемых к товарам и транспортным средствам, категории которых в наибольшем количестве перемещаются через таможенную границу физическими лицами.

В соответствии с пунктом 11 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного  пользования (далее – Положения), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2003 № 718, В случае ввоза физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации автомобилей применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов:

а) в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, за исключением автомобилей, страной происхождения которых является Российская Федерация:

стоимость которых не превышает 325 тыс. рублей, - 48 процентов таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

стоимость которых составляет более 325 тыс. рублей, но не превышает 650 тыс. рублей, - 48 процентов таможенной стоимости, но не менее 3,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

стоимость которых составляет более 650 тыс. рублей, но не превышает 1625 тыс. рублей, - 48 процентов таможенной стоимости, но не менее 5,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

стоимость которых составляет более 1625 тыс. рублей, но не превышает 3250 тыс. рублей, - 48 процентов таможенной стоимости, но не менее 7,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

стоимость которых составляет более 3250 тыс. рублей, но не превышает 6500 тыс. рублей, - 48 процентов таможенной стоимости, но не менее 15 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

стоимость которых составляет более 6500 тыс. рублей, - 48 процентов таможенной стоимости, но не менее 20 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя.

В целях определения единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, под стоимостью понимается цена, по которой такой или подобный автомобиль продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции. Указанная цена определяется на основании данных, полученных от производителей автомобилей, а при отсутствии таких данных - на основании данных, указываемых в каталогах, информации иностранных организаций, осуществляющих продажу автомобилей, и иных независимых источников ценовой информации, имеющихся в распоряжении таможенного органа Российской Федерации в отношении подобных автомобилей с учетом их комплектации и года выпуска. При этом пересчет стоимости автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, указанной в иностранной валюте, производится по курсу иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на день принятия таможенной декларации таможенным органом Российской Федерации.

Стоимость, оговоренная в приведенном пункте 11 Положения,  не является таможенной стоимостью автомобиля и определяется только в целях отнесения автомобиля к одной из стоимостных категорий, установленных подпунктом «а» данного пункта.

Согласно таможенной расписке Колымановым А.Ф. были оплачены таможенные платежи в размере 348000 рублей за приобретенный им автомобиль ***. При этом расчет таможенного платежа был определен декларантом в соответствии с абзацем 2 подпункта «а» пункта 11 Положения, то есть исходя из установленной ставки таможенных пошлин в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, и стоимость которых составляет более 325 000 руб., но не превышает 650 000 рублей – 3,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.

Мордовской таможней 15 августа 2008 года Колыманову А.Ф. было выставлено требование о необходимости произвести доплату таможенных платежей в сумме 195934 руб. 74 коп.  Мордовской таможней был рассчитан таможенный платеж  исходя из установленной абзацем 3 подпункта «а» пункта 11 Положения единой ставки таможенных пошлин в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, и стоимость которых составляет более 650 000 руб., но не превышает 1625 000 руб., - 5,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.. 

Колымановым А.В. в этот же день указанная сумма таможенных платежей была оплачена.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требование Колыманова А.Ф. о признании  указанного требования Мордовской таможни  незаконным и взыскании излишне уплаченных таможенных платежей, исходил из того, что ответчиком не представлено доказательств того, что стоимость приобретенного истцом автомобиля превышает 650 000 рублей.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным  решением суда первой инстанции,  считая, что судом дана неверная оценка представленным ответчиком суду доказательствам, вследствие чего в решении сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.

Из вышеназванного Положения и Приказа ГТК России от 11 декабря 2003 г. № 1440 следует, что для определения стоимости ввезенных на территорию РФ автомобилей, необходимо использовать:

данные, полученные от производителей автомобилей, доведенных до таможенных органов ГТК России;

данные, указываемые в каталогах, информации иностранных организаций, осуществляющих продажу автомобилей;

данные иных независимых источников ценовой информации, имеющихся в распоряжении таможенного   органа в отношении подобных автомобилей, с учетом их комплектации и года выпуска.

Из сообщения Посольства России в Объединенных Арабских Эмиратах  в г.Абу-Дали от 28 января 2008 года  № *** следует, что новый автомобиль ***, объемом двигателя 2,7 л продается в местных салонах по цене 30,7 – 31,8 долларов США.

Судебная коллегия не может согласиться с суждением суда первой инстанции о том, что  указанный источник ценовой информации не может быть принят во внимание. Судебная коллегия считает, что указанное сообщение за подписью торгового советника Посольства России, данное на запрос начальника Главного управления Федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования  Федеральной таможенной службы, является независимым источником ценовой информации, предоставленной в распоряжение таможенного органа, и соответственно, оно могло учитываться при  установлении расчетной стоимости  автомобиля для  определения необходимой к применению единой ставки таможенных пошлин.

Ответчиком в материалы дела также была представлена ценовая информация иностранных организаций, осуществляющих свободную продажу автомобилей в Объединенных Арабских Эмиратах,  полученная с Интернет сайтов в июле – августе 2008 года, о том, что в зависимости от комплектации стоимость  аналогичного автомобиля ***, 2008 года выпуска, с объемом двигателя 2,7 л составляет от 29500 до 31700 долларов США.

Выводы суда первой инстанции о том, что ценовая информация, полученная из сети Интернет, не могла быть использована при определении расчетной стоимости автомобиля Мордовской таможней по причине того, что она касалась автомобилей с другой комплектацией, являются необоснованными.

Проанализировав представленные ответчиком сведения из Интернет сайтов, судебная коллегия считает, что содержащаяся в них информация о стоимости автомобиля *** могла учитываться при  установлении расчетной стоимости автомобиля, использованной в целях отнесения данного автомобиля, с момента выпуска которого прошло не более 3-х лет, к одной из шести ценовых категорий для определения единой ставки  таможенных пошлин. Указанные сведения из Интернет сайтов содержат информацию о  стоимости  автомобилей, подобных автомобилю истца, а именно: автомобилей марки ***, 2008 года выпуска, с мощностью двигателя 160, рабочим объемом двигателя 2694, бензиновых. Использование данных сведений не противоречит требованиям Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного  пользования и Приказа ГТК России от 11 декабря 2003 г. № 1440.

Вывод суда о том, что не могла быть принята информация с сайта %!www.havalmotors.com!%, поскольку в ней указан автомобиль с двумя системами  климат-контроля, тогда как автомобиль истца не имеет климат-контроля, опровергается актом таможенного осмотра  № ***, подписанного, в том числе и Колымановым А.В., из которого усматривается, что автомобиль имеет 2 климат-контроля.

Ссылку суда в решении на то, что сведения из Интернет сайтов содержат информацию о стоимости восьмиместных автомобилей ***, тогда как у истца автомобиль семиместный, судебная коллегия считает необоснованной. Согласно описанию приобретенного истцом  автомобиля Отдела дорожного движения и лицензирования МВД Объединенных Арабских Эмиратов, регистрировавшего данный автомобиль, он является восьмиместным.

Стоимость недостающих частей комплектации ответчиком была определена на основании информации базы данных ГТД ФТС России.

Указание суда первой инстанции  в решении на то, что данные сведения из информационно-аналитической системы «Мониторинг-Анализ» Федеральной таможенной службы России не могли учитываться, судебная коллегия находит необоснованными. Эти сведения  отражают реальную информацию о стоимости недостающих  частей комплектации, ввозимых на территорию Российской Федерации, по сделкам, прошедшим таможенное оформление в России.

Мордовской таможней правомерно расчетная стоимость автомобиля была определена за вычетом стоимости недостающих частей комплектации согласно данным информационно-аналитической системы ГТД ФТС России.

Таким образом, судебная коллегия считает, что Мордовской таможней правомерно использована вышеуказанная ценовая информация, в связи с чем была правильно определена расчетная стоимость автомобиля.

Указанная ценовая информация явилась основанием для определения единых ставок таможенных пошлин и налогов в размере 5,5 евро за 1 куб. см объема двигателя.

Действия таможенного органа соответствуют требованиям закона, устанавливающим, что таможенный орган самостоятельно определяет расчетную стоимость автомобиля для определения ставок таможенных платежей на основании имеющейся у него ценовой информации.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что таможенный орган правильно исчислил размер таможенного платежа исходя из сведений о стоимости аналогичных автомобилей, полученных от Посольства России в Объединенных Арабских Эмиратов и с Интернет сайтов.

Поскольку обжалуемое решение суда первой инстанции об удовлетворении иска Колыманова А.Ф.  к Ульяновской таможне нельзя признать законным и обоснованным, судебная коллегия считает необходимым его отменить и постановить по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении иска к  Ульяновской таможне о признании незаконными требования от 15.08.2008 о доплате таможенных платежей и взыскании излишне уплаченных таможенных платежей, расходов по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьёй 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2012), судебная коллегия     

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 сентября 2011 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Колыманова А*** Ф*** к Ульяновской таможне о признании незаконными требования от 15.08.2008 о доплате таможенных платежей и взыскании излишне уплаченных таможенных платежей, расходов по уплате государственной пошлины отказать.

 

Председательствующий                              

Судьи