Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обязании УФМС произвести замену паспорта
Документ от 24.01.2012, опубликован на сайте 09.02.2012 под номером 30598, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в обмене паспорта и обязании прооизвести обмен паспорта, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шлейкин М.И.                                                                         Дело № 33-317/2012

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                24 января 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей Костюниной Н.В., Фёдоровой Л.Г.,

при секретаре Пелькине А.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от             16 ноября 2011 года, по которому постановлено:

Исковые требования Клименко Ю*** О*** к Управлению Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области,  территориальному пункту УФМС России по Ульяновской области в Сенгилеевском районе об обязании произвести обмен паспорта удовлетворить.

Обязать территориальный пункт Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области в Сенгилеевском районе, Управление Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области заменить Клименко Ю*** О***, 30.06.1987 года рождения, зарегистрированному по адресу: Ульяновская область, Сенгилеевский район, п. Ц***, ул. Г***, ***, паспорт гражданина Российской Федерации в связи с достижением 20-летнего возраста.

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., объяснения представителей Клименко Ю.О. – Клименко И.А., Пискунова Н.Б., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Клименко Ю.О. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к УФМС России по Ульяновской области, территориальному пункту УФМС России по Ульяновской области в Сенгилеевском районе об обязании произвести обмен паспорта.

В обоснование исковых требований указал, что родился 30.06.1987 г. на территории Украины. В феврале 2001 года, будучи несовершеннолетним, он со своей матерью – Клименко И.А. приехал в Россию. После получения временной регистрации он в упрощенном порядке получил гражданство Российской Федерации. 28.03.2003 г. ему в установленном законом порядке был выдан паспорт гражданина Российской Федерации. По достижению 20 - летнего возраста он обратился в ТП УФМС России по Ульяновской области в Сенгилеевском районе для обмена паспорта, однако ему в устном порядке было отказано. Отказ был мотивирован тем, что сведений о приеме его в гражданство в базах данных не имеется, в связи с чем он не является гражданином Российской Федерации и его паспорт недействителен. Полагает, что действия ответчиков нарушают его права, поскольку он является гражданином Российской Федерации, был документирован паспортом гражданина Российской Федерации, и его гражданство в установленном законе порядке уполномоченным органом не отменено. По указанным выше обстоятельствам просил суд обязать УФМС России по Ульяновской области произвести обмен паспорта.

Судом постановлено вышеприведённое решение.

В кассационной жалобе УФМС России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.

В обоснование жалобы указывает, что суд в результате неверного толкования Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 12 от 16.05.1996 г. сделал неверный вывод о наличии у Клименко Ю.О. права на приобретение российского гражданства в порядке следования гражданству матери – Клименко И.А. Так из содержания вышеуказанного Постановления следует, что для наличия у лица права быть признанным гражданином Российской Федерации необходимо наличие в совокупности шести признаков, в том числе, наличие у родителя лица только гражданства СССР с отсутствием иного гражданства. Однако мать истца – Клименко И.А. прибыла на территорию Российской Федерации в 2001 году, уже будучи гражданкой Украины, имея паспорт гражданина Украины. Таким образом, для признания Клименко Ю.О. гражданином Российской Федерации отсутствует одно вышеуказанное установленное законодателем условие.

Кроме того, суд в нарушение ст. 10 Конституции Российской Федерации о разделении властей в Российской Федерации и ст. 28 ФЗ от 31.05.2002 г. № 62 – ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» о полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, вышел за пределы своих полномочий и фактически признал Клименко Ю.О. гражданином Российской Федерации, обязав выдать ему паспорт гражданина Российской Федерации. При этом автор жалобы обращает внимание, что в силу Положения о Федеральной миграционной службе (утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 г. № 928) именно ФМС России является компетентным органом, обладающим исключительной компетенцией по вопросам гражданства. В ситуации с Клименко Ю.О. имелось соответствующее решение компетентного органа исполнительной власти об отсутствии у Клименко Ю.О. гражданства Российской Федерации, которое так и не было обжаловано, однако было проигнорировано судом.

Также автор жалобы полагает, что суд неверно применил к Клименко Ю.О. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2005 г.           № 118-О, а также Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.1996 г. № 12-П, так как данные акты не распространяются на заявителя по следующим причинам. А именно, Клименко Ю.О. не родился на территории, входившей на момент его рождения в состав территории Российской Федерации, и не оба его родителя, а одна мать родилась на территории Российской Федерации.

В возражениях на кассационную жалобу УФМС России по Ульяновской области  представитель Клименко Ю.О. – Пискунов Н.Б. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. 

В связи с неявкой Клименко Ю.О., представителей ответчиков, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом в заседание кассационной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований  к  отмене  решения  суда. 

В силу ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность  решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (в редакции, действующей до 01.01.2012 года).

Из материалов дела следует, что Клименко Ю*** О*** родился ***1987 года в п.г.т. С*** Б*** района О*** области УССР.

В феврале 2001 года истец, будучи несовершеннолетним, вместе со своей матерью Клименко И.А. прибыл с Республики Украины на территорию России.

18.02.2003 года мать истца – Клименко И.А., 15.10.1969 года рождения, уроженка г.С*** Ульяновской области была документирована паспортом гражданина Российской Федерации. С 25.08.2001года зарегистрирована постоянно по адресу: Ульяновская область, пос.Ц***, ул.Г***, ***.

В последующем, 28.03.2003 года по достижению 15 летнего возраста истец  также был документирован паспортом  гражданина Российской Федерации, зарегистрирован постоянно по адресу: Ульяновская область, пос.Ц***, ул.Г***, ***.

По достижению 20-летнего возраста Клименко Ю.О. неоднократно обращался с заявлением о замене паспорта в ТП УФМС России по Ульяновской области в Сенгилеевском районе, где ему устно отказывали в замене паспорта, ссылаясь на то, что у них нет сведений о приобретении им гражданства Российской Федерации.

25.12.2009 года у матери истца начальником ТП УФМС России по Ульяновской области в Сенгилеевском районе были взяты объяснения по поводу сложившейся ситуации в части отказа заменить Клименко Ю.О. паспорт.

Заключением служебной проверки УФМС России по Ульяновской области от 11.02.2010 года признано, что паспорта гражданина РФ на имя Клименко Ю.О. и его матери Клименко И.А. были выданы в нарушение установленного порядка. До урегулирования определения правового статуса данных граждан, постановлено имеющиеся у них паспорта не изымать.

Основанием для вышеуказанного вывода послужило то обстоятельство, что  сведений о приобретении в установленном законом порядке гражданства Российской Федерации на Клименко Ю.О. и Клименко И.А. по учетным данным УФМС России по Ульяновской области не имеется.

Рассматривая возникшие спорные правоотношения, суд обоснованно пришел  к выводу о том, что отказ УФМС России по Ульяновской области в замене паспорта гражданина РФ Клименко Ю.О. носит необоснованный характер.

Судом установлено, что Клименко Ю.О. обратился в Управление Федеральной миграционной службы Ульяновской области в Сенгилеевском районе с заявлением о замене паспорта гражданина РФ по достижении 20-летнего возраста, что регламентировано п. 7 "Административного регламента ФМС по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", а не за первичной выдачей паспорта.

В соответствии с п. 9 Регламента для замены паспорта гражданин представляет:

9.1. Заявление о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П;

9.2. Две личные фотографии установленного образца;

9.3. Документы, подтверждающие основания для замены паспорта, указанные в пункте 12 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828;

при достижении 20-летнего и 45-летнего возраста - паспорт, подлежащий замене;

при изменении гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменении сведений о дате (числе, месяце, годе) и/или месте рождения - паспорт, подлежащий замене, свидетельство о регистрации брака, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о перемене имени, повторное свидетельство о рождении;

при изменении пола - паспорт, подлежащий замене, свидетельство о перемене имени;

при непригодности паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин - паспорт, подлежащий замене;

при обнаружении неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей - паспорт, подлежащий замене;

при изменении внешности - паспорт, подлежащий замене.

Перечень, указанный в п. 9 Регламента, является исчерпывающим, следовательно, документы, подтверждающие наличие гражданства Российской Федерации, Клименко Ю.О. представлять не требовалось.

При изложенных обстоятельствах, требования УФМС Ульяновской области по представлению гражданином, обратившимся за заменой паспорта, документов, подтверждающих гражданство, не могут быть признаны законными и обоснованными. Соответственно, действия по отказу в замене паспорта не могут быть признаны правомерными.

В соответствии с п. 80 Регламента паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации или подразделением, выявившими такой паспорт.

Согласно п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом, выявившим такой паспорт.

Вместе с тем, признавая, что Клименко Ю.О. паспорт гражданина РФ был выдан в нарушение установленного порядка, УФМС по Ульяновской области не приняло решение об изъятии данного паспорта. При этом, в заключении УФМС не указано, какие конкретно записи в паспорт внесены неверно и в силу нарушений каких норм закона он может быть признан неправомерно выданным.

Как следует из текста заключения, под такими записями УФМС имело в виду запись о гражданстве.

В силу п. 1, п. 4 "Положения о паспорте гражданина Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации и в него вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения, а также иные сведения, к числу которых сведения о гражданстве не отнесены, поскольку сам паспорт гражданина Российской Федерации является подтверждением гражданства Российской Федерации и его наличие не может юридически быть квалифицировано как запись в этом же документе.

Статья 10 Федерального закона N 62 от 31.05.2002 года "О гражданстве Российской Федерации" устанавливает, что "документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации...".

Положения указанного выше действующего законодательства в их правовом понимании, не позволяют должностным лицам Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области признавать паспорт гражданина РФ Клименко Ю.О., выданным в нарушение установленного порядка с указанием о том, что его принадлежность к гражданству РФ не установлена.

Основания и порядок отмены решений по вопросам гражданства регламентированы статьями 22, 23 Федерального закона N 62 от 31.05.2002 года "О гражданстве Российской Федерации", которые предусматривают, что решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.

Как видно из материалов дела решения об отмене решения по вопросу гражданства Клименко Ю.О. соответствующим органом не принималось и оснований, предусмотренных статьей 22 Федерального закона N 62 от 31.05.2002 года "О гражданстве Российской Федерации", для такого решения по делу не усматривается.

Кроме того, как следует из заключения УФМС, мать Клименко Ю.О. была документирована паспортом гражданина РФ в связи с тем, что была восстановлена в Российском гражданстве на основании ст.20 ч.2 Закона РФ от 28.11.1991года                     № 1948-1 «О гражданстве РФ».

Данная норма позволяла восстановить в гражданстве РФ в порядке регистрации бывших граждан РСФСР, лишенных гражданства или утративших его без их свободного волеизъявления.

Для восстановления в гражданстве бывшие граждане РФ, то есть граждане бывшего СССР, проживавшие на территории России непосредственно перед выездом на постоянное место жительство за пределы бывшего СССР до введения в действие Закона,  должны были предоставить в ОВД по месту жительства для получения паспорта: заявление с изложением известных заявителю обстоятельств, вызвавших лишение или утрату гражданства; документ, подтверждающий постоянное проживание на территории РФ непосредственно перед выездом за пределы бывшего СССР, заверенную копию свидетельства о рождении на территории РФ (п.10 Указа Президента РФ от 10.04.1992года №386 (ред. от 17.05.2000)).

Из материалов дела следует, что Клименко И.А. родилась на территории РФ, до октября 1982 года проживала на территории РФ вместе со своими родителями, после чего переехали жить на Украину, где прожили 18 лет. На Украине она вышла замуж за Клименко О.Н., от совместного брака у них родился сын Ю***. В марте 1999 года она разошлась с мужем. В апреле 1999 года ее отец Бондарь А.Д. переехал в пос.Ц*** Сенгилеевского района. В конце февраля 2001 года она с сыном и матерью переехали к отцу, где зарегистрировались по ул.Г***, ***. Собрали необходимые документы на оформление гражданства, сына она вписала в свое заявление, также она предоставляла согласие отца Юрия на принятие гражданства РФ. Из Украины она переехала с паспортом гражданина СССР, в котором была проставлена отметка об Украинском гражданстве. Данная отметка была проставлена против ее воли, поскольку никаких заявлений о принятии Украинского гражданства она не писала, паспорта собирались у них по месту работы, после чего возвращались с отметками об Украинском гражданстве.

Исходя из указанных обстоятельств, Клименко И.А. вправе была восстановиться в Российском гражданстве в порядке регистрации, и оформить гражданство РФ своему сыну в силу принципа «право крови».

То обстоятельство, что в УФМС отсутствуют документы, которые предоставляла Клименко И.А. для восстановления  в Российском гражданстве, свидетельствует о ненадлежащей работе УФМС по учету и хранению данных документов, но никак не может быть поставлено в вину Клименко Ю.О. и его матери. Кроме того, следует отметить, что при выдаче Российского паспорта у Клименко И.А. был изъят имеющийся у нее на тот момент паспорт гражданина СССР, данные о котором в УФМС также должны быть, но они отсутствуют.

Также не имеется данных о том, что отец Клименко Ю.О. после получения его сыном Российского гражданства, возражал против этого, оспаривал получение сыном гражданства РФ. Указанное  обстоятельство подтверждает тот факт, что на момент оформления Клименко Ю.О. гражданства РФ согласие его отца  имелось.

На момент получения Клименко Ю.О. паспорта гражданина РФ он достиг 15-летнего возраста, его мать являлась гражданином РФ, сам он также изъявил желание документироваться паспортом гражданина РФ. Иного гражданства, кроме гражданства РФ, не приобретал.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, которые свидетельствуют о том, что паспорт гражданина Российской Федерации Клименко Ю.О. был выдан законно и обоснованно, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оснований для признания его выданным в нарушение установленного порядка у УФМС России по Ульяновской области не имелось, также как и не имелось оснований для отказа в замене паспорта.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение суда было принято законно и обоснованно, отмене или изменению по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2012 года), судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 16 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи