УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Асанидзе Э.Г.
Дело - 33 - 309/2012 г.
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
24 января 2012 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А., Казаковой
М.В.
при секретаре Трофимовой
Т.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Красникова
А*** А*** на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 15
декабря 2011 года, по которому постановлено:
В
удовлетворении искового заявления Красникова А*** А*** к Управлению
Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Карсунскому
району о признании незаконными действий по предоставлению 50% компенсации от 1/3 части потребленных коммунальных услуг;
возложении обязанности включить его как получателя меры социальной поддержки по
50% компенсации оплаченных коммунальных услуг, а не членов его семьи; взыскании
невыплаченной 50% компенсации от 2/3 части оплаченных услуг за период с
01.01.2010 по 31.09.2011г.г., произвести перерасчет компенсации за октябрь,
ноябрь, декабрь 2011г. в размере 50% от потребленных услуг; взыскании компенсации
морального вреда в размере 30000руб., расходов по оформлению доверенности, и
расходов по оплате государственной пошлины, - отказать.
Заслушав доклад
судьи Фоминой В.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Красников А.А.
обратился в суд с уточнённым в судебном заседании иском к Управлению
Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Карсунскому
району о взыскании компенсации за невыплаченные коммунальные услуги, возложении
обязанности по предоставлению льготы на оплату коммунальных услуг, взыскании
компенсации морального вреда и расходов по оплате государственной пошлины.
В обоснование иска
указал, что он является ветераном труда и собственником жилого помещения по
адресу: р.п.Карсун, ул.Б***. Вместе с ним по указанному адресу в качестве
членов семьи проживают его жена – Красникова В.И., инвалид *** группы
пожизненно, и сын – Красников А.А., 1974 года рождения. С 01.01.2010г. оплата
коммунальных услуг (водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение) осуществлялась
ими в размере 100% от объема потребленных услуг. При этом органами социальной
защиты населения ему и жене выплачивалась денежная компенсация в размере 50% от
1/3 части потребленных услуг. На сына такая льгота не распространялась, так как
тот является трудоспособным. Вместе с тем согласно статье 22 Федерального
закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» оплата в размере 50% от занимаемой площади распространяется, в том
числе на членов семей ветеранов труда, без ссылки на их нетрудоспособность.
Такая же компенсация производится и в оплате коммунальных услуг. Поскольку его
сын со дня рождения зарегистрирован и проживает с ним в качестве члена его
семьи, считает, что мера социальной поддержки должна распространяться и на его
сына. Ответчик, предоставляя меры социальной поддержки без учета членов ее
семьи, нарушает требования статей 7 и 39 Конституции РФ, Федерального закона от
12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и его право на денежную компенсацию.
По его мнению, денежная компенсация должна выплачиваться ему, а не членам его
семьи, так как именно он является собственником жилого помещения и как ветеран
труда – получателем меры социальной
поддержки. Полагает, что действие закона Ульяновской области от 30.11.2004 года
№ 86-ЗО на него не распространяется, поскольку он подпадает под действие ст.22
Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Действиями
ответчика ему нанесен моральный вред, причиненный отказом в предоставлении льготы в оплате коммунальных
услуг, в связи с чем он испытывал нервное потрясение, был вынужден обратиться в
больницу.
Просил суд признать
незаконным действие Управления Министерства труда и социального развития
Ульяновской области по Карсунскому району по предоставлению ему меры социальной
поддержки по компенсации коммунальных услуг в размере 50% от 1/3 части
потребленных коммунальных услуг; обязать ответчика включить его в реестр, как
получателя ежемесячной денежной компенсации оплаты коммунальных услуг, а не
членов его семьи; взыскать с ответчика:
не предоставленную ему, как ветерану труда компенсацию оплаты
потребленных коммунальных услуг в сумме 6 515 руб. 80 коп., в том числе:
за 2010 год – 3 581 руб. 24 коп. и за 9 месяцев 2011 года в сумме 2 934
руб. 56 коп., ежемесячную денежную компенсацию за три месяца (октябрь, ноябрь,
декабрь 2011 года) в размере 50% от потребленных услуг, компенсацию морального
вреда в размере 30 000руб., расходы по оформлению доверенности на
представительство в судебных органах в размере 600 руб., расходы по оплате государственной
пошлины при подаче искового заявления в размере 200 руб.
В ходе судебного
разбирательства судом в качестве третьих лиц в порядке ст.43 ГПК РФ привлечены
ООО «Региональный информационный центр - Регион», Министерство финансов
Ульяновской области и Красникова В.И., а в порядке ст.42 ГПК РФ – Красников
А.А.
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной
жалобе и дополнении к ней Красников А.А. не соглашается с решением суда и
просит его отменить. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные исковым
требованиям. По мнению автора жалобы, судом
не принято во внимание, что получателем ежемесячной денежной компенсации
на оплату коммунальных услуг является он, а не члены его семьи; меры социальной
поддержки распространяются на членов семьи получателя вне зависимости от их
трудоспособности. При рассмотрении дела судом не исследован механизм
предоставления отдельным категориям граждан, включенных в Федеральный регистр,
мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в форме
ежемесячной денежной компенсации расходов на их оплату в Ульяновской области. Полагает,
что данная мера социальной поддержки должна предоставляться ему как ветерану
труда исходя из общего размера потребленных им и членами его семьи коммунальных
услуг (водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), а денежная компенсация
в размере 50% от общего размера потребленных коммунальных услуг выплачиваться
ему, как получателю данной меры социальной поддержки. В основу решения суда
положены Закон Ульяновской области от 30.11.2004 № 086-ЗО «О мерах
государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской
области» и постановление Правительства Ульяновской области № 378-П от
11.11.2009 года, которые противоречат Федеральному закону «О ветеранах» от
12.01.1995 №5-ФЗ и статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. Считает,
что он имеет право на льготы, установленные статьёй 22 Федерального закона от
12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» в порядке, утверждённом постановлением
Правительства Ульяновской области от 09.12.2009 №405-П, а не в порядке статьи
4 Закона Ульяновской области от
30.11.2004 № 086-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных
категорий граждан в Ульяновской области».
В судебную коллегию
стороны не явились, несмотря на надлежащее их извещение о месте и времени
рассмотрения дела судом второй инстанции. Причины неявки в судебную коллегию не
сообщили. В связи с изложенным, судебная коллегия находит возможным рассмотреть
дело в отсутствие участников процесса.
В соответствии с
Федеральным законом №353- ФЗ от 09.12.2010 года дело рассматривается по правилам
главы 40 ГПК РФ в редакции до 01.01.2012
года.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
Судом установлено,
что Красников А.А. является ветераном труда, с ***.08.1994 года ему назначена
пенсия по возрасту.
Истец
зарегистрирован и проживает в доме №*** по ул. Б*** в р.п. Карсун Ульяновской
области, принадлежащем ему на праве собственности. По данному адресу также
зарегистрированы его жена Красникова В.И. и сын Красников А.А.
Данное жилое
помещение оборудовано приборами учета потребления холодной воды, газа и
электрической энергии.
В соответствии со
ст. 22 ФЗ «О ветеранах» меры социальной
поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на
31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации.
В силу ст.4 Закона
Ульяновской области №086-ЗО от
30.11.2004 года «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий
граждан в Ульяновской области» лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после
установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом
от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
независимо от прекращения ими трудовой деятельности в соответствии с настоящим
Законом оказываются меры государственной социальной поддержки, в том числе
выплата ежемесячной денежной компенсации расходов в размере 50 процентов платы
за коммунальные услуги в пределах норм их потребления, установленных
законодательством.
В целях реализации
мер государственной социальной поддержки постановлением Правительства
Ульяновской области № 378-П от 11.11.2009 года утвержден Порядок предоставления
компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг
отдельным категориям граждан в Ульяновской области, который определяет механизм
предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате
жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной
компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и денежной
компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных
услуг для доставки этого топлива, установленных, в том числе, Законом
Ульяновской области от 30.11.2004 № 086-30 «О мерах социальной поддержки
отдельных категорий граждан в Ульяновской области».
В соответствии с
п.1.6 данного Порядка меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и
(или) коммунальных услуг в случаях, предусмотренных нормативными правовыми
актами, перечисленными в пункте 1.1 настоящего Порядка, распространяются на
членов семьи получателя, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства
(пребывания).
Однако, Закон Ульяновской области от 30.11.2004 №
086-30 «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий
граждан в Ульяновской области» не предусматривает, что данная мера социальной
поддержки распространяется на членов семьи получателя, зарегистрированных
совместно с ним.
С учетом
вышеприведенных норм законов, суд первой инстанции пришёл к обоснованному
выводу о том, что мера социальной
поддержки в виде выплаты ежемесячной
денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов
платы за жилое помещение не распространяется на
членов семей ветерана труда, совместно с ними проживающих,
следовательно, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Доводы, приведенные
истцом в кассационной жалобе истца, основаны на неверной трактовке действующего
законодательства.
Истец, являющийся
ветераном труда, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Законом Ульяновской области «О мерах
социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» имеет
право на 50% компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг, на членов семьи
ветерана труда данная мера социальной поддержки не распространяется.
При таких
обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым согласиться с выводами
суда первой инстанции, не нашедшего оснований для изменения обязательств
ответчика по предоставлению истцу конкретных мер социальной поддержки.
Учитывая, что при
рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального
права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая
оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 15 декабря 2011 года оставить без
изменения, а кассационную жалобу Красникова А*** А*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: