Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в выдаче жилищного сертификата
Документ от 17.01.2012, опубликован на сайте 31.01.2012 под номером 30494, 2-я гражданская, о признании незаконным отказ администрации о признании её участником программы "Жилище" на 2011-2015 г., возложении обязанности включить её в сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, возмещении морального вреда и судебных расходов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Зотова Л.И.                                                                   Дело № 33- 241/2012

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  17 января 2012 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей Костюниной Н.В., Федоровой Л.Г.

при секретаре Гайнулине Р.Р.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе  Кузеевой В*** А*** на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 29 ноября 2011 г., по которому постановлено:

 

Заявление  Кузеевой В*** А*** о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования «Старотимошкинское городское поселение» и Администрации муниципального образования «Барышский  район» Ульяновской области  в признании  её с составом членов семьи (муж Кузеев Д*** А***, сын Кузеев Т*** Д*** и Кузеев М*** Д***) участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным  законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы,  и отказа во включении в сводный список граждан на получение социальной выплаты в виде государственного жилищного сертификата на 2012 год, о возложении обязанности на указанные администрации устранить нарушение её прав, признав участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным  законодательством» федеральной  целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, со включением в сводный список граждан на получение социальной выплаты в виде государственного жилищного сертификата на 2012 год в составе семьи  из четырех человек  (заявительница Кузеева В*** А***, муж Кузеев Д*** А***, сын Кузеев Т*** Д*** и Кузеев М*** Д***), о взыскании с Администрации муниципального образования «Старотимошкинское городское поселение» и Администрации  муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области в её пользу в счет возмещения морального вреда по 60000 (Шестьдесят тысяч) рублей, с каждой, а также о взыскании судебных расходов в общей сумме 2400 рублей оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., объяснения Кузеевой В.А. и её представителя Ашировой Н.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кузеева В.А. обратилась в суд с жалобой, уточненной в ходе судебного разбирательства, на незаконные действия Администрации муниципального образования «Старотимошкинское городское поселение» и Администрации муниципального образования «Барышский район», взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.

Требования мотивировала тем, что она имеет статус добровольно выехавшей  из населенного пункта Муслюмово (д. Сураково) Челябинской области в 1989 году, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, что подтверждается удостоверением серия У № *** от 07 апреля 1999г., выданным администрацией Челябинской области.

Она неоднократно (22.07.2010 г. и 17.10.2011 г.) обращалась  в администрацию МО «Старотимошкинское городское поселение» и МО «Барышский район» с заявлениями о признании её участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в частности,  федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, просила принять её семью на учет, на льготную очередь, как пострадавшую от радиации со включением в сводный список по программе «Жилище» на 2011-2015г., но безрезультатно.

Полагает, что действия администраций являются незаконными, нарушают её законные права и охраняемые интересы.

Просила признать незаконным отказ администрации МО «Старотимошкинское городское поселение»  и  МО «Барышский  район» Ульяновской области  в признании её  семьи участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным  законодательством» федеральной  целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы,  и отказ во включении её в сводный список  граждан на получение социальной выплаты  в виде государственного жилищного сертификата на 2012 год в составе семьи  из трех человек: муж Кузеев Д*** А***, сын Кузеев Т*** Д*** и Кузеев М*** Д***, а также обязать администрацию МО «Старотимошкинское  городское поседение» и МО «Барышский район»  устранить допущенное нарушение её прав включением в сводный список граждан на получение социальной выплаты в виде государственного жилищного сертификата на 2012 год. За нарушение её прав взыскать с органов местного самоуправления компенсацию морального вреда, судебные расходы, понесенные в связи с обращением в суд, размере 2400 рублей.

Разрешив по существу заявленные требования, Барышский городской суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Кузеева В.А. просит решение суда отменить, её требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на доводы аналогичные тем, которыми было мотивировано исковое заявление. Считает, что она имеет право на обеспечение жилой площадью по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Не соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для признания её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, полагая, что  они относятся к малоимущей категории граждан и фактически занимают жилую площадь 20-25 кв.м. Считает, что суду следовало установить факт её постоянного проживания с 2007 года по настоящее время в с.Калда Барышского района Ульяновской области. Не согласна, что трёхмесячный срок для обжалования действий муниципальных органов ею не пропущен, поскольку она оспаривает действия (бездействия) указанных органов на заявление от 17 октября 2011 года.

В возражениях на кассационную жалобу администрация МО «Барышский район» считает решение законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Судом установлено, что Кузеева В.А. имеет статус добровольно выехавшей  из населенного пункта Муслюмово Челябинской области в 1989 году, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 года на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Данные обстоятельства  подтверждаются удостоверением серия У № *** от 7 апреля 1999 года, выданным администрацией Челябинской области (л.д. 10).

Согласно статьи 1 Федерального закона от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» распространяется действие Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан, добровольно выехавших на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк».

Статьей 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 19.05.1991 года № 1244-1 (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ) предусмотрено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (п. 11).

В силу ст. 22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона. Указанной категории граждан, гарантируется, в том числе обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с Жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»  (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 № 130-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

В соответствии с нормами Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Полагая, что  её права нарушены, Кузеева В.А. в порядке ст.ст. 254-255 ГПК РФ обжаловала отказ органов местного самоуправления  во включении её семьи в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилье» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, в соответствии с которой право на получение социальных выплат, наряду с иными категориями лиц, имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.

Из заявления Кузеевой В.А.,  адресованного суду, следует, что способом защиты своих прав ею выбрано обжалование действий органов местного самоуправления в порядке ст. ст. 254-255 ГПК РФ.

Как следует из сообщений компетентных органов местного самоуправления, направленных в адрес Кузеевой В.А., нуждающейся в улучшении жилищных условий  её семья признана не была.

При этом отказ основывался на представленных Кузеевой В.А. в органы местного самоуправления документах.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Поскольку закон увязывает признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий с размером приходящейся на него общей площади занимаемого жилого помещения, то для решения вопроса нуждаемости необходимо предоставлять документы, достоверно подтверждающие площадь жилого помещения, в котором данное лицо проживает.

Таким доказательством может являться технический паспорт жилого помещения, либо другие документы, достоверно подтверждающие площадь жилого дома, где проживает гражданин.

При обращении с заявлением о предоставлении соответствующей социальной льготы, Кузеевой В.А. не было представлено документов, бесспорно позволяющих сделать вывод о проживании её семьи в жилом помещении, где на каждого проживающего приходится площади,  менее учетной нормы.

Представленные истицей суду справки по форме № 8 от 02.11.2011 года, от 23.11.2011 года, выданные администрацией МО «Старотимошкинское городское поселение», из которых следует, что семья Кузеевых проживает по адресу: Ульяновская область, Б*** район, с. К***, ул. С***, д. ***, и где площадь дома указана в 60 кв. м  бесспорными доказательствами площади занимаемого истицей жилого помещения признать нельзя, поскольку форма выдачи справки предусматривает указание на количественный состав семьи и адрес регистрации граждан.

При отсутствии оформленных надлежащим образом правоустанавливающих документов на дом, сведений о введении его в эксплуатацию в установленном порядке, указание в справке площади занимаемого истицей с семьей жилого помещения  достоверным признать нельзя.

Судебная коллегия полагает, что обязанность прилагать к заявлению в органы местного самоуправления достоверные документы, на основании которых решается вопрос о  предоставлении соответствующих социальных льгот, лежит на гражданине, обращающегося с соответствующим заявлением.

Поскольку достоверных сведений о занимаемой жилой площади Кузеевой В.А. в органы местного самоуправления представлено не было, нарушений прав истицы  отказом в постановке её с семьей на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, судом обоснованно не установлено.

При таких обстоятельствах удовлетворению жалоба Кузеевой В.А. в порядке ст. ст. 254-255 ГПК РФ не подлежала.

Учитывая, что действующими в настоящее время условиями подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилье» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, необходимость постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.05.2005 г. не предусмотрена, то Кузеева В.А. не лишена возможности  разрешить возникший спор в порядке искового производства, предоставив соответствующие доказательства наличия у неё права на получение государственной финансовой поддержки в рамках реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета путем получения государственного жилищного сертификата, в том числе и доказательства фактически занимаемой её семьей жилой площади по адресу : Ульяновская область, Б*** район, с. К***, ул. С***, д. ***.

С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы Кузеевой В.А. существенного значения при рассмотрении её жалобы в порядке главы 25 ГПК РФ не имеют, поскольку доводы о нарушении права подлежат  оценке судом при рассмотрении спора о праве.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым обратить внимание на неверное толкование судом пункта 3 ст. 22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку указанная норма распространяется на граждан, добровольно впервые переселившихся  (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения и не получивших ранее дозы облучения от аварии.

В силу изложенного, решение суда по доводам кассационной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2012 года), судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 29 ноября 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Кузеевой В*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи