УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Сизова
Г.М.
Дело № 33-4588/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
27
декабря 2011 г.
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Маслюкова П.А.
и Фоминой В.А.,
при секретаре
Трофимовой Т.А.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного
фонда РФ (Государственного учреждения) в Тереньгульском районе Ульяновской
области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 28
ноября 2011 года, по которому постановлено:
Исковые требования
Мартыновой Е*** И*** удовлетворить частично.
Обязать Управление
Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Тереньгульском районе
Ульяновской области зачесть Мартыновой Е*** И*** в стаж работы (педагогической
деятельности) по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой
пенсии по старости период работы:
- в должности
старшей пионервожатой (вожатой) С*** средней школы Тереньгульского района
Ульяновской области с 01.09.1993г. по 30.09.1993г. включительно;
- с 03 января 2001г.
по 31 мая 2001г. включительно в должности воспитателя и учителя физической
культуры МОУ С*** средней общеобразовательной школы Тереньгульского района
Ульяновской области;
- с 29.01.2002г. по
03.02.2002г. включительно; с 21.02 по 28.02.2003г. включительно в должности
воспитателя МОУ С*** средней общеобразовательной школы Тереньгульского района
Ульяновской области.
В удовлетворении
остальных исковых требований отказать.
Заслушав доклад
судьи Маслюкова П.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Мартынова Е.И. обратилась в суд
с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Управлению Пенсионного фонда РФ
(государственное учреждение) в Тереньгульском районе Ульяновской области (далее
УПФ) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с
осуществлением педагогической деятельности.
Иск мотивировала тем, что
решением комиссии УПФ от 23.05.2011 в назначении пенсии ей было отказано в
связи с отсутствием у неё необходимого 25-летнего стажа педагогической работы.
По подсчетам Пенсионного фонда (с учетом решения комиссии от 24.11.2011) ее
специальный стаж составил 21 год 10 мес. 02 дня. При этом в стаж для назначения
пенсии не были включены периоды работы с
01.09.1993 по 17.10.1994 в должности старшей вожатой С*** средней школы, с
12.01.2000 по 31.08.2003 в должности заместителя директора по дошкольному
воспитанию и воспитателем МОУ С*** средняя общеобразовательная школа. С отказом
в назначении пенсии не согласна, находит вышеприведенное решение УПФ
незаконным.
Истица просила суд включить
вышеуказанные периоды в специальный стаж и назначить ей пенсию с 22.02.2011.
Рассмотрев спор по существу, суд
постановил вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе УРФ РФ
(ГУ) в Тереньгульском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда
в части включения в специальный стаж истицы
периода с 01.09.1993 по 30.09.1993 в должности старшей пионервожатой
(вожатой) С*** средней школы Тереньгульского района Ульяновской области.
Указывает при этом, что суд при рассмотрении дела применил правовой акт, не
подлежащий применению – Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №
1397, который утратил силу с 01.10.1993. На момент действия указанного
Постановления истица право на пенсию не приобрела, в связи с чем данный
нормативный акт не мог быть применен при разрешении настоящего спора. Списками,
действующими в настоящее время, возможность включения в специальный стаж для
назначения пенсии работы старшей пионервожатой не предусмотрена.
В судебную коллегию
стороны не явились, несмотря на надлежащее их извещение о месте и времени
рассмотрения дела судом второй инстанции. Причин неявки в судебную коллегию не
сообщили.
В связи с изложенным,
судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив
доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ
судебная коллегия проверят законность и обоснованность решения суда первой
инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
В ходе рассмотрения дела
установлено, что 22.02.2011 Мартынова Е.И. обратилась в Пенсионный фонд за
назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением
педагогической деятельности.
Решением комиссии по назначению
пенсий Управления Пенсионного Фонда РФ в Тереньгульском районе Ульяновской
области от 23.05.2011 (с учетом изменений, внесенных решением комиссии от
24.11.2011) Мартыновой Е.И. в назначении досрочной трудовой пенсии было
отказано в связи с отсутствием у неё 25-летнего стажа педагогической работы.
Пенсионный фонд включил в
специальный стаж периоды работы истицы общей продолжительностью 21 год 10
месяцев 02 дня. При этом в специальный стаж не были засчитаны периоды работы
истицы с 01.09.1993 по 17.10.1994 в должности старшей вожатой С*** средней
школы, т.к. наименование должности не предусмотрено Списком должностей,
утвержденным постановлением Правительства от 29.10.2002 №781; с 01.08.1999 по 31.08.1999 в должности
замдиректора по воспитательной работе и воспитателя С*** средней школы-сада,
период предоставления работодателем
отпуска без сохранения
содержания (Приказ № 40
от 03.08.1999); с 01.09.2000 по 31.08.2003 в должности замдиректора по
дошкольному воспитанию и воспитателем МОУ С*** средней общеобразовательной
школы, т.к. страхователем не подтверждается характер льготной работы после даты
регистрации в системе государственного пенсионного страхования в качестве
застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»
сведениями персонифицированного учета; с 01.01.2011 по 21.02.2011 в должности
учителя физической культуры МОУ С*** средней общеобразовательной школы т.к.
страхователем не подтверждается характер льготной работы после даты регистрации
в системе государственного пенсионного страхования в качестве застрахованного
лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном)
(персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»
сведениями персонифицированного учета.
Пенсионный фонд оспаривает
правомерность включения судом в специальный стаж только периода работы истицы с
01.09.1993 по 30.09.1993 включительно в должности старшей пионервожатой
(вожатой) С*** средней
школы Тереньгульского района Ульяновской области.
В соответствии в подпунктом 19
пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения
возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не
менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для
детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 указанной статьи
предусмотрено, что Списки
соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по
старости в соответствии с пунктом 1
настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и
назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством
Российской Федерации.
Для определения права
граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной
деятельностью подлежит применению Список
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для
детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29
октября 2002 года N 781.
В разделе
"Наименование должностей" Списка
должность пионервожатой не указана.
Не предусматривалась
вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными
правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом
Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в
Российской Федерации".
Вместе с тем согласно п.
2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет
работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета
Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, учителям и другим работникам
просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы
по специальности.
Указанная работа
подлежала включению в стаж при определенном условии.
В силу п. 4 данного
Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в
стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого
для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в
учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам
просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Согласно правовой позиции
Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении
от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч.
2), 15 (ч. 4),
17 (ч. 1),
18,
19
и 55 (ч. 1)
Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую
определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в
сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники
соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия
своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе
действующего законодательства право будет уважаться властями и будет
реализовано.
Законодатель же не принял
мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические
работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа
работы в должности "пионервожатая".
С учетом этого
обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного
Суда Российской Федерации спорный период подлежит включению в стаж, дающий
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с
педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то
есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для
назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых
дает право на эту пенсию.
Поскольку у истицы на
момент обращения в Пенсионный фонд имелось не менее 2/3 стажа, требуемого для
назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых
дает право на эту пенсию, суд первой инстанции обоснованно засчитал в
специальный стаж период работы истицы старшей пионервожатой (вожатой) в
общеобразовательной школе с 01.09.1993 по 30.09.1993 включительно (до окончания
действия Положения о порядке исчисления
стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и
здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17
декабря 1959 года N 1397).
Доводы кассационной
жалобы сводятся к иной трактовке законодательства.
Учитывая, что при
рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и
процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана
верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не
имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ,
судебная коллегия
О
П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 28 ноября 2011 года
оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ
(Государственного учреждения) в Тереньгульском районе Ульяновской области – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи