Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании недополученной пенсии по случаю потери кормильца
Документ от 06.12.2011, опубликован на сайте 22.12.2011 под номером 29783, 2-я гражданская, об обязании произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чурбанова Е.В.                                                                       Дело № 33-4320/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                06 декабря 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей Камаловой Е.Я., Трифоновой Т.П.

при секретаре Споршеве А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе  представителя Топорковой Г*** М*** – Мукасеевой А*** А***  на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 октября 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Топорковой Г*** М*** удовлетворить частично.

Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Топорковой Г*** М*** недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с 01.01.2004 г. по 30.09.2011 г. в размере 62 120 руб. 54 коп.

Обязать Военный  комиссариат Ульяновской области с 1 октября 2011 г. и в дальнейшем выплачивать  Топорковой Г*** М*** пенсию по случаю потери кормильца с учетом произведенного перерасчета  пенсии в соответствии со ст.45 и ст.46 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу , службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с последующей индексацией в установленном законом порядке.

В удовлетворении остальной части иска  Топорковой Г*** М*** к Военному комиссариату Ульяновской области  отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи, объяснения  Топорковой Г.М. и её представителя Мукасеевой А.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Топоркова Г.М. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Ульяновской области о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца с 01 марта 1995г. и  возложении на ответчика обязанности с 01 июля 2011г. выплачивать ей пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного ст.45 Закона РФ от 12.01.1993 №4468-1.

Иск мотивировала тем, что являлась членом семьи погибшего военнослужащего  Топоркова А.А.и ей  была назначена пенсия по случаю потери кормильца с 01 марта 1995г., которую она получает  по настоящее время, однако пенсия была рассчитана без учета надбавки, в связи с тем, что ее сын был ветераном боевых действий. Полагает, что как член семьи погибшего ветерана боевых действий имеет право на повышение пенсии. Однако на ее обращение ответчик ответил отказом, мотивировав тем, что право на повышение пенсии имеет только сам ветеран боевых действий, а не члены его семьи. Истица считает данный отказ незаконным.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представитель Топорковой Г.М. – Мукасеева А.А. не соглашается с решением суда в части отказа во взыскании недополученных сумм пенсии за период с 01.03.1995 по 31.12.2003, а также в части примененного расчета. Считает решение суда в данной части незаконным и необоснованным. Связывая право истицы на перерасчет пенсии с 01.01.2004, как даты введения в Закон РФ «О ветеранах» понятия «ветеран боевых действий», суд допускает неверное толкование положений названного Закона. Полагает, что Топоркова Г.М. имеет право на перерасчет пенсии с даты ее назначения, при этом определяющим является факт гибели ее сына ***.02.1995 при выполнении боевых задач на территории Чеченской республики.

Закон от 16.05.1995 № 75-ФЗ «О распространении действия закона «О допол­нительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных кон­фликтах» на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, кур­сантов и слушателей учебных заведений МВД РФ, выполняющих и выполнявших зада­чи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике» указывает: «Распро­странить на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, кур­сантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного кон­фликта в Чеченской Республике, действие Закона Российской Федерации «О допол­нительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных кон­фликтах».

Таким образом, вышеуказанный закон при­равнивал участников вооруженного конфликта в Чеченской республике к участникам вооруженных конфликтов на территории иностранных государств, что давало истице право на повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1.

Таким образом, довод суда, что до 01 января 2004 г. к ветеранам боевых действий были отнесены только военнослужащие, участвовавшие в вооруженных конфликтах на территории других государств, несостоятелен.

Кроме того, истица не согласна с расчетом суммы, взысканной в её пользу.

На основании ст. 46 Закона № 4468-1  надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмот­ренные данным Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном п.п.1 п.1 ст.18 Зако­на «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и пересматриваются одновре­менно с изменением (индексацией) размера социальной пенсии. На настоящий момент размер социальной пенсии составляет  3178,54 руб. Таким образом, надбавка составляет 1017,13 руб. (32% от 3178,54 руб.).  За период с 01.01.2004 по 30.09.2011 истице полагается к выплате: 1017,13 руб. x  12 мес. x 7 лет +1017,13 x 9 мес. = 94 593,09 руб. А за период с 01.03.1995 по 31.07.2011 к выплате истице полагается 1017,13 x 15 лет +1017,13 x 17 мес. = 200 374,61 руб.

В возражение на кассационную жалобу представитель Военного комиссариата Ульяновской области просит оставить состоявшееся решение суда без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Военного комиссариата Ульяновской области извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу производится на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии со статьей 5 вышеуказанного Закона, в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно статье 49 данного Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

В статье 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.

В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ к ветеранам относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку) военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, в также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Согласно статье 3 ФЗ №5-ФЗ  перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

С 01.01.2004г. в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (Приложение к ФЗ «О ветеранах») внесены дополнения, согласно которым, к зоне вооруженного конфликта отнесено выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации в период с декабря 1994г. по декабрь 1996г. Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

Топорков А.А. , погибший  *** февраля  1995 года  при выполнении боевого задания в Чеченской Республике, относился к лицам, на которых распространяется действие Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г. и являлся ветераном боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" и в соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и при жизни имел бы право на повышение пенсионных выплат.

Вышеуказанная статья 45 помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного Закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.

Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Таким образом, вывод суда о праве  истицы  на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца постановлен с учетом подлежащих применению правовых норм, из системного толкования которых следует, что указанная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат.

Следовательно, право на данные выплаты возникло у Топорковой Г.М.  с января 2004 года.

В связи с этим суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истицы в данной части.

Довод жалобы в обоснование возникновения право на получение вышеуказанных выплат у истицы с  01.03.1995 года со ссылкой на нормы Закона от 16 мая 1995 г.№75-ФЗ «О распространении действия закона "О допол­нительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных кон­фликтах" на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, кур­сантов и слушателей учебных заведений МВД РФ, выполняющих и выполнявших зада­чи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике» не влечет изменение решения суда, поскольку данная льгота этим законом не предусмотрена.

Доводы кассационной жалобы истицы о не согласии с размером взысканной суммы за прошлое время являются необоснованными.

Предусмотренная статьей 45 Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсия повышается пенсия ветеранам боевых действий на 100% установленного законодательством РФ минимального размера пенсии по старости, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона. В этой редакции закон действовал до 01.01.2008г. В последующем на основании Федерального закона от 03.12.2007 №319-ФЗ пункт «г» ст.45 был изменен на следующую редакцию: пенсии повышаются участникам Великой Отечественной войны, а также ветеранам боевых действий – на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона. Следовательно, размер доплаты в периоды невыплаты  был разный.

На 1 января 2004 года действовала следующая редакции части 1 ст.46 Закона, где указывалось, что минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из минимального размера пенсии по старости (185 руб. 32 коп.), индексируемого в порядке, установленном для индексации трудовых пенсий статьей 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", без повышения его за трудовой стаж сверх требуемого для назначения полной пенсии.

Таким образом, минимальный размер пенсии по старости в сумме 185 рублей 32 копейки, согласно представленным расчетам был проиндексирован на 1 января 2004 года и впоследствии индексировался в связи с указанной нормой.

С 1 января 2008 года изменился размер выплат и стал  определяться из 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона, предусматривающий, что социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается  в размере 100 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости.

На момент рассмотрения дела редакция данной нормы была следующей - минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.

Таким образом, оснований у суда применения порядка индексации невыплаченных сумм путем взыскания суммы, установленной на сегодняшний день (1017 рублей 14 копеек) за прошлое время, не имелось.

В связи с этим, суд первой инстанции обоснованно согласился с расчетом, представленным ответчиком, об индексации неполученных сумм истцом с учетом индекса роста потребительских цен.

Именно индекс роста потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и определяется в каждом субъекте Российской Федерации с целью отражения реального уровня инфляции в данном субъекте.

Рассчитанная таким образом индексация, компенсирует убытки, связанные с обесцениванием покупательской способности неполученных истцом сумм.

Кассационная жалоба повторяет позицию истицы и ее представителя изложенную в суде первой инстанции, данные доводы проверялись судом при рассмотрении настоящего дела, в решении им дана надлежащая правовая оценка, с которой соглашается кассационная инстанция.

Оснований для удовлетворения кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Топорковой Г*** М*** – Мукасеевой А*** А***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи