УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Елистратов
А.М. Дело
№ 33-4314/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
06 декабря 2011 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Камаловой Е.Я.
и Трифоновой Т.П.,
при секретаре Споршеве
А.Ю.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Финансового управления
мэрии города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 октября 2011 года, по которому постановлено:
Исковые требования
Захаровой Л*** А*** к Финансовому управлению мэрии города Ульяновска
удовлетворить.
Обязать Финансовое
управление мэрии города Ульяновска зачесть Захаровой Л*** А*** в стаж
муниципальной службы для получения ежемесячной надбавки за выслугу лет период
работы с 01.04.1983г. по 11.11.1999г. в Централизованной бухгалтерии отдела
народного образования Заволжского района города Ульяновска.
Заслушав доклад
судьи Камаловой Е.Я., объяснения представителей ответчика Финансового управления
мэрии города Ульяновска Тарасовой Ю.А. и Сапожниковой Н.В., поддержавших доводы
кассационной жалобы, представителя истицы Захаровой Л.А. – Олейниковой Е.Н.,
полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Захарова Л.А.
обратилась в суд с иском к Финансовому управлению мэрии города Ульяновска о
возложении обязанности зачесть в стаж муниципальной службы для получения
ежемесячной надбавки за выслугу лет период работы с 01.04.1983г. по
11.11.1999г. в Централизованной бухгалтерии отдела народного образования
Заволжского района города Ульяновска.
В обоснование иска
указала, что ответчиком ей было отказано в включении спорного периода работы в стаж для начисления
надбавки. Полагала, что отдел народного образования являлся исполнительным
органом государственной власти. Отдел райисполкома Совета народных депутатов
был образован в соответствии с Законом РСФСР от 29.07.1971г. «О городском,
районном в городе совете народных депутатов РСФСР», а также в соответствии с
Перечнем отделов и управлений исполнительных комитетов районных в городах
советов народных депутатов, утверждённым Указом Президиума Верховного Совета
РСФСР от 01.07.1982г. Соответственно,
работа в спорный период в централизованной бухгалтерии отдела
образования исполкома районного Совета народных депутатов до утверждения
перечня должностей государственной службы Ульяновской области является периодом
работы на государственной службе в местном государственном органе и подлежит
включению в стаж муниципальной службы.
Рассмотрев данный
спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной
жалобе Финансовое управление мэрии г. Ульяновска не соглашается решением суда,
просит его отменить.
В обоснование
доводов жалобы указывает, что на момент обращения Захаровой Л.А. с иском в суд,
Финансовое управление не обладало полномочиями
по включению в стаж муниципальной службы периодов замещения отдельных
должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и
организациях, опыт и знание работы в
которых были необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных
обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего,
поскольку порядок в муниципальном образовании «город Ульяновск» не принят.
Полагает, что истицей не представлено доказательств того, что ее работа в
спорный период заключалась в выполнении финансовой работы по исполнению
бюджета, в составлении финансовых и статистических отчетов, осуществлении
ведомственного контроля за финансово–хозяйственной деятельностью
подведомственных учреждений и организаций. Ответчик также указывает на
расхождения между мотивировочной и резолютивной частью решения, в частности в продолжительности периода,
подлежащего зачету в стаж муниципальной службы.
В возражениях на
кассационную жалобу представитель
Захаровой Л.А – Олейникова Е.Н. решение
суда просит оставить без изменения, а жалобу Финансового управления мэрии
г.Ульяновска – без удовлетворения.
Истица Захарова
Л.А., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в суд
не явилась. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная
коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность
и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в
кассационной жалобе.
Материалами дела
установлено, что истица Захарова Л.А. замещает должность консультанта бюджетного отдела Финансового
управления мэрии г.Ульяновска, является муниципальной служащей.
В период с
01.04.1983г. по 11.11.1999г. истица замещала должности в централизованной бухгалтерии Отдела народного
образования Заволжского райисполкома г.Ульяновска и централизованной бухгалтерии отдела
образования администрации Заволжского
района г.Ульяновска
Полагая, что
данный период работы подлежит включению в стаж муниципальной службы, истица обращалась к ответчику с заявлением об
его включении в стаж муниципальной службы, в чем ей было
отказано.
Удовлетворяя
исковые требования Захаровой Л.А., суд первой инстанции правомерно исходил из
наличия ее права на включение периода работы с
11.11.1994г. по 10.11.1999г. в должности
главного бухгалтера централизованной бухгалтерии отдела образования
администрации Заволжского района города Ульяновска в стаж муниципальной службы
для назначения надбавки за выслугу лет.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ
"О муниципальной службе в Российской Федерации" оплата
труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания,
которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии
с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а
также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом
субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно
определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер
должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и
порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами,
издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии
с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
На основании
статьи 6 Закона Ульяновской области от
07.11.2007 г. №163-ЗО денежное содержание муниципального служащего состоит из
должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им
должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из
ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты),
предусмотренных настоящим Законом.
К дополнительным
выплатам закон относит ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу
лет на муниципальной службе.
В соответствии с
Приложением №4 к решению Ульяновской Городской Думы от 28.11.2007 N 141
(ред. от 27.04.2011) "О размерах и условиях оплаты труда муниципальных
служащих муниципального образования "город Ульяновск"
назначение ежемесячной надбавки производится дифференцированно в зависимости от
стажа муниципальной службы, дающего право на установление этой надбавки.
Надбавка назначается в процентах от должностного оклада в следующих размерах:
при стаже муниципальной службы: от 1 до 5 лет - 10 процентов; от 5 до 10 лет -
15 процентов; от 10 до 15 лет - 20 процентов; свыше 15 лет - 30 процентов. В
стаж (общую продолжительность) муниципальной службы для назначения ежемесячной
надбавки включаются периоды трудовой деятельности, определенные в соответствии
действующим законодательством о муниципальной службе (п.1.5-1.6, 2)
Из дела следует, что
приказом от 05.07.1994г. №15 по отделу образования администрации Заволжского
района истица переведена с должности заместителя на должность главного
бухгалтера централизованной бухгалтерии отдела образования с 05.07.1994г.,
данную должность истица занимала до 11 ноября 1999 года, уволена в связи с
переводом в финансовый отдел администрации Заволжского района
(л.д.л.д.169,170).
Судом установлено,
что ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на
муниципальной службе в 10 лет установлена Захаровой Л.А. 11 ноября 2009 года, в
данный стаж зачтен период ее работы с 11.11.1999 г. по 11.11.2009 г. в должностях главного
специалиста финансового отдела
администрации Заволжского района и консультанта Финансового управления мэрии г.Ульяновска.
В соответствии со
статьей 7 Закона Ульяновской области от 07.11.2007 N
163-ЗО "О муниципальной службе в Ульяновской области" в стаж (общую
продолжительность) муниципальной службы включаются периоды трудовой
деятельности, указанные в части
1 статьи 25 Федерального закона "О муниципальной службе в
Российской Федерации", а также иные периоды замещения должностей,
предусмотренные частью
1 статьи 6 Закона Ульяновской области от 9 ноября 2010 года N 179-ЗО
"О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской
области". В стаж (общую продолжительность) муниципальной службы могут также
включаться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов
на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых
были необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей
в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего, - в порядке,
определяемом представительным органом муниципального образования по
представлению главы местной администрации. При этом периоды замещения таких
должностей в совокупности не должны превышать пять лет. Периоды трудовой
деятельности, засчитываемые в стаж (общую продолжительность) муниципальной
службы, устанавливаются в календарном исчислении и суммируются.
Решение о
зачете указанных в части
1 настоящей статьи периодов трудовой деятельности в стаж муниципальной
службы оформляется правовым актом представителя нанимателя (работодателя).
Из материалов дела
следует, что истица, работая в должности консультанта бюджетного отдела
Финансового управления Мэрии г.Ульяновска,
осуществляет функции по общему руководству работой по составлению и
исполнению бюджета муниципального образования «город Ульяновск» по разделам
«Образование», «Культура, кинематография, средства массовой информации»,
осуществляет необходимые расчеты, сбор данных, подготовку материалов для
составления бюджета города в части раздела «Образование», формирует необходимые
материалы и документы по составлению исполнения бюджета города по данному
разделу, формирует и анализирует бюджетную отчетность в части раздела
«Образование».
Вместе с тем, в
соответствии с п.9-14 Постановления Совмина РСФСР от 14.01.1971 N 34 "Об
утверждении Положения о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских,
поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных
депутатов" основными функциями, выполняемыми централизованными
бухгалтериями, являлись: составление совместно с руководителями обслуживаемых
учреждений проектов смет расходов и расчетов к ним и участие в рассмотрении
этих смет председателя исполкома сельского, поселкового, городского (города
районного подчинения) Совета народных депутатов; составление расчетов к проекту
бюджета города (районного подчинения), поселкового и сельского бюджета; учет
изменений, вносимых в бюджет и сметы расходов бюджетных учреждений по решениям
исполкома районного, сельского, поселкового, городского (города районного
подчинения) Совета народных депутатов; проведение расчетов, возникающих в
процессе исполнения смет расходов бюджетных учреждений с подотчетными лицами,
организациями, учреждениями и отдельными лицами, а также обеспечение
финансирования учреждений, ведущих учет самостоятельно, в меру выполнения ими
плана по сети, штатам и контингентам и т.п.
С учетом функций, которыми наделялись централизованные
бухгалтерии в указанный период действовавшим на тот момент времени
законодательством, должностей,
занимаемых истицей ранее и в настоящее время, судом обоснованно сделан вывод о
необходимости опыта и знаний работы, приобретенных за период с 11.11.1994г. по 10.11.1999г., при исполнении ею в настоящее время обязанностей
муниципального служащего - консультанта
бюджетного отдела Финансового управления мэрии г.Ульяновска.
При таких обстоятельствах судом обоснованно период работы
истицы с 11.11.1994г. по 10.10.1999 г в должности главного бухгалтера
отдела образования Администрации Заволжского района г.Ульяновска включен
в стаж муниципальной службы для назначения
надбавки за выслугу лет.
Вместе с тем,
судебная коллегия находит обоснованным довод кассационной жалобы о
невозможности учета в стаже муниципальной службы для назначения надбавки за
выслугу лет муниципальных служащих истицы времени ее работы более пяти лет.
Включение периодов,
в совокупности не превышающих 5 лет, в стаж муниципальной службы предусмотрено
для отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в
учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы
муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с
должностной инструкцией муниципального служащего - в порядке, определяемом представительным
органом муниципального образования по представлению главы местной
администрации.
В нарушение требований
данной нормы судом в стаж выслуги лет
истицы для назначения ежемесячной
надбавки, включен период, превышающий указанные выше 5 лет, что
нельзя признать правильным.
Период работы истицы
в должностях централизованной бухгалтерии райисполкома (администрации)
Заволжского района г.Ульяновска, не понаименован в части 1
статьи 25 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской
Федерации", а также в части 1
статьи 6 Закона Ульяновской области от 9 ноября 2010 года N 179-ЗО
"О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской
области".
Каких-либо относимых
и допустимых доказательств отнесения централизованных бухгалтерий к органам
управления, наделения их функциями органов власти и управления, суду
предоставлено не было.
На основании ст. 66 Закона
РСФСР от 29.07.1971 (ред. от 29.01.1986) "О городском, районном в городе
Совете народных депутатов РСФСР" отделы и управления
исполнительного комитета городского, районного в городе Совета народных
депутатов образуются городским, районным в городе Советом народных депутатов.
Перечень отделов и управлений исполнительного комитета городского, районного в
городе Совета и порядок их образования устанавливаются законодательством Союза
ССР, РСФСР и автономной республики.
Утвержденный указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 01 июля 1982 года
«Перечень отделов и управлений исполнительных комитетов краевых, областных
Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах Советов
народных депутатов» не содержит указания на
централизованные бухгалтерии в качестве отделов и управлений исполнительных органов власти.
Постановление
Совмина РСФСР от 29.02.1972 N 126 "Об утверждении Положения об отделе
народного образования исполнительного комитета районного Совета депутатов
трудящихся и Положения об отделе народного образования исполнительного комитета
городского, районного в городе Совета депутатов трудящихся" возлагало на отдел народного образования
исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся только
управленческие функции: обеспечение устройства детей, оставшихся без родителей,
в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи
граждан; осуществление функций по опеке и попечительству в отношении
несовершеннолетних лиц; работу по
подбору, расстановке, воспитанию и повышению квалификации педагогических и
руководящих кадров общеобразовательных школ, школ-интернатов и других учреждений
народного образования; разработку и представление на утверждение проектов
планов по расходам на народное образование и осуществление контроля за их
выполнением и т.п.
Вместе с тем, в
соответствии с п.1 Постановления Совмина РСФСР от 14.01.1971 N 34 "Об
утверждении Положения о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских,
поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных
депутатов" централизованные
бухгалтерии организуются при соответствующих исполнительных
комитетах для ведения учета
исполнения доходов и расходов бюджета и
смет расходов учреждений, состоящих на сельских, поселковых, городских (городов
районного подчинения) бюджетах, а также смет специальных и других внебюджетных
средств.
Анализ
действовавшего на тот момент времени законодательства позволяет сделать вывод о
том, что централизованные бухгалтерии создавались с целью технического
обеспечения деятельности исполнительных органов власти без наделения их
управленческими функциями органов власти и управления.
Из материалов дела
следует, что и в настоящее время работники централизованных бухгалтерий отделов
образования администраций районов г.Ульяновска
не включены в реестр муниципальных служащих.
При таких обстоятельствах, оснований для
включения в стаж муниципальной службы
истицы Захаровой Л.А. периода ее работы в централизованной бухгалтерии отдела
образования райисполкома (администрации) Заволжского района г.Ульяновска свыше
5 лет, у суда не имелось.
С учетом
вышеизложенного, решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 27 октября 2011 года подлежит изменению с
исключением из стажа муниципальной службы для назначения ежемесячной надбавки
за выслугу лет периодов работы Захаровой Л.А. с 01.04.1983г. по 10.11.1994 г. в
централизованной бухгалтерии отдела образования администрации Заволжского
района города Ульяновска.
Руководствуясь
статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 27 октября 2011 года в части включения в
стаж муниципальной службы Захаровой Л*** А*** периода работы для назначения
ежемесячной надбавки за выслугу лет изменить, изложив решение в новой редакции:
Исковые требований
Захаровой Л*** А*** к Финансовому управлению мэрии города Ульяновска
удовлетворить частично.
Обязать Финансовое
управление мэрии города Ульяновска зачесть Захаровой Л*** А*** в стаж
муниципальной службы для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет период
работы с 11.11.1994г. по 10.11.1999г. в централизованной бухгалтерии отдела
образования администрации Заволжского района города Ульяновска.
В остальной части
иска Захаровой Л*** А*** – отказать.
Председательствующий
Судьи