Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание нормативного акта субъекта федерации о социальной поддержке отдельных категорий граждан
Документ от 02.08.2011, опубликован на сайте 15.12.2011 под номером 29625, 1-я гражданская, , оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                                                                                          Дело № 3-2/2011

 

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 

03 августа 2011 года                                                            город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Леоновой В.В.,

с участием прокурора Фомичева Д.Ю.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лемесова А*** В****** о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими части 1 статьи 5.1, абзаца второго части 4 статьи 6.1  Закона Ульяновской области № 086-ЗО  от 30 ноября 2004 «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области»,

 

У с т а н о в и л :

 

Лемесов А.В. обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими части 1 статьи 5.1, абзаца второго части 4 статьи 6.1  Закона Ульяновской области от 30 ноября 2004 № 086-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области».

Заявление мотивировал тем, что он является ветераном труда, в связи с чем получал предусмотренные оспариваемым Законом области меры региональной государственной социальной поддержки. В *** году ему была установлена *** группа инвалидности, и в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» он стал получать ежемесячную денежную выплату (далее – федеральная ЕДВ). Однако в связи с получением федеральной ЕДВ ему, со ссылкой на оспариваемые нормы Закона Ульяновской области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области», отказали в предоставлении таких мер региональной государственной социальной поддержки, как: бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов,  50% оплаты за услуги телефонной связи.  По мнению заявителя, оспариваемые нормы приняты в нарушение статьи 55 Конституции РФ, провозглашающей, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина. Часть 1 статьи 5.1 Закона Ульяновской области от 30 ноября 2004 № 086-ЗО, предусматривающий право выбора получения мер государственной социальной поддержки или ЕДВ противоречит Федеральному закону «О ветеранах», в котором отсутствует возможность замены мер социальной поддержки ежемесячной денежной выплатой.  Абзац второй части 4 статьи 6.1 Закона Ульяновской области от 30 ноября 2004 № 086-ЗО противоречит положениям Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Судом к участию в деле были привлечены   Законодательное собрание Ульяновской области, Губернатор Ульяновской области – председатель Правительства Ульяновской области Морозов С.И.

Лемесов А.В. в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. При таких обстоятельствах суд считает необходимым рассмотреть дело в отсутствие Лемесова А.В.

Представитель Законодательного Собрания Ульяновской области Васиярова Т.В. в судебном заседании просила в удовлетворении заявления Лемесова А.В.  отказать, указывая на то, что оспариваемые нормы Закона Ульяновской области не противоречат федеральному законодательству и не нарушают прав заявителя.  В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранам труда устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно. Федеральным законодательством не установлено никаких специальных требований ни к перечню мер социальной поддержки ветеранов труда, ни к порядку предоставления таких мер, соответственно, возможность замены отдельных мер социальной поддержки ежемесячной денежной выплатой, предусмотренная частью 1 статьи 5.1 оспариваемого Закона области, не противоречит федеральному законодательству. Положения абзаца второго части 4 статьи 6.1 оспариваемого Закона области применяются только в отношении иных мер социальной поддержки, установленных Законом области, и не затрагивают мер социальной поддержки, установленных иными нормативными правовыми актами, в том числе, и федеральными.

Представитель Губернатора Ульяновской области Морозова С.И. и Правительства Ульяновской области – Шашина О.А. в судебном заседании просила в удовлетворении заявления Лемесова А.В. отказать,   указывая на то, что его требование о признании части 1 статьи 5.1, абзаца второго части 4 статьи 6.1   Закона Ульяновской области от 30 ноября 2004 № 086-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» противоречащим  федеральному законодательству является необоснованным. Порядок обнародования и опубликования оспариваемого Закона был соблюден.  Оспариваемые нормы закона области считает не противоречащими действующему федеральному законодательству, принятыми в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и не нарушающими прав заявителя.  Часть 1 статьи 5.1 оспариваемого Закона не противоречит Федеральному закону «О ветеранах», поскольку федеральное законодательство не регулирует вопросы осуществления и предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда, указанные полномочия возложены на субъекты Российской Федерации. Оспариваемым законом области реализовано закрепленное нормами федерального законодательства право устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан. Ульяновская область в оспариваемом пункте предоставила ветеранам труда выбирать по своему усмотрению, как и каким образом использовать предоставленные меры поддержки. 

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Фомичева Д.Ю., считающего необходимым в удовлетворении заявления Лемесова А.В. отказать, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления  или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. 

Заявителем Лемесовым А.В. оспариваются часть 1 статьи 5.1, абзац 2 части 4 статьи 6.1  Закона Ульяновской области от 30 ноября 2004 № 086-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области».

Судом установлено, что 29 ноября 2004 года Законодательным Собранием Ульяновской области принят Закон Ульяновской области № 086-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области». 

Полномочия и процедура принятия оспариваемого Закона Ульяновской области соответствовали Уставу Ульяновской области. Согласно протоколу заседания Законодательного Собрания Ульяновской области от 29.11.2004  из установленного  числа депутатов Законодательного Собрания области (количеством 30) на заседании 29 ноября 2008 года присутствовало – 23 депутата (не менее 2/3 от установленного числа), то есть заседание было правомочным. Закон был принят большинством голосов, что также соответствует Уставу Ульяновской области и Регламенту Законодательного Собрания области.

30 ноября 2004 года Закон подписан исполняющей обязанности главы администрации области ***, на которую распоряжением главы администрации области от 28 октября 2004 года за № 293-рк были возложены соответствующие обязанности на период с 29 октября по 05 декабря 2004 года.

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» от 27 января 2004 года № 005-30, действовавшего на момент принятия Закона, официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в газетах «Народная газета» или «Ульяновская правда»

Закон Ульяновской области официально опубликован в газете «Ульяновская правда» от 08 декабря 2004.

В Закон области от 30.11.2004 № 086-ЗО Законом Ульяновской области от 29 декабря 2005 года № 155-ЗО «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» была внесена часть 4 статьи  6.1.

Согласно представленному в материалы дела протоколу заседания Законодательного Собрания области от 29 декабря 2005 года, изменения были приняты правомочным составом депутатов, большинством голосов.

Законом Ульяновской области от 30.01.2007 № 11-ЗО «О внесении  изменений в Закон Ульяновской области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» был дополнен Закон Ульяновской области от 30 ноября 2004 № 086-ЗО статьей 5.1.

Процедура принятия этого дополнения к Закону области также соблюдена, что следует из протокола заседания Законодательного Собрания области от 25 января 2007 года.

Законом Ульяновской области от 25.08.2008 № 143-ЗО «О внесении изменения в статью 6.1 Закона Ульяновской области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» абзац 2 части 4 указанной статьи изложен в новой редакции.

Из протокола заседания Законодательного Собрания области от 19.08.2008 усматривается, что изменения были приняты правомочным составом депутатов, большинством голосов.

Указанные Законы области об изменениях были подписаны Губернатором области Морозовым С.И. и официально опубликованы в газете «Ульяновская правда» в соответствии с Законом Ульяновской области «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО.

Таким образом, процедура принятия и официального опубликования оспариваемого закона с изменениями была соблюдена.

Рассматривая требования заявителя об оспаривании части 1 статьи 5.1, абзаца 2 части 4 статьи 6.1  указанного Закона Ульяновской области от 30 ноября 2004 года № 086-ЗО (в действующей редакции), суд принимает во внимание следующее.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2, пунктами 3.1 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

 

Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22 августа 204 года № 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10).

Таким образом, с 1 января 2005 года перечень мер социальной поддержки для указанных выше категорий ветеранов, финансируемых за счет средств субъекта Российской Федерации, устанавливается соответствующим субъектом Российской Федерации самостоятельно.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый Закон Ульяновской области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» принят во исполнение изложенных выше положений федерального законодательства и в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как усматривается из положений оспариваемого закона, он принят в связи с изменениями, внесенными в федеральное законодательство Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и распространяется на граждан в Ульяновской области, являющихся тружениками тыла, ветеранами труда, реабилитированными лицами и лицами, признанными пострадавшими от политических репрессий.

Как следует из материалов дела, Лемесов А.В. является  ветераном труда, а также инвалидом *** группы по общему заболеванию.  В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» он с декабря 2008 года получает ежемесячную денежную компенсацию.

Лемесовым А.В.  оспаривается норма  части 1 статьи 5.1 Закона Ульяновской области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области», которой предусмотрено, что граждане, указанные в статье 2 настоящего Закона, вместо мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 5 - 8 статьи 3, пунктами 3 - 5, 8, 9 части 1 статьи 4, пунктами 6, 8 - 9, 13 - 15 части 1 статьи 5 настоящего Закона, имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты.

В соответствии с пунктами 3 - 5, 8, 9 части 1 статьи 4 оспариваемого Закона области лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности оказываются следующие меры государственной социальной поддержки: бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства;  ежемесячная выплата в размере стоимости социального проездного билета для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования пригородных и междугородных маршрутов; оплата в размере 50% стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения в сроки действия сезонных тарифов; оплата в размере 50 процентов за пользование коллективной телевизионной антенной;  выплата денежной компенсации за пользование квартирным телефоном, независимо от выбранного тарифного плана, в размере 50% от размера платежа, предусмотренного тарифным планом с абонентской системой оплаты за неограниченный объем местных телефонных соединений (разговоров), и за пользование радио в размере 50% от установленного размера абонентской платы.

Поскольку, как было указано выше,  в силу действующего законодательства вопросы социальной поддержки перечисленных в статье 2 Закона области  от 30.11.2004 № 086-ЗО категорий граждан отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что  Законодательное собрание Ульяновской области вправе было самостоятельно определить  перечень мер социальной поддержки этих категорий      граждан, финансируемых за счет средств Ульяновской области,  в том числе предоставить им право на получение ежемесячной денежной выплаты вместо указанных в оспариваемой норме части 1 статьи 5.1 данного Закона мер социальной поддержки.

Доводы заявления Лемесова А.В. о том, что часть 1 статьи 5.1 Закона области  от 30.11.2004 № 086-ЗО принят в нарушение Федерального закона «О ветеранах», не предусматривающего возможность замены мер социальной поддержки ежемесячной денежной выплатой, являются несостоятельными, поскольку указанный Федеральный закон  не устанавливает мер социальной поддержки таким категориям граждан, как труженики тыла, ветераны труда, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, а относит решение данного вопроса к компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что часть 1 статьи 5.1 Закона области  от 30.11.2004 № 086-ЗО принят органом законодательной власти Ульяновской области в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Абзацы 1 и 2 части 4 статьи 6.1 Закона Ульяновской области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» устанавливают, что предусмотренные настоящим Законом меры государственной социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретению топлива оказываются гражданам при отсутствии у них права на получение аналогичных мер социальной поддержки в том же или большем объеме в соответствии с федеральным законодательством.

Иные меры государственной социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, кроме указанной в пункте 15 части 1 статьи 5 настоящего Закона, оказываются гражданам, не получающим ежемесячную денежную выплату в соответствии с федеральным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Анализ действующего федерального законодательства дает основание суду сделать вывод о том, что оспариваемый абзац 2 части 4 статьи 6.1 Закона Ульяновской области от 30.11.2004 № 086-ЗО (в редакции Закона области от 25.08.2008 № 143-ЗО) принят в соответствии с нормами федерального законодательства.

В связи с изменениями, внесенными в законодательные акты Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, в федеральном законодательстве по вопросам социальной защиты граждан действует общий принцип, когда гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по двум и более основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из этих оснований по выбору гражданина.

Так, согласно пункту 3 статьи 13 Федерального Закона «О ветеранах» (в  действующей редакции) при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

Пунктом 3 статьи 28.1 Федерального закона  от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена норма, аналогичная положениям вышеприведенного пункта 2 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ.

Таким образом, действующее федеральное законодательство закрепляет право гражданина на выбор основания для предоставления ему мер социальной поддержки, в том числе ЕДВ, в том случае, если он имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям.

Указанные правовые нормы не дают возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.

Поэтому оспариваемая норма, предусматривающая невозможность предоставления иных региональных мер социальной поддержки в том случае, если ветеран получает ЕДВ в соответствии с федеральным законодательством, за исключением предусмотренных законом случаев, не противоречит федеральным нормам.

Суд не рассматривает довод заявителя о несоответствии оспариваемых норм областного закона статье 55 Конституции РФ, так как такое рассмотрение отнесено к компетенции Конституционного Суда РФ.

Оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим не имеется.

В силу пункта 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного суд считает необходимым отказать Лемесову А.В. в удовлетворении его заявления.

 

Руководствуясь статьями 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

В удовлетворении заявления  Лемесова А*** В*** о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими части 1 статьи 5.1, абзаца второго части 4 статьи 6.1  Закона Ульяновской области № 086-ЗО от 30 ноября 2004 «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба, принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Ульяновский областной суд.

 

Судья -                                                                         О.Е.   Кинчарова