Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении досрочно пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью
Документ от 29.11.2011, опубликован на сайте 12.12.2011 под номером 29613, 2-я гражданская, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Фирулева Л.И.                                                                 Дело № 33-4156/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              29 ноября 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Трифоновой Т.П..,

при секретаре Трофимовой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 19 октября 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Стрюковой Е*** А*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области включить Стрюковой Е*** А*** в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период учебы в Ульяновском ордена «Знак Почета» Государственном педагогическом институте им. И.Н. Ульянова с 19.08.1986 года по-24.06.1991 (04 года - 10 мес. - 05 дней) и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста с момента обращения к ответчику, то есть с 02.08.2011 года.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия    

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Стрюкова Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что решением ответчика от 10.08.2011 ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия необходимого 25-летнего специального стажа. При этом в расчёт педагогической деятельности пенсионным органом не был взят период ее обучения в педагогическом институте с 19.08.1986 по 24.06.1991. Полагая указанное решение незаконным, просила суд обязать ответчика зачесть в ее специальный стаж спорный период, признать за ней право на назначение досрочной пенсии по старости с 02.08.2011.     

Рассмотрев данный иск по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права, в иске Стрюковой Е.А. отказать. По мнению автора жалобы, суд при рассмотрении дела применил закон, не подлежащий применению –   Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397  «О пенсиях за выслугу лет работниками просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». При этом суд применил закон не в полном объеме, а выборочно, взяв из него только те положения, которые выгодны истице. Считают, что право на включение в специальный стаж периода учебы могло быть у истицы только в том случае, если бы на момент действия Списков от 17.12.1959 года № 1397 , т.е. до 01.10.1993 года она отработала весь требуемый для назначения пенсии педагогический стаж в соответствии с теми условиями, которые устанавливались Постановлением № 1397. Действующим в настоящее время законодательством не предусматривается включение периода учебы в специальный стаж. Указывает, что, поскольку у истицы на момент обращения не было выработано требуемого 25-летнего стажа работы, то срок назначения пенсии может быть установлен судом не ранее, чем с момента вступления решения суда в законную силу. При этом ответчик ссылается на ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которым предусмотрено, что пенсионеру выплачивается трудовая пенсия за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком только в том случае, если она не получена своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, а в данном случае вины органа Пенсионного фонда не усматривается.      

В возражение на кассационную жалобу Стрюкова Е.А., соглашаясь с состоявшимся решением суда, просит оставить его без изменения.

От сторон поступили заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, правильно применил материальный закон, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска Стрюковой Е.А.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п.2 вышеуказанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что Стрюкова Е.А. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Радищевском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако решением ответчика от 10.08.2011 ей было отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия необходимого специального стажа, в который пенсионный орган отказался зачесть период ее обучения в Ульяновском ордена «Знак Почета» Государственном педагогическом институте имени И.Н. Ульянова с 19.08.1986 по 24.06.1991.

В период учебы истицы в Ульяновском государственном педагогическом институте им.И.Н.Ульянова действовало «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». В соответствии с п.2 указанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, помимо иных, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Как усматривается из трудовой книжки Стрюковой Е.А., непосредственно перед поступлением в Ульяновский государственный педагогический институт им.И.Н.Ульянова, в период с 11.09.1985 года до 21.07.1986, она работала воспитателем группы продленного дня и учителем немецкого языка в В*** восьмилетней школе. С 19.08.1986 зачислена на 1 курс факультета иностранных языков Ульяновского Государственного педагогического института, а 24.06.1991 отчислена в связи с окончанием полного курса. Непосредственно после окончания института - 05.08.1991 была принята учителем немецкого языка в В*** основную общеобразовательную школу, в которой работает в указанной должности по настоящее время.

Пунктом 4 вышеуказанного Положения установлено, что время обучения в педагогических вузах засчитывается в специальный стаж в случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Данное условие в отношении истицы также соблюдено. На момент обращения за назначением льготной пенсии Пенсионный фонд засчитал в её стаж период работы продолжительностью 20 года 10 мес. 04 дней. Таким образом, на момент обращения Стрюковой Е.А. за назначением льготной пенсии у нее имелось 2/3 стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию на льготных основаниях.

Решение суда первой инстанции согласуется с правовой позицией, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 №2-П.  

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о  том, что Стрюкова Е.А., осуществляя педагогическую деятельность, не могла предвидеть, что законодательство изменится и она будет лишена права на досрочное назначение пенсии по старости. Кроме того, ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

С учетом зачета спорного периода в специальный стаж истицы стаж ее педагогической деятельности является достаточным (более 25 лет) для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к объективному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Стрюковой Е.А. в полном объеме.

Доводы Пенсионного фонда в обоснование своей позиции по делу были предметом разбирательства в суде первой инстанции. В решении суда им дана надлежащая юридическая оценка.

В силу изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 19 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи