Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Военкомат-росздравнадзор-лицензирование медицинской деятельности
Документ от 29.11.2011, опубликован на сайте 22.12.2011 под номером 29599, 2-я гражданская, обжалование действий должностного лица, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                                      Дело № 33-4150/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  29 ноября 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

 

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Трофимовой Т.А.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Военного комиссариата Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 сентября 2011 года, которым постановлено:

 

Требования Военного комиссариата Ульяновской области о признании незаконными действий заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ульяновской области по вынесению предписания о прекращении осуществления медицинской деятельности, а также требования об отмене предписания от 05.09.2011 года № 68, – оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., объяснения представителей Военного комиссариата Ульяновской области Чижаковского И.И., Наумова А.Н., Филатова О.А., адвоката Бондиной И.Е., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Управления Росздравнадзора по Ульяновской области – Владыко Н.В., Брыгиной И.Е., Рубцовой В.Э., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Военный комиссариат Ульяновской области обратился в суд с жалобой на действия  заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ульяновской области, выразившиеся в вынесении 05.09.2011 года в адрес Военного комиссариата Ульяновской области предписания о прекращении осуществления медицинской деятельности без соответствующей лицензии. Просил отменить указанное предписание как незаконное.

В обоснование жалобы указано, что сотрудниками Управления Росздравнадзора по Ульяновской области по обращению гр. Ч*** Г.В. проведена проверка, как указанно в предписании от 05.09.2011 № 68, со­блюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятель­ности призывной комиссии Железнодорожного, Засвияжского и Ленинского районов г.Уль­яновск в отношении военного комиссариата Ульяновской области. По результатам проверки 05.09.2011 старшим государственным инспектором отдела контроля ка­чества оказания медицинской и социальной помощи населению Управления Росздравнадзо­ра по Ульяновской области Владыко Н.В. был составлен протокол в отношении Военного комиссариата Ульяновской области о совершении им администра­тивного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, и вынесено предписание в отношении военного комиссариата Ульяновской области об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки. Данное предписание является незаконным и подлежащем отмене.

Привлекая Военный комиссариат Ульяновской области к административной ответственности и вынося предписание об устранении нарушений, Росздравнадзор пришёл к выводу о том, что по месту работы призывной комиссии Железнодорожного Засвияжского и Ленинского районов г.Ульяновска по адресу:  2-й Винновский пер., 1 военный комиссариат Ульяновской области осуществлял медицинскую деятельность без соответствующей лицензии. Вместе с тем данный вывод является незаконным. Военный комиссариат Ульяновской области в силу возложенных на него законодательством задач не проводит медицинское освидетельствование граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Кроме того, Военный комиссариат Ульяновской области не сможет получить лицензию на право осуществления медицинской деятельности, поскольку не отвечает все требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии Положением о лицензировании медицинской деятельности (утв. постановле­нием Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30).

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Военной комиссариат Ульяновской области просит отменить решение суда. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные изложенным в изначально поданной жалобе. Кроме того указывает, что при рассмотрении дела суд пришёл к выводу о том, что Военный комиссариат Ульяновской области допустил  осуществление медицинской деятельности на своих фондах по адресу: г.Ульяновск, 2-й Винновский пер., 1. Однако данное обстоятельство не соответствует действительности. Сам по себе факт наличия в штате Военного комиссариата Ульяновской области должности фельдшера и врача-терапевта не свидетельствует об осуществлении Военным комиссариатом Ульяновской области медицинской деятельности. Судом не установлено, в чем конкретно проявляется оказание доврачебной помощи со стороны  фельдшера Военного комиссариата К*** Т.М. и оказание амбулаторно-поликлинической помощи по терапии А*** Н.В. как врача-терапевта Военного комиссариата.      Наличие на балансе Военного комиссариата Ульяновской области медицинского оборудования и здания, расположенного по адресу: г. Ульяновск, 2-й Винновский пер., 1, также не свидетельствует об осуществлении военным комиссариатом Ульяновской области медицинской деятельности.

Медицинское оборудование действительно находится на балансе военного комиссариата, однако оно используется только в период работы призывной комиссии. Военный комиссариат лишь обеспечивает его сохранность и передачу призывной комиссии следующего призыва.

В возражениях на кассационную жалобу  Военного комиссариата Ульяновской области Управление федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что с 17 час. 50 мин. 10.08.2011 года по 16 час. 00 мин. 05.09.2011 года на основании приказа №П73-402/11 от 10.08.2011 года руководителя Управления Росздравнадзора по Ульяновской области по обращению Ч*** Г.В. проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности призывной комиссии Железнодорожного, Засвияжского и Ленинского районов г. Ульяновска в отношении Военного комиссариата Ульяновской области по месту осуществления деятельности: г. Ульяновск, 2-й Винновский переулок, д. 1. По результатам проверки в отношении Военного комиссариата Ульяновской области 05.09.2011 года был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Кроме того, военному комиссариату Ульяновской области выдано предписание от 05.09.2011 года № 68 об устранении нарушений, отмеченных в акте проверки, а именно: 1) прекратить осуществление медицинской деятельности без наличия лицензии; 2) представить регистрационные удостоверения и сертификаты соответствия на стерилизатор воздушный, стетофонендоскоп, негатоскоп, бактерицидный облучатель ОБН-150, ростомер, динамометр, электрокардиограф, установку стоматологическую; 3) провести проверку средств измерения по адресу: г. Ульяновск, 2-й Винновский переулок, д.1; 4) укомплектовать штатные должности медицинскими работниками, имеющими соответствующую профессиональную подготовку; 5) получить санитарно-эпидемиологическое  заключение по виду работ (услуг) по доврачебной медицинской помощи по лечебному делу; по амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по терапии по адресу осуществления деятельности:  г. Ульяновск, 2-й Винновский переулок, д.1; 6) заключить договор на 2011 год на техническое обслуживание медицинского оборудования по адресу: г. Ульяновск, 2-й Винновский переулок, д.1. Срок для исполнения данного предписания установлен до 03 ноября 2011 года.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к выводу о правомерности вышеуказанного предписания, поскольку Военный комиссариат Ульяновской области допустил осуществление медицинской деятельности на своих фондах, по адресу: г. Ульяновск, 2-й Винновский переулок, д. 1.  Это выразилось в том, что призывная комиссия Железнодорожного, Засвияжского и Ленинского районов г. Ульяновска работала в помещении, находящемся в безвозмездном пользовании Военного комиссариата Ульяновской области; призывная комиссия при осуществлении медицинской  деятельности использовала медицинское оборудование, находящееся на балансе Военного комиссариата Ульяновской области;  в состав призывной комиссии были включены фельдшер и врач-терапевт, состоящие в штате Военного комиссариата Ульяновской области.

При этом суд указал в решении, что, передав помещение призывного пункта обратно Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска, Военный комиссариат Ульяновской области, по сути, исполнил требования предписания. 

Вместе с тем вывод об осуществлении Военным комиссариатом Ульяновской области медицинской деятельности без соответствующей лицензии сделан судом первой инстанции преждевременно, без установления необходимых юридически значимых обстоятельств по делу.

Из акта проверки Росздравнадзора по Ульяновской области от 05.09.2011 года следует, что в вину Военному комиссариату Ульяновкой области вменяется осуществление деятельности без получения лицензии при осуществление медицинской помощи по лечебному делу, при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе, при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по терапии.  

Таким образом, при рассмотрении дела суд должен был установить, действительно ли Военным комиссариатом Ульяновской области осуществлялась указанная медицинская деятельность. Сам по себе факт нахождения в штате военного комиссариата Ульяновской области фельдшера и врача-терапевта не предполагает безусловного осуществления указанными лицами медицинской деятельности.

Кроме того, из материалов дела следует, что врач-терапевт отделения подготовки, призыва и набора граждан на военную службу по контракту военного комиссариата Ульяновской области по Железнодорожному, Засвияжскому и Ленинскому району г.Ульяновска А*** Н.В. являлась также  врачом-терапевтом МУЗ «Городская поликлиника № 7».  Таким образом, суду следовало при рассмотрении дела установить, какие обязанности исполняли штатные врачи военного комиссариата Ульяновской области и в рамках каких трудовых отношений, будучи, в том числе, включенными в состав призывной комиссии.  

Суд должен был установить при рассмотрении дела, кем осуществлялась медицинская деятельность граждан в ходе работы призывной комиссии, функции призывной комиссии, порядок её создания и деятельности, взаимодействие с Военным комиссариатом Ульяновской области, пределы их ответственности. 

Кроме того, при рассмотрении дела суд пришёл к выводу о том, что, передав помещение призывного пункта обратно Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска, Военный комиссариат Ульяновской области, по сути, исполнил требования предписания о прекращении осуществления медицинской деятельности без лицензии.  Вместе с тем предписание состоит из 6 пунктов. Суд не дал оценки правомерно ли были возложены на Военный комиссариат Ульяновкой области обязанности по представлению регистрационных удостоверений и сертификатов соответствия на медицинское оборудование; по проведению  проверки средств измерения по адресу: г. Ульяновск, 2-й Винновский переулок, д.1; по укомплектованию штатных должностей медицинскими работниками, имеющими соответствующую профессиональную подготовку; по получению санитарно-эпидемиологического  заключения по виду работ (услуг) по доврачебной медицинской помощи по лечебному делу; по амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по терапии по адресу осуществления деятельности:  г. Ульяновск, 2-й Винновский переулок, д.1; по заключению договора на 2011 год на техническое обслуживание медицинского оборудования по адресу: г. Ульяновск, 2-й Винновский переулок, д.1. 

Судом не рассмотрен вопрос о необходимости проведения вышеуказанных мероприятий при наличии вывода о прекращении Военным комиссариатом Ульяновской области медицинской деятельности без наличия лицензии.

Учитывая, что решение поставлено судом первой инстанции без установления всех юридически значимых обстоятельств по делу, его нельзя признать законным и оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует установить юридически значимые обстоятельства по делу, дать им правильную юридическую оценку и с учетом собранных по делу доказательств постановить по делу законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Отменить решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23 сентября 2011 года. Направить дело в тот же суд для рассмотрения по существу в ином составе судей.

 

Председательствующий

 

Судьи: